Урок литературного чтения 4 кл, УМК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Идрисбаева Светлана Николаевна Предмет: литературное чтение Класс: 4 класс Тип урока: урок-исследование (индуктивного типа) УМК: Школа России Продолжительность урока: 45 мин
Обобщение урока В произведениях поэта и художника есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности Тема Стихотворение Клычкова С.А. «Весна в лесу». Картина Крымова Н.П. «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи Цель Создание условий для выдвижения детьми и формулирования ими разных гипотез о неизвестном, формирования способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Задачи Образовательные:

  • формирование умения анализа лирического текста;

  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

  • развитие умения определять содержание и выразительные средства произведения живописи.

Развивающие:
  • развитие умения определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  • развитие умения читать стихи выразительно.
Воспитательные: развитие умения замечать прекрасное в окружающем, формирование эстетического вкуса.
УУД Личностные УУД: восприятие литературного лирического произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное. Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения; составлять план работы по решению учебной задачи; определять границы коллективного знания и незнания по теме. Коммуникативные УУД: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; оценивать достижения участников групповой работы по выработанным критериям; находить нужную информацию в словарях. Познавательные УУД: осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, схемы; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, выявлять основную мысль произведения; находить в литературном тексте средства художественной выразительности, в произведении живописи средства изобразительной выразительности, объяснять смысл образных слов и выражений, сравнивать литературное произведение с репродукцией картины. Планируемые результаты Предметные:
  • умение называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.;
  • умение анализировать поэтический текст;

  • умение сравнивать произведения двух видов искусства;
  • передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.
Личностные:
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • проявление интереса к красоте поэтического слова;
  • получение эстетического удовольствия от восприятия живописи;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • эмоционально-ценностное отношение к природе.
Метапредметные:
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • выполнение учебно-познавательных действий, ориентирование в своей системе знаний, формулирование выводов, обобщений;
  • работа по предложенному плану;
  • выделение критериев (оснований) для проведения сравнения произведений литературного и изобразительного искусства;
  • сравнение произведения литературы и живописи;
  • оценивание действий одноклассников.
Основные понятия Лирика, чувства, настроение, тема и главная мысль произведения, средства художественной и изобразительной выразительности Межпредметные связи Изобразительное искусство, окружающий мир Ресурсы: основные дополнительные Учебник Литературное чтение 4 класс, ч. II, с. 116, 117, портреты поэта Клычкова С.А. и художника Крымова Н.П., музыка Вивальди А. «Весна», словарь настроений, напечатанный текст стихотворения для анализа, карточки-облачки, фломастеры, толковые словари, словарь устаревших слов, презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор. Формы работы на уроке Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая Технология Проблемно-исследовательская

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет

ные

УУД

Познавальные УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД.

Организационный момент

Время: 2 мин.

Этапы:

а) организация класса

Дежурный призывает к соблюдению порядка в классе и сообщает о готовности к уроку: «Класс к уроку готов!»

Предлагает работать дежурному по классу

И Выполнить работу по организации класса

Р Определяют собственную готовность к уроку, осознают значимость начала учебной деятельности

б) включение в деятельность

Ученики по очереди выполняют задание и садятся.

Учитель предлагает назвать фамилию, имя, отчество одного из поэтов изучаемого раздела с помощью портретной галереи и сесть за парту

И Озвучить инициалы и фамилии поэтов раздела «Поэтическая тетрадь»

Называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.

Р Мобилизация внутренних ресурсов на учебную деятельность

Изучение нового материала

Время: 35 мин.

Этапы I:

а) Мотивация познавательной деятельности

Отвечают, что на одном из портретов изображён поэт Клычков Сергей Антонович.


Высказывают предположения, например: «Крымов тоже поэт», «Вместе учились», «Крымов иллюстрировал стихи Клычков», «Жили в одно время»…

Формулируют совместно с учителем цель исследования: изучить произведения Крымова и Крылова, сравнить их чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

Учитель фиксирует на доске два портрета

( Клычкова С.А. и Крымова Н.П.).

Затем прикрепляет подпись: фамилию, имя , отчество и годы жизни поэта.

Далее говорит, что рядом висит портрет Крымова Николая Петровича (прикрепляет подписи) и просит ответить на вопрос «Как вы думаете, кто это? Почему здесь помещён его портрет? Какая связь между ними?» (Учитель ставит знак вопроса между портретами)

Учитель кратко фиксирует предположения на бумажных облачках и размещает их на доске.

Учитель говорит: «Вы молодцы! Прозвучали отличные гипотезы о творчестве Крымова и Клычкова. Но как же нам решить, кто прав? Какая всё-таки связь есть между Крымовым и Клычковым? Какова цель нашего исследования?»

Ф Отгадать, чьи портреты размещены и почему они помещены рядом?

определять границы коллективного знания и незнания по теме.



Определять задачу урока

П Формулировать учебную задачу урока, высказывать предположения.

К Проявлять активность и стремление высказываться

Р Определять границы коллективного знания и незнания по теме, выдвигать гипотезы и обосновывать их

б) Актуализация необходимых знаний

Составляют план исследования:

  1. Анализ стихотворения Клычкова С.А.

  2. Анализ картины Крымова Н.П.

  3. Сравнение стихотворения и картины

Предлагает составить план исследования, опираясь на с. 116, 117

учебника.

Рассмотреть с.116, 117 и составить план исследования.

Составлять план

исследования

П осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины

К Составлять план совместных действий.

Р. Строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Дети предлагают свои варианты и фиксируют критерии оценки на доске. В результате формируется список критериев:

- тема;

- событие;

- главная мысль;

- средства выразительности.

(Перечень может дополняться в ходе исследования)

Предлагает выбрать критерии для сравнения произведений литературы и живописи.

Учитель фиксирует на доске названия сравниваемых произведений и критерии.

Выбор критериев (оснований) для сравнения произведений литературы и живописи.

Формулировать критерии сравнения двух творческих продуктов

К. Составлять план совместных действий, осознавать цель своего высказывания, выбирать основания, критерии для сравнения.

Этап II: Исследование, обмен информацией и её организация:

а) знакомство с краткой биографией поэта;

Учащийся озвучивает краткую информацию о жизни и творчестве поэта

Учитель предлагает подготовленному учащемуся рассказать биографию поэта

И Познакомить с краткой биографией

поэта Клычкова С.А.

Воспринимать информацию о жизни и творчестве поэта

П. Воспринимать классика литературы, как часть русской национальной культуры.

б) восприятие;

1.Рассматривают, высказывают свои предположения.


2.Слушают, отмечая непонятные слова

3.Делятся своими впечатлениями.

Говорят, что в стихотворении описывается ранняя весна, и автор хочет поделиться радостью от прихода весны.

Называют свои чувства.

Говорят, что это лирическое стихотворение

1.Учитель предлагает рассмотреть 116 и 117 страницы учебника и предположить, тему стихотворения поэта Клычкова

2.Предлагает прослушать стихотворение в исполнении учителя и затем высказать свои впечатления об услышанном.

Спрашивает, какова тема стихотворения, главная мысль

На схеме фиксирует таблички напротив темы - «ранняя весна», напротив главной мысли - «радость от прихода весны»

Ф 1.Предположить тему стихотворения, просмотрев с. 116, 117

2. Прослушать произведение, выделяя непонятные слова

3.Поделиться своими впечатлениями

4.Определить тему и главную мысль

5.Назвать чувства, настроение, которое мы испытываем от прихода весны

Прогнозиро

вать содержание произведения,Воспринимать стихотворение, задействуя аудиальный и визуальный каналы, анализировать впечатления.









П Осознавать сущность и значение произведений классика литературы, воспринимать их как часть русской национальной культуры, высказывать предположения, делать обобщения, выводы,

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов К эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное

в) словарная работа;


1.Называют слова.

2.Называют источники (словари, интернет, учитель, родители).

3.Находят значения слов яр и свирелка в словаре учебника и озвучивают информацию.

4.Высказывают предположения

5.Слушают товарища.

6. Оценивают работу по критериям..

1.Предлагает обратить внимание на непонятные и выделенные слова в тексте стихотворения. 2.Спрашивает, в каких источниках мы можем узнать значение слов.

3.Просит найти значение выделенных слов в словаре учебника.(Слайд)

4. Предположите значение остальных слов, ориентируясь на контекст.

5.С оставшимися словами познакомит учащийся, который выполнял опережающее задание.

6.Предлагает оценить работу выступавшего

Ф 1.Назвать непонятные слова

3.Познакомиться со значением выделенных слов в словаре учебника

4.Предположить значение непонятных слов

И

5. Познакомить с остальными словами

Поиск и выделение необходимой информации

П поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, Р. Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей.

в) физминутка; (см. по мере утомления)

Ранней весною дети гуляли,

И за природой они наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Грачи прилетали,

Крыльями помахали.

И медведь в лесу проснулся,

В ручеёк он окунулся.

Кругом такая красота-

Значит, к нам пришла весна.

Предлагает провести физминутку.на фоне музыки А. Вивальди «Весна»

Ф Выполнить движения в соответствии со словами.

Выделение необходимой аудиальной информации для перевода её в кинестетику

К Осуществлять совместную деятельность

Р Анализировать собственные ощущения тела

г) вторичное восприятие (чтение учащимися);

д) определение картин в произведении;


е) исследование художественных особенностей;

Читают слова щу-ря-ся, по дуб-ро-вам, стран-ни-чек, в на-ру-кав-ни-це, со сви-рел-кой.

Отмечают, что в конце 3, 4 строк нет запятых, значит нет остановок.

Читают стихотворение четверо учащихся (по желанию) четыре строки, дают названия картинам

1-я строфа «Лесная опушка» - ГДЕ ПРОИСХОДИТ? происходит действие,

2 - 4-я строфы «Зайцы и дятел», «Медведь», «Автор» - ЧТО ПРОИСХОДИТ?

5-я строфа «Лель» ПРИХОД ВЕСНЫ

Выполняют задания.

1-я группа. Задание: Определить все звуки, которые можно услышать в этом стихотворении?

2-я группа. Задание: «Определить все движения, происходящие в лесу»

3-я группа. Задание:

«Выделить средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения».

4-я группа. Задание:

«Чей образ раскрывает звукопись?»

По истечении времени группы озвучивают результаты мини-исследований, модератор группы оценивает работу членов группы.

Отвечают, что автор использовал все эти приёмы и средства, чтобы показать, как все рады пробуждению, рады весне.

Описывают настроение, созданное автором.

Предлагает прочитать слова по слогам хором. (Слайды)

Обратите внимание на знаки препинания в строфах.

Предлагает прочитать стихотворение и в процессе чтения определить картины, которые создал Фёдор Иванович.

Предлагает определить количество частей

Предлагает провести исследовательскую работу по группам. Раздаёт рабочие листы с заданиями и предлагает модератору группы прочитать задания вслух.



Учитель фиксирует таблички в схеме.

Учитель предлагает ответить, с какой целью использовал автор столько средств и приёмов?

Анализировать

лирический текст

с опорой на систему вопросов



Г Провести исследование по в группах.

Каждая группа получает своё задание

Развитие техники чтения.

Анализ поэтического текста


Классифика

ция полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия новых знаний.

Поиск и выделение необходимой информации


П Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К Проявлять активность и стремление высказываться, отвечать на вопросы на основе художественного текста

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.





П Моделирование, структурирование знаний. Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения,

уметь договариваться в паре, проявлять терпимость к другому мнению.

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения.

Этап III

Анализ картины Крымова Н.П. «К весне»

1.Учащиеся слушают краткий рассказ о художнике Крымове Николае Петровиче.

Рассматривают картину, называют детали.

Делятся первыми впечатлениями.

Называют весенний период - ранняя весна, озвучивают тему.

Объясняют смысл названия.

Определяют цветовую гамму, выбирая из предложенного списка, работая в паре. Зачитывают выбранные описания цветовой гаммы.

Выбирают из стихотворения строки, соответствующие содержанию картины.

1.Учитель предлагает выступить однокласснику.

2. Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины «К весне», высказать первые впечатления, определить какой период весны отражает репродукция полотна, назвать тему, объяснить смысл названия.

По ходу беседы заполняется схема на доске.

Предлагает работать в паре. Изучить цветовую гамму полотна.

Предлагает соотнести строки стихотворения с картиной.

1.Познакомиться с художником Крымовым Н.П.

2.Рассмотреть репродукцию картины, высказать первые впечатления.

3.Назвать тему полотна.

4.Объяснить смысл названия.

П

1.Определить средства выразительности

2.Подобрать строки из поэтического текста к содержанию картины

Поиск и выделение необходимой информации

П Осуществлять поиск информации на основе

репродукции картины

воспринимать классика живописи, как часть русской национальной культуры

К Уметь договариваться в паре, проявлять терпимость к другому мнению.

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей.

Связывание информации, формулирование выводов

Время: 5 мин

Этапы:

а) анализ таблицы;


б) подведение итогов по исследованию.

Просматривают импровизированную таблицу, озвучивают, по каким критериям обнаружили сходство, а по каким отличия. (Тема - ранняя весна, главная мысль - радость от приближения весны, отличия. Различия видят в средствах выразительности). Закрашивают цветным мелком те фрагменты таблицы, которые одинаковы.

Делают вывод по исследованию: они жили и творили в одну эпоху, описали в своих произведениях один и тот же этап весны, радуясь её приходу и нас заражая этой радостью. Художники слова и кисти использовали разные средства выразительности и поэтому каждое произведение уникально и неповторимо.

Предлагает сравнить произведения поэта и художника, сделать выводы.

Учитель резюмирует:

В произведениях поэта Клычкова и художника Крымова есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности.

Теперь вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили между двумя портретами: Какая всё-таки связь между Крымовым С.А и Клычковым Н.П.?

Ф Сформулиро

вать вывод по результатам анализа двух произведений


Сформулировать вывод по исследованию

Синтез, как составление целого из частей,

передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса

П Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Р читать в соответствии с целью чтения.

Рефлексия:

Время: 2мин

Оценивают гипотезы как верные или ошибочные.

Предлагает оценить предположения как верное и ошибочное.

Учитель подчёркивает значимость и ценность всех выдвинутых предположений, даже если они были ошибочными, так как гипотезы помогают направить поиск необходимой информации для ответа на возникший вопрос.

Ф Оценить предположения

Оценить достижения участников

П. Рефлексия способов и условий действий.

К Строят монологические высказывания; участвуют в дилоге.

Р осуществлять контроль и коррекцию способа

действия.

Домашнее задание:

1 мин

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи Клычкова С.А. или подготовить презентацию картинной галереи Крымова Н.П.

Спрашивает, кому из ребят захотелось продолжить знакомство с творчеством Сергея Антоновича и Николая Петровича. Предположите каким может быть домашнее задание.

Ф Проектирование коллективного домашнего задания.

Благодарит за плодотворную работу.

Проектировать домашнее задание

Р Принимать выделенные ориентиры действия, планировать способы его достижения.


© 2010-2022