- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок по познанию мира «Когда ты дома один», Русская сказка «Гуси-лебеди»
Интегрированный урок по познанию мира «Когда ты дома один», Русская сказка «Гуси-лебеди»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Достовалова Т.А. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок по познанию мира, ОБЖ, грамоте. 1 класс
Тема урока: "Когда ты дома один" ( « Познание мира», ОБЖ )
Русская сказка « Гуси-лебеди» ( «Грамота»)
Цели:
-
Научить детей правилам безопасного поведения в квартире в отсутствии взрослых.
-
Познакомить с русской народной сказкой « Гуси-лебеди»
Задачи:
1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах; учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивым и решительным;
2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;
3.учить заботиться о других людях в трудных жизненных ситуациях, воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме;
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Оборудование: аудиозапись , карточки с телефонами 101,102,103, схема сказки, картинки с изображениями гусей-лебедей.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Объявление темы и целей урока.
3 Знакомство с темой "Когда ты дома один"
3 ученика читают стихотворение Если мамы дома нет, то не стану я скучать, Есть на свете много дел, нужно только их начать. Уберу я наши книги, вытру пыль на полках, Ничего, что высоко, справлюсь с этим ловко.
Помою грязную посуду, и пол помыть я не забуду. Пылесосом уберу, пыли не оставлю, А затем я на плите чайничек поставлю. Испеку сама пирог, поглажу бабушке платок.
Я хожу кругом, гляжу, я порядок навожу! Только что-то вдруг случилось, вниз я с полки повалилась, Разбила вазу и тарелку, споткнулась о свою скамейку, Забыла выключить утюг, всё задымилось вдруг вокруг! Мне стало страшно! Вот беда! Я не послушна, как всегда! Учитель: Ребята, бывают ситуации, когда вы остаётесь дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды. Ребята, а вы знаете, как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды? 1 ученик Нельзя палец или гвоздик Вдруг в розетку нам совать - Электричество опасно - Это каждый должен знать! 2 ученик Деревянные сестрички В коробочке - это спички. Вы запомните, друзья, Спички детям брать нельзя. 3 ученик Если близко телефон И тебе доступен он, Нужно «ноль - один набрать И быстрей пожарных звать! 4 ученик Если слаб огонь, скорей Ты водой его залей. Но не вздумай воду лить Туда, где электричество! Телевизор и утюг, миксер и розетку Обходите стороной, маленькие детки! 5 ученик Если же большой огонь, Дымом всё объято, Выбегать из дома вон Надо всем ребятам И на помощь поскорей Ты зови, зови людей. 6 ученик Если ты включил утюг, Убегать не надо вдруг. Закрывая в доме дверь, Всё ли выключил, проверь. 7 ученик Быть нельзя с огнём вблизи, Там, где краски, газ, бензин, Ведь о них нам не напрасно Говорят: «Огнеопасно!» 8 ученик Пусть помнит каждый гражданин: Пожарный номер - «сто - один!» А чтоб не случилась в твоём доме беда, Советы взрослых слушай всегда!
Учитель: Опасности могут нас подстерегать не только из-за неправильного обращения с огнём, спичками, электроприборами и воспламеняющимися предметами. Беда может случиться и по другой причине. Существует много опасных предметов. Назовите: - предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); - предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); - предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Сейчас мы проведём игру, которая называется «Подбери картинку». Один знак обозначает «Нельзя брать!», а другой - «Осторожно пользоваться!». Задача: выбрать картинки из лежащих на столе и распределить их в две группы ( Газовая плита, пила, электрическая розетка, иголка, ножницы, топор, утюг, печка, спички, бытовая химия, таблетки) Ну, а если случилась беда, в тот же миг по телефону нужно набрать номер «Скорой помощи» - «103». Ребята, а вы могли бы объяснить, почему «скорая помощь» называется «скорой»? Ребята¸ когда вы остаетесь дома одни никогда не открывайте дверь незнакомым людям! Запомните правила, как вести себя, если ты дома один, а в дверь постучали:
- никогда не открывай дверь, не узнав, кто за ней находится;
- никогда не говори незнакомым, что родителей нет дома;
- не поддавайся ни на какие уговоры открыть дверь.
Если дома ребёнок один:
- он не тронет опасных предметов,
- он никого не пустит в дом, ни при каких уговорах,
- в случае необходимости сможет позвонить по телефону.
Если дома появился сильный дым, Набери по телефону - …(101). Если вдруг в квартиру ломится чужой, Говорит плохие, страшные слова, Угрожает и стучится в дверь ногой, Ты в милицию звони быстрей…(102). Если вдруг ты дома сильно захворал, Простудился или ногу поломал, В тот же миг по телефону набери Этот номер «скорой помощи»…(103).
Игра «Помоги сказочным героям» Заранее подготовленные ученики читают отрывки из сказки. Дети показывают карточку с номером телефона, который должны набрать сказочные персонажи. Выигрывает ребёнок, который быстрее всех поднимет карточку.
А рядом бегемотики Схватились за животики, У них, у бегемотиков, Животики болят. (103)
Я кровожадный, я беспощадный, Я злой разбойник Бармалей. И мне не надо ни мармелада. Ни шоколада, а только маленьких, (Да, очень маленьких!) детей! (102)
Бом - бом! Бом - бом! Загорелся кошкин дом! (101)
Петушок, петушок, золотой гребешок, Выгляни в окошко, дам тебе горошку. (102)
Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отворите, отоприте, Ваша мать пришла, молока принесла. (102)
Приоткрыла дверцу Лена - Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол. (101)
Учитель: Ребята, с вами ничего не случится, если вы будете слушать маму и папу.
На Земле жизнь светла и прекрасна, Все мы дети природы родной. Но немало явлений опасных Угрожают нам с вами бедой. Пред бедой не теряйся, будь смелым, Подави страх невольный в душе, Чтобы грамотно браться за дело, Юный друг, изучай ОБЖ! (Ю.Форостенко)
4 Знакомство с русской сказкой « Гуси-лебеди»
Учитель: Ребята , с героями каких сказок случились неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения старших? Ответы детей: «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Бармалей», «Гуси - лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях»… Подготовительный этап.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с одним из видов народной сказки - с волшебной сказкой. Прочитайте название сказки.( Гуси-лебеди.) Кто из вас слышал эту сказку раньше? Эта сказка про гусей -лебедей. Что же это за птицы гуси-лебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.
- Нравятся ли вам эти птицы?
а) Словарная работа.
Кликала - громко кричала
Причитывала - плакала, приговаривая
Устьице - отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун Молочная речка -кисельные берега в сказке появилась не случайно. Не все знают, что название кисель пошло именно от исконно русского деревенского блюда - овсяного киселя. Готовили его из овсяной крупы, а остывший кисель, который превращался в плотную массу, ели с молоком. Эта еда испокон века считалась лакомством, отсюда в сказках «молочные реки и кисельные берега». Такой кисель очень сытный, вкус его своеобразный, слегка кисловатый.
б) Знакомство с содержанием сказки (слушание аудиозаписи).
в) Проверка первичного восприятия.
- Понравилась вам сказка?
-Назовите главных героев сказки.
г) Чтение сказки цепочкой
д) Работа над содержанием. Оставление схемы к сказке. -В начале сказки случилась беда. Но для того, чтобы это отметить, уточним, где происходили события? -В тексте ,что-нибудь говориться об этом? -Но мы можем догадаться ? (В доме. В деревне.) -Почему в доме произошла беда? Девочка нарушила запрет и в доме случилась беда. (учитель отмечает на схеме домик) -Отметим стрелкой путь девочки из дома. - Куда попадает девочка? (В волшебный лес. В избушку к бабе яге) -Отметим на схеме избушку. В волшебных сказках два мира: свой мир и иной ,чужой для героя, мир. В своем мире живут реальные герои ,а иной мир-волшебный населен фантастическими существами и заполнен волшебными предметами. - Какой мир «свой» мир для девочки ? ( Там, где дом девочки.) Если есть два мира ,должна быть и граница между ними. -Что в нашей сказке может быть границей? В нашей сказке граница-это лес. Отметим на схеме. -Кто встречается на пути у девочки? Печка, яблонька, молочная река. В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. - Кто помог девочке? - Мышка волшебный помощник. А она бескорыстно помогает? -Значит волшебные помощники помогают только за какую-нибудь услугу. Прочитаем окончание сказки. Кто помог девочке вернуться домой? Посмотрим на нашу схему. Вспомним основные признаки волшебной сказки
свой мир граница иной мир
герой
искатель волшебные помощники герои-вредители
запрет
беда путь героя в иной мир
путь героя обратно
Изменилась ли девочка к концу пути? С какими словами обращается девочка к печке ,яблоньке и речке в начале и в конце пути. Кого в этой сказке можно назвать героем -вредителем? 5 Актуализация знаний. - Что же девочка испытала и поняла? - О чем же эта сказка? - Когда все откликаются на беду? - - Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа.
6 Итог урока. Домашнее задание. - Дочитать сказку до конца.