- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука нравственности (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука нравственности (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова М.А. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю. Директор _________/Е.А.Чередникова/ «____»_____________2015 г.
Согласовано. Председатель методического совета ________/Н.И.Колпакова/ «____»________2015 г.
Программа рассмотрена на заседании кафедры «Начальные классы» Протокол №___ от ______ Руководитель кафедры ____________ /М.А.Макарова/ «____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
Направление: Духовно-нравственное
Возраст детей 9-10 лет
Срок реализации программы 1 год (4 класс)
Общее количество часов - 34 (1 час в неделю)
Автор: Макарова М.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Алексеевка
с. Алексеевка
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться еще в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития школьника, его нравственных чувств и этнического сознания, создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.
Будут достигнуты результаты 1 уровня:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Произойдёт формирование результатов 2 уровня:
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем в сотрудничестве с родителями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности:
- познавательной деятельности;
- проблемно - ценностной;
- социально - творческой;
- игровой;
- спортивно - оздоровительной;
- туристско - краеведческой;
Технологий: - личностно - ориентированного обучения;
- интерактивного обучения;
- использование ИКТ - технологий;
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создать условия для воспитания настоящего духовно - богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
-
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы организации программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнёрства - целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;
- социальной востребованности воспитания- соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
-
Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
-
Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
-
Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
-
Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
-
Художественное творчество (выставки, фестивали искусств: в классе и школе);
-
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
-
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
-
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
-
Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» обучающиеся должны знать:
1. Заповеди поведения.
2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
-
Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
-
Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
-
Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
-
Заботиться о животных, птицах;
-
Организовывать труд и отдых дома;
-
Соблюдать порядок на рабочем месте;
-
Жить по составленному режиму дня.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном поведении, как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 4 класс:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в программе курса;
Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- влияние приобретённых духовно - нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;
Учебно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» - 4 класс.
Задачи:
-
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
-
Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
-
Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.
Содержание программы.
4 класс - 34 часа.
Раздел 1: Я ученик начальной школы (5 часов).
Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.
Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.
Правила общения в классном коллективе.
Раздел 2: О доброте душевной (11 часов).
Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?
Настрой на добрые дела.
Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло.
Правила бескорыстной дружбы.
Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».
Раздел 3: Труд развивает человека (9 часов).
Воспитание трудолюбия.
Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.
Помощь маме в домашних делах.
Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Правила общения по телефону.
Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа).
Правильно распределяй своё время - многое успеешь.
Культура внешнего вида.
Забота о своих вещах.
Раздел 5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа).
Научись уважать окружающих тебя людей.
Правила культурного диалога.
Раздел 6: Этика и этикет (4 часа).
Учись видеть красоту окружающего тебя мира.
Доброта вокруг нас.
Правила этикета.
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Формы проведения
Сроки проведения
Раздел 1: Я ученик начальной школы (5 часов).
1-2
Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.
2 ч
Познавательная
сентябрь
3-4
Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.
2 ч
Игровая, туристско- краеведческая деятельность
сентябрь
5
Правила общения в классном коллективе.
1 ч
Проблемно-ценностное общение
октябрь
Раздел 2: О доброте душевной (11 часов).
6-7
Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?
2 ч
Досуговое общение
октябрь
8-9
Настрой на добрые дела.
2 ч
Досуговое общение
ноябрь
10-12
Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло.
3 ч
Трудовая деятельность
ноябрь
13-14
Правила бескорыстной дружбы.
2 ч
Познавательная
декабрь
15-16
Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».
2 ч
Социальное творчество
декабрь
Раздел 3: Труд развивает человека (9 часов).
17
Воспитание трудолюбия.
1 ч
Познавательная, трудовая деятельность
январь
18
Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.
1 ч
Игровая, спортивно-оздоровительная деятельность
январь
19-20
Помощь маме в домашних делах.
2 ч
Социальное творчество
январь
21-22
Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
2 ч
Проблемно-ценностное общение
февраль
23-25
Правила общения по телефону.
3 ч
Познавательная
февраль
Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа).
26
Правильно распределяй своё время - многое успеешь.
1 ч
Проблемно-ценностное общение
март
27
Культура внешнего вида.
1 ч
Познавательная
март
28
Забота о своих вещах.
1 ч
Игровая
март
Раздел 5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа).
29
Научись уважать окружающих тебя людей.
1 ч
Социальное творчество
апрель
30
Правила культурного диалога.
1 ч
Проблемно-ценностное общение
апрель
Раздел 6: Этика и этикет (4 часа).
31
Учись видеть красоту окружающего тебя мира.
1 ч
Художественное творчество
апрель
32
Доброта вокруг нас.
1 ч
Досуговое общение
май
33-34
Правила этикета.
2 ч
Проблемно-ценностное общение, туристско- краеведческая деятельность
май
Список литературы для учителя:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников». № 9, 2010.
3.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000.
4. Д.С. Лихачёв: «Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: Просвещение, 1997.
5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников». № 2, 2012.
6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После». №1, 2012.
7. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. № 8, 2010.
8.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. № 7, 2010.
9.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. № 3, 2010.
10.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. № 5, 2009.
11. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. № 1, 2010.
12.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После». №1, 2011.
13.Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6, 2011.
14.Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После». №4, 2011.