Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука нравственности (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области


Утверждаю. Директор _________/Е.А.Чередникова/ «____»_____________2015 г.

Согласовано. Председатель методического совета ________/Н.И.Колпакова/ «____»________2015 г.

Программа рассмотрена на заседании кафедры «Начальные классы» Протокол №___ от ______ Руководитель кафедры ____________ /М.А.Макарова/ «____» _____________ 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности

«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»


Направление: Духовно-нравственное

Возраст детей 9-10 лет

Срок реализации программы 1 год (4 класс)

Общее количество часов - 34 (1 час в неделю)




Автор: Макарова М.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Алексеевка



с. Алексеевка

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться еще в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития школьника, его нравственных чувств и этнического сознания, создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.

Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.

Будут достигнуты результаты 1 уровня:

- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);

-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;

Произойдёт формирование результатов 2 уровня:

- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- ценностного отношения к социальной реальности в целом;

Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.

- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.

Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем в сотрудничестве с родителями.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.

Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности:

- познавательной деятельности;

- проблемно - ценностной;

- социально - творческой;

- игровой;

- спортивно - оздоровительной;

- туристско - краеведческой;

Технологий: - личностно - ориентированного обучения;

- интерактивного обучения;

- использование ИКТ - технологий;

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- создать условия для воспитания настоящего духовно - богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;

- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Принципы организации программы внеурочной деятельности

«Азбука нравственности».

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

- нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

- социально-педагогического партнёрства - целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

- индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;

- социальной востребованности воспитания- соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».


  1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

  2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

  3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

  4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

  5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств: в классе и школе);

  6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

  7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

  9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности

«Азбука нравственности».


Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;

- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;

В результате прохождения программы «Азбука нравственности» обучающиеся должны знать:

1. Заповеди поведения.

2. Правила вежливости.

3.Отличия понятий «этика» и «этикет».

Уметь:

  1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;

  2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах;

  3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;

  4. Заботиться о животных, птицах;

  5. Организовывать труд и отдых дома;

  6. Соблюдать порядок на рабочем месте;

  7. Жить по составленному режиму дня.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:


Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация в нравственном поведении, как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;

- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его собственными;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- уметь формировать свою позицию и точку зрения;

- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;

Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 4 класс:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- любящий свой край, свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;

Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


- непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в программе курса;

Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


- влияние приобретённых духовно - нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;

Учебно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» - 4 класс.

Задачи:

  1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.

  2. Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.

  3. Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.

Содержание программы.

4 класс - 34 часа.

Раздел 1: Я ученик начальной школы (5 часов).

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.

Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.

Правила общения в классном коллективе.

Раздел 2: О доброте душевной (11 часов).

Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?

Настрой на добрые дела.

Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло.

Правила бескорыстной дружбы.

Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

Раздел 3: Труд развивает человека (9 часов).

Воспитание трудолюбия.

Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.

Помощь маме в домашних делах.

Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Правила общения по телефону.

Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа).

Правильно распределяй своё время - многое успеешь.

Культура внешнего вида.

Забота о своих вещах.

Раздел 5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа).

Научись уважать окружающих тебя людей.

Правила культурного диалога.

Раздел 6: Этика и этикет (4 часа).

Учись видеть красоту окружающего тебя мира.

Доброта вокруг нас.

Правила этикета.

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Формы проведения

Сроки проведения

Раздел 1: Я ученик начальной школы (5 часов).


1-2

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.

2 ч

Познавательная

сентябрь

3-4

Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.

2 ч

Игровая, туристско- краеведческая деятельность

сентябрь

5

Правила общения в классном коллективе.

1 ч

Проблемно-ценностное общение

октябрь

Раздел 2: О доброте душевной (11 часов).


6-7

Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое?

2 ч

Досуговое общение

октябрь

8-9

Настрой на добрые дела.

2 ч

Досуговое общение

ноябрь

10-12

Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло.

3 ч

Трудовая деятельность

ноябрь

13-14

Правила бескорыстной дружбы.

2 ч

Познавательная

декабрь

15-16

Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

2 ч

Социальное творчество

декабрь

Раздел 3: Труд развивает человека (9 часов).


17

Воспитание трудолюбия.

1 ч

Познавательная, трудовая деятельность

январь

18

Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.

1 ч

Игровая, спортивно-оздоровительная деятельность

январь

19-20

Помощь маме в домашних делах.

2 ч

Социальное творчество

январь

21-22

Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2 ч

Проблемно-ценностное общение

февраль

23-25

Правила общения по телефону.

3 ч

Познавательная

февраль

Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа).


26

Правильно распределяй своё время - многое успеешь.

1 ч

Проблемно-ценностное общение

март

27

Культура внешнего вида.

1 ч

Познавательная

март

28

Забота о своих вещах.

1 ч

Игровая

март

Раздел 5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа).


29

Научись уважать окружающих тебя людей.

1 ч

Социальное творчество

апрель

30

Правила культурного диалога.

1 ч

Проблемно-ценностное общение

апрель

Раздел 6: Этика и этикет (4 часа).


31

Учись видеть красоту окружающего тебя мира.

1 ч

Художественное творчество

апрель

32

Доброта вокруг нас.

1 ч

Досуговое общение

май

33-34

Правила этикета.

2 ч

Проблемно-ценностное общение, туристско- краеведческая деятельность

май



Список литературы для учителя:


1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников». № 9, 2010.

3.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000.

4. Д.С. Лихачёв: «Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: Просвещение, 1997.

5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:

Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.

«Воспитание школьников». № 2, 2012.

6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После». №1, 2012.

7. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. № 8, 2010.

8.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. № 7, 2010.

9.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. № 3, 2010.

10.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. № 5, 2009.

11. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. № 1, 2010.

12.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После». №1, 2011.

13.Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6, 2011.

14.Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После». №4, 2011.



© 2010-2022