Мониторинг в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном МО учителя начальных классов

МОУ СОШ №129 Зуевой Ларисы Владимировны по теме:


МОНИТОРИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения. Если раньше при оценке достижений детей учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выражая оценку в отметках - баллах, то сегодня учителя интересует процесс формирования личности в учебной деятельности, и прежде всего путь усвоения знаний и обретения базовых учебных навыков, который нельзя просто зафиксировать отметкой - баллом, но нужно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировть.

В связи с этим мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы начальной школы.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

- первый уровень (индивидуальный) - осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);

- второй уровень (внутришкольный) - осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).

Учитель начальных классов осуществляет следующие виды мониторинга:

- дидактический мониторинг - слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);

- воспитательный мониторинг - слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социума);

- психолого-педагогический мониторинг - слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);

-медицинский мониторинг - слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с врачом школы);

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа.

1. На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий

2. Второй этап (практический) - сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга.

3. Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Внутришкольный мониторинг в начальной школе осуществляется согласно положению о контроле и оценке знаний обучающихся первой ступени начального общего образования, которое есть в каждой школе. Внутришкольный мониторинг в начальной школе представлен:

1.Стартовая диагностика.

Проводится в начале 1 класса (вторая декада сентября) и направлена на определение индекса реальных возможностей каждого конкретного ребенка и класса в целом. Материалы для и диагностики разработаны сотрудниками ФНМЦ им. Л.В.Занкова и Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

- создать основу для развития универсальных учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

2. Проверочные работы.

Проводятся регулярно в начале, в середине и в конце определенного этапа освоения содержательной линии (темы) предмета.


  1. Диагностическая работа.

- входной контроль осуществляется во 2-4 классах во вторую декаду сентября с целью проверки остаточных предметных умений и навыков, выявления пробелов в знаниях обучающихся и определения путей их устранения.

- промежуточный контроль предметных умений и навыков осуществляется в третьей декаде апреля 1 класса, во второй декаде декабря 2-4 классов, во второй декаде мая 2-3 класса.

- итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов и проводится на выходе из начальной школы во вторую декаду мая.

  1. Мониторинг метапредметных УУД (третья декада апреля).

Позволяет изучить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных и познавательных. В первом классе оценка УУД производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути. В 1 классе отслеживают восемь УУД: умение планировать, оценивать, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи. Во втором классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавятся еще восемь. А в третьем и четвертом их будет 34.

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Регулятивные УУД

1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

9. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

10. Умение осуществлять логическое действие синтез.

11. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.

12. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.

13. Умение осуществлять логическое действие обобщение.

14. Умение устанавливать аналогии.

15. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

16. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).

17. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).

18. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

19. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

20. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.

21. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.

22. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

23. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

24. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

25. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

26. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

27. Умение формулировать точку зрения.

28. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

29. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

30. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

31. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

32. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

33. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

34. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

Литература:

  1. Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. - М., 2012.

  2. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2011.

  3. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. - Санкт-Петербург, 2004.

  4. Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. - 2003.-№5.

  5. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. - 2003.-№6.

  6. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. - 1998.-№6.

  7. Ромадина Л. П. Справочник завуча. - М., 2013.

  8. Ушакова Н. В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников/ Завуч начальной школ. - 2004.-№5.

  9. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. - Кемерово, 2012.

Р.S. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти никогда

Редко

Часто

Почти

Всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

0

1

2

3

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

0

1

2

3

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

0

1

2

3

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

0

1

2

3

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

0

1

2

3

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

0

1

2

3

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

0

1

2

3

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

0

1

2

3

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

0

1

2

3

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" - почти никогда. "1" - иногда. "2" - часто, "3" - почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 - как высокий показатель эмоционального выгорания.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;

•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд - в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.


© 2010-2022