Урок литературного чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СОШ №59

Данковцева Марина Александровна

Литературное чтение

2 А класс

«Школа- 2100»

Тема урока: Опасное путешествие Бильбо ( Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит»).

Цели:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развивать умения аргументировать свою точку зрения;

- обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,презентацияк уроку.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1. Беседа по материалу прошлых уроков.

- Интересно ли вам было читать о Муми-троллях?

- Что особенно понравилось вам в этих маленьких сказочных существах?

2. Работа с авторским текстом на с. 101-103.

-Гномы - не единственные сказочные существа, есть ещё и другие.

Прочитаем, что о них рассказывает Афанасий.

- О каком новом сказочном народе мы прочитали?

- Где живут хоббиты?

- Расскажите, кто такие хоббиты. (Маленький милый народец; ростом хоббиты меньше карликов, они сообразительны и шустры, однако не любят торопиться. У них зоркий взгляд и острый слух, они носят одежду, но почти никогда - обувь, ноги их поросли густым тёплым мехом. Обожают вкусно поесть и попить, попыхтеть трубочкой, принимать гостей и т.д.)

- Как вы думаете, почему они такие маленькие?

-Как зовут нового сказочного человечка? (Бильбо Беггинс.)

- Кто же придумал историю о путешествии хоббита Бильбо с гномами? (Эта книга написана английским учёным, филологом и лингвистом профессором Джоном Роналдом Руэлом Толкином (1892-1973) в 1937 году.)

- Что вы узнали об истории рождения книги? (Когда у профессора появляются дети, он, испытывая к ним настоящую отцовскую любовь, садится рассказывать им сказку. Ну и попутно, по привычке к аккуратности, записывает её… Благодаря его студентке сказка издаётся. Дети, подростки и взрослые читают «Хоббита» (The Hobbit: There and back again) взахлёб, забрасывают издательство требованиями о продолжении.)

3)Рассматривание карты на с. 103.

- Рассмотрите карту страны Средиземья. Найдите, где живёт хоббит.

- Чтобы узнать, где сейчас находится наш герой, прочитаем главу из книги «Хоббит».Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Постановка проблемы.

-Можно ли хоббита назвать сказочным существом?

-Как он выглядит? Найдите и прочитайте.

III. Открытие детьми нового знания.

1. Работа с текстом 1-й части.

1) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте ключевые слова к 1-й части (тетрадь, с. 15, задание 1).

- Что можно предположить?

- Что к этим предположениям добавляет название главы? иллюстрация на с. 104?

2) Работа с текстом во время чтения.

Читает учитель, дети обязательно следят. По ходу чтения идёт диалог с автором и комментирование прочитанного.

Они вошли в лес, словно в мрачный туннель, пройдя гуськом под аркой, которую образовывали два высоких дерева, склонившихся друг к другу, -

такие старые и настолько задушенные плющом, что на ветках лишь кое-где виднелись побуревшие листочки. (В. Кто это - они? О. Предположения детей.) Вскоре дневной свет остался у входа в лес, далеко позади, словно яркая светящаяся дырочка. Узкая тропинка вилась между стволами. Тишина сделалась столь глубокой, что звук шагов гулко отдавался в лесу и казалось, деревья нагибаются и прислушиваются.

Когда глаза их привыкли к полумраку, они стали кое-что различать по сторонам в тёмно-зелёном сумраке. Иногда тоненькому солнечному лучику удавалось прорваться сквозь листву, спутанные ветки. Но это было

редко, а потом и вовсе прекратилось.

В лесу прыгали чёрные белки. (Заметили, что необычного в лесу?)

Зоркие и любопытные глаза Бильбо, освоившись в темноте, подмечали, как, вильнув пушистым хвостом, белки удирали с тропинки и прятались за

стволы. В подлеске, в плотных слоях сухих листьев слышались шорох, возня, шныряние и ворчание. (В. Кто же это может быть?) Но кто издавал все эти звуки, Бильбо не мог разглядеть. (П. Итак, мы узнали, что один из путешественников - хоббит Бильбо. Но кто же другие?) Что было самое противное - так это паутина: густая, необыкновенно толстая, она протягивалась от дерева к дереву, оплетала нижние ветки по обе стороны тропы. Тропу паутина не пересекала нигде, по волшебной ли причине или по какой другой - неизвестно. (Представили эту толстую густую паутину? Действительно противно.)

Прошло немного времени, и они возненавидели лес так же горячо, как ненавидели гоблинские туннели (Гоблины - это злые и опасные враги хоббитов. Жили они чаще всего в пещерах или захватывали туннели, которые сделали гномы, и жили в этих туннелях.); им казалось, что из него уже никогда не выбраться.

Под лесной полог не проникало ни единого дуновения чистого воздуха, там навсегда застыли духота, темнота и тишина. Даже гномов это угнетало, хотя они и привыкли работать в шахтах и подолгу жили под землёй.

(П. Значит, вместе с Бильбо идут по лесу гномы!) А уж хоббит - даром что жил в норке - любил проводить летние дни на воздухе и теперь совсем задыхался.

Хуже всего было ночью. (В. О.) Тьма становилась непроглядной, и это не преувеличение - они действительно ничего не видели. Нет, пожалуй, неправда, что ничего: они видели чьи-то глаза. (В. Интересно чьи? Ответы-предположения детей.) Ночью в окружающей тьме начинали вспыхивать огоньки, на путников нацеливались пары глаз - жёлтые, красные, зелёные, - потом исчезали и возникали уже в другом месте. Порой огоньки сверкали откуда-то сверху, с веток, и это было очень страшно. Но больше всего Бильбо не нравились отвратительные бледные выпуклые глаза. «Как у насекомых, - думал он, - только что-то чересчур большие».

Ночью они не мёрзли, но всё же сначала пытались поддерживать сторожевой костёр. (Обычно путники стараются поддерживать ночью огонь, чтобы отпугивать диких зверей.) Вскоре, однако, пришлось от костров отказаться (В. Интересно, почему?), так как стоило зажечь огонь - и из темноты на путешественников со всех сторон начинали пялиться сотни и сотни глаз, хотя сами обладатели глаз оставались невидимыми. (П) Что ещё хуже - огонь привлекал тысячи серых и чёрных мотыльков, подчас величиной с ладонь; они вились и трепыхались у самого лица. Мотыльки надоедали невыносимо, равно как и огромные чёрные, как вакса, летучие мыши. Пришлось по ночам дремать в сплошной, наводящей жуть тьме.

Всё это, как казалось хоббиту, продолжалось целую вечность. Он всегда хотел есть, потому что теперь приходилось экономить продукты. Дни следовали за днями (Долгим оказалось путешествие!), а лес ничуть не менялся, и путники встревожились (В. Что ещё могло их встревожить? Ответы-предположения детей.) Запасы провизии иссякали. (П.)

3) Работа с текстом после чтения.

Выявление первичного восприятия и беседа после чтения.

- Кто же шёл через лес? (Бильбо и гномы.)

- Чем вас поразил лес, в котором оказались наши путешественники?

- Каким вы его себе представили?

- Почему звук шагов гулко отдавался в этом лесу? (Было очень тихо, никого не было в мрачном лесу, кроме наших путников.)

- Какое чувство возникло бы у вас, если бы вы были вместе с нашими героями?

- Почему гномы и хоббит задыхались в этом лесу?

Обобщающая беседа.

- Попробуйте предположить: опасным ли было это путешествие?

- Хочется узнать, что будет дальше, чьи это глаза следят за Бильбо и гномами? Тогда читаем дальше.

2. Работа с текстом 2-й части.

1) Работа с текстом во время чтения.

Читает учитель, дети обязательно следят. По ходу чтения идёт диалог с автором и комментирование прочитанного.

2) Работа с текстом после чтения.

Выявление первичного восприятия и беседа по тексту.

- Какое разочарование пережили наши герои?

- Поняли ли вы, кто такие Торин, Бомбур, Кили и Дори? А как звали остальных гномов? Сколько их было? Кто звал гномов по именам?

- Что произошло с героями в тот вечер и наутро?

- Не кажется ли вам странным появление огоньков? Что это могло быть?

- Сколько раз появлялись огни? (3 раза.) Случайно ли это?

Обобщающая беседа.

- Чем заканчивается эта часть главы? Что случилось, как вы думаете?

- Можем ли мы уже сказать, почему так называется глава - «Пауки и мухи»? (Пока ещё нет.)

3) Работа в тетради.

Задание 2 на с. 15 тетради. Дети с помощью учителя дописывают ключевые слова 2-й части: огни, эльфы, темнота и др.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

- В непростой ситуации оказался хоббит и его друзья гномы. Чтобы мы, читатели, лучше поняли, почувствовали состояние и настроение героев, автор рисовал картины окружающей природы - лес, который их окружал.

-Чтобы передать состояние героев, автор выбирал специальные слова. А чтобы мы.читатели, лучше поняли, почувствовали настроение героев, автор нарисовал картины окружающей природы.

- Какая «лесная» картина вам больше всего запомнилась? Прочитайте её и попробуйте объяснить, что в этот момент могли испытывать герои.

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?

V. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение 1-й или 2-й части, подчеркнуть слова, которые описывают лес, «оживляют» пейзаж (например, «деревья нагибаются и прислушиваются» и т.п.).


© 2010-2022