• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития устной речи по теме Земноводные: лягушка, жаба.

Цель: к концу урока у большинства учащихся сформируются представления об отличительных особенностях жаб и лягушек, их значении в природе и для человека;

Задачи:

  • создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения, поведения и питания жаб и лягушек, среде обитания и роли, которую они выполняют в природе;

  • раскрыть понятие «земноводные»;

  • создавать условия для развития логического мышления, наблюдательности, формирования навыков природоохранного поведения;

  • способствовать воспитанию положительного отношения к лягушкам и жабам, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: компьютер, карточки с тестами, рабочие тетради

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы:

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения

  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации

ХОД УРОКА

  • I. Организационный момент

  • II. Проверка домашнего задания

  • - На прошлых уроках мы познакомились с такими представителями животного мира, как рыбы (слайд 1).

  • - Сейчас с помощью блиц-опроса проверим ваши знания по этой теме. Работаем по цепочке. Я начинаю предложение, вы - заканчиваете. Если не знаете правильный ответ - возможность передаётся следующему.

  • 1. Тело рыб покрыто …(чешуёй и слизью)

  • 2. Рыбы дышат … (жабрами)

  • 3. Они плавают с помощью …. (плавников и хвоста)

  • 4. Хвост у рыбы служит … (рулём)

  • III. Мотивация и целеполагание

  • Читает ученик:

  • Если мне придёт охота

  • Вылезаю из болота

  • Надуваюсь и пою

  • Как не спеть и соловью

  • Я - известный мухолов

  • Я - гроза для комаров.

  • - Кто это? (Лягушка) - Слайд 2.

  • - Сегодня на уроке мы поговорим о лягушках и жабах.

  • - Как вы думаете, о чём мы можем узнать? (ответы детей).

  • - Какие ощущения у вас вызывают слова «лягушка» и «жаба»?

  • - О том, какая лягушка в природе, заслуживает ли она добрых слов, мы узнаем на этом уроке.

  • IV. Объяснение нового материала

  • 3 слайд (Тема урока «Лягушки и жабы»)

  • Мы должны получить ответы на следующие вопросы:

  • Чем отличаются лягушки и жабы от других животных?

  • Чем похожи и отличаются между собой?

  • Чем питаются?

  • Приносят ли пользу?

  • - По этому плану и будем работать на уроке.

  • По мере знакомства с учебным материалом на плане убирается вопрос, на который уже получили ответ).

  • 4 слайд (вода, земля, земноводные)

  • Лягушку и жабу называют земноводными. Давайте попробуем понять, от каких слов произошло это слово.

  • Значит ли это, что всех животных, которые часть своей жизни проводят в воде, а часть - на суше, можно назвать земноводными?

  • 5 слайд

  • Бобры, утки, лебеди тоже живут и на суше, и в воде. Значит ли это, что они тоже земноводные?

  • Нет. Значит, этот признак хоть и правильный, но не существенный. Обратите внимание на то, чем покрыто тело бобра, лебедя, утки, лягушки и жабы.

  • 6 слайд (главный отличительный признак - голая кожа)

  • В отличие от всех остальных животных, тело жабы и лягушки покрыто только голой кожей.

  • - Почему же так природа «обидела» жабу и лягушку: всем одежду дала, а им нет?

  • - У земноводных плохо развиты лёгкие. И, чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу. Очень трудно было бы это сделать, имея перьевой или меховой покров. Чтобы земноводным было легче дышать через кожу, она всегда влажная - покрыта слизью. К тому же эта слизь защищает животных и от микробов.

  • Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела и защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как своеобразный «холодильник» - бросал их в жбан с молоком. И оно долго не скисало. Значит, природа вовсе не обидела этих животных, а очень мудро всё устроила.

  • 7 слайд (признаки земноводных)

  • - Так кто же такие земноводные, и чем они отличаются от других представителей животного мира?

  • Дети делают вывод.

  • Итак, мы ответили на первый поставленный вопрос (снять 1-ый вопрос)

  • -Ребята, кто из вас когда-нибудь встречал жабу или лягушку? Где это было?

  • -Посмотрите на их изображения и скажите, чем они похожи, а чем отличаются.

  • (Ответы детей)

Зарядка для глаз

  • Прочитаем текст, после чего должны будем ответить на вопрос «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»

  • Вслух читают хорошо читающие ученики, все следят.

  • - «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»

Тело земноводных состоит из головы, туловища и конечностей. Голова лягушек заостренной формы, а жаб - округлой. У лягушек кожа гладкая и блестящая, а у жаб - шероховатая и бугристая. Жабы и лягушки обычно имеют коричневую или зеленую окраску, с полосками и пятнами других цветов. Задние конечности у лягушки длиннее и сильнее, чем у жабы. Можно предположить, что лягушки прыгают выше и дальше, чем жабы

Как дышит лягушка?

Как дышит жаба?

  • - «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»

  • Для выполнения задания понадобятся зелёный и коричневый карандаши.

  • - Зачитайте утверждения, характерные только для лягушек; для жаб.

  • - Чем они похожи? Зачитайте общие признаки.

  • Мы ответили на 2 поставленный вопрос. (снимаю 2 лист)


  • Физкультминутка

  • На болоте 2 подружки, 2 зелёные лягушки

  • Утром рано умывались, полотенцем растирались.

  • Ножками топали, ручками хлопали.

  • Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт - привет!

Чем питаются ?

Жаба жабу говорит: «У тебя цветущий вид.

Я вот выгляжу похуже, Хоть и только что из лужи.

Может, знаешь ты секрет?»

Жаб ответил: «Вовсе нет!

Никакого нет секрета.

У меня теперь диета.

Я сегодня съел с утра

Только лапку комара,

Ну, ещё салат из тины,

Пару крылышек утиных,

Съел десяток тощих мух,

Правда, к ним добавил двух,

Съел улитку и ужа,

И случайно съел ежа.

Только он такой колючий,

Что меня икота мучит.

Так что я почти не ел

И, как видишь, похудел».

- Что здесь правда ? Что вымысел?

Предположите, чьё это меню

  1. комары, мухи, улитки, мальки рыб, червяки, личинки стрекоз;

  2. гусеницы, слизни, жуки.

Ответы детей.

На доску - «Меню жабы», «Меню лягушки»

Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве.

У лягушки голова приподнята вверх, т.к. она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, т.к. насекомые, которыми она питается, ползают по земле.

У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.

Лягушка ловит и поедает только тех насекомых, которые двигаются. Остальных она не видит. Хорошо изучив глаз лягушки, который реагирует только на движущуюся добычу, учёные изобрели прибор - ретинатрон, который помогает обеспечивать на аэродромах безопасность полётов.

Игра чьё меню?

Итак, мы ответили на 3 вопрос. (снимаю 3 лист)

У нас остался последний вопрос нашего сегодняшнего урока: полезны ли лягушки или опасны для человека? Приносят ли они какую-нибудь пользу в природе?

На доске вывешивается табличка «Жабы и лягушки: за или против»

В Беларуси распространены повсеместно жаба серая и зеленая. ЖАБА КАМЫШОВАЯ - редкий вид земноводных - занесена в Красную книгу.

Во все времена жаб не любили, боялись их, уничтожали. Существовало поверье, что если дотронуться до жабы, пойдут по телу бородавки. Но это неправда.

Кичесова К.

- Да, жаба некрасива, она выделяет из бугорков, расположенных по бокам головы, белую едкую жидкость. Но для человека она безвредна и отпугивает только врагов животного. Иной зашиты у нее нет: ни зубов, ни когтей. И убежать она не может, слишком неповоротливая.

Чем питаются жабы? А лягушки? Приносит ли это пользу?

В жизни земноводные - безобидные и полезные существа.

Они приносят большую пользу сельскому хозяйству: уничтожают насекомых-вредителей, улиток, слизняков, которые поедают стебли и листья растений.

V. Закрепление изученного.

- А сейчас, ребята, проверим, что вы узнали о жизни лягушек и жаб

Задания на карточках

VII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке

VIII. Домашнее задание





Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»


___________________________________________________________

Прыгают, голова приподнята вверх, т.к. она охотится за летающими насекомыми.

Медленно ходят, голова ближе к земле, т.к. насекомые, которыми она питается, ползают по земле.

Зачеркните 1, 6, 11 буквы и прочитайте слово.

УЗЕМНУОВОДУНЫЕ

- Как называются жабы и лягушки по месту их обитания?



Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»


конфеты


Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

конфеты




конфеты





Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»

Тело земноводных состоит из головы, туловища и конечностей. Голова лягушек заостренной формы, а жаб - округлой. У лягушек кожа гладкая и блестящая, а у жаб - шероховатая и бугристая. Жабы и лягушки обычно имеют коричневую или зеленую окраску, с полосками и пятнами других цветов. Задние конечности у лягушки длиннее и сильнее, чем у жабы. Можно предположить, что лягушки прыгают выше и дальше, чем жабы

У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле.


Чем отличаются лягушки и жабы от других

животных?






Чем похожи и отличаются между собой?







Чем питаются?






Приносят ли пользу?









© 2010-2022