- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Тема «Земноводные: лягушка, жаба»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козликина О.С. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок развития устной речи по теме Земноводные: лягушка, жаба.
Цель: к концу урока у большинства учащихся сформируются представления об отличительных особенностях жаб и лягушек, их значении в природе и для человека;
Задачи:
-
создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения, поведения и питания жаб и лягушек, среде обитания и роли, которую они выполняют в природе;
-
раскрыть понятие «земноводные»;
-
создавать условия для развития логического мышления, наблюдательности, формирования навыков природоохранного поведения;
-
способствовать воспитанию положительного отношения к лягушкам и жабам, бережного отношения к родной природе.
Оборудование: компьютер, карточки с тестами, рабочие тетради
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы:
-
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения
-
методы активного чтения: маркировка с использованием значков, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
-
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации
ХОД УРОКА
-
I. Организационный момент
-
II. Проверка домашнего задания
-
- На прошлых уроках мы познакомились с такими представителями животного мира, как рыбы (слайд 1).
-
- Сейчас с помощью блиц-опроса проверим ваши знания по этой теме. Работаем по цепочке. Я начинаю предложение, вы - заканчиваете. Если не знаете правильный ответ - возможность передаётся следующему.
-
1. Тело рыб покрыто …(чешуёй и слизью)
-
2. Рыбы дышат … (жабрами)
-
3. Они плавают с помощью …. (плавников и хвоста)
-
4. Хвост у рыбы служит … (рулём)
-
III. Мотивация и целеполагание
-
Читает ученик:
-
Если мне придёт охота
-
Вылезаю из болота
-
Надуваюсь и пою
-
Как не спеть и соловью
-
Я - известный мухолов
-
Я - гроза для комаров.
-
- Кто это? (Лягушка) - Слайд 2.
-
- Сегодня на уроке мы поговорим о лягушках и жабах.
-
- Как вы думаете, о чём мы можем узнать? (ответы детей).
-
- Какие ощущения у вас вызывают слова «лягушка» и «жаба»?
-
- О том, какая лягушка в природе, заслуживает ли она добрых слов, мы узнаем на этом уроке.
-
IV. Объяснение нового материала
-
3 слайд (Тема урока «Лягушки и жабы»)
-
Мы должны получить ответы на следующие вопросы:
-
Чем отличаются лягушки и жабы от других животных?
-
Чем похожи и отличаются между собой?
-
Чем питаются?
-
Приносят ли пользу?
-
- По этому плану и будем работать на уроке.
-
По мере знакомства с учебным материалом на плане убирается вопрос, на который уже получили ответ).
-
4 слайд (вода, земля, земноводные)
-
Лягушку и жабу называют земноводными. Давайте попробуем понять, от каких слов произошло это слово.
-
Значит ли это, что всех животных, которые часть своей жизни проводят в воде, а часть - на суше, можно назвать земноводными?
-
5 слайд
-
Бобры, утки, лебеди тоже живут и на суше, и в воде. Значит ли это, что они тоже земноводные?
-
Нет. Значит, этот признак хоть и правильный, но не существенный. Обратите внимание на то, чем покрыто тело бобра, лебедя, утки, лягушки и жабы.
-
6 слайд (главный отличительный признак - голая кожа)
-
В отличие от всех остальных животных, тело жабы и лягушки покрыто только голой кожей.
-
- Почему же так природа «обидела» жабу и лягушку: всем одежду дала, а им нет?
-
- У земноводных плохо развиты лёгкие. И, чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу. Очень трудно было бы это сделать, имея перьевой или меховой покров. Чтобы земноводным было легче дышать через кожу, она всегда влажная - покрыта слизью. К тому же эта слизь защищает животных и от микробов.
-
Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела и защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как своеобразный «холодильник» - бросал их в жбан с молоком. И оно долго не скисало. Значит, природа вовсе не обидела этих животных, а очень мудро всё устроила.
-
7 слайд (признаки земноводных)
-
- Так кто же такие земноводные, и чем они отличаются от других представителей животного мира?
-
Дети делают вывод.
-
Итак, мы ответили на первый поставленный вопрос (снять 1-ый вопрос)
-
-Ребята, кто из вас когда-нибудь встречал жабу или лягушку? Где это было?
-
-Посмотрите на их изображения и скажите, чем они похожи, а чем отличаются.
-
(Ответы детей)
Зарядка для глаз
-
Прочитаем текст, после чего должны будем ответить на вопрос «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»
-
Вслух читают хорошо читающие ученики, все следят.
-
- «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»
Тело земноводных состоит из головы, туловища и конечностей. Голова лягушек заостренной формы, а жаб - округлой. У лягушек кожа гладкая и блестящая, а у жаб - шероховатая и бугристая. Жабы и лягушки обычно имеют коричневую или зеленую окраску, с полосками и пятнами других цветов. Задние конечности у лягушки длиннее и сильнее, чем у жабы. Можно предположить, что лягушки прыгают выше и дальше, чем жабы
Как дышит лягушка?
Как дышит жаба?
-
- «Жаба и лягушка - это одно и то же, или нет?»
-
Для выполнения задания понадобятся зелёный и коричневый карандаши.
-
- Зачитайте утверждения, характерные только для лягушек; для жаб.
-
- Чем они похожи? Зачитайте общие признаки.
-
Мы ответили на 2 поставленный вопрос. (снимаю 2 лист)
-
Физкультминутка
-
На болоте 2 подружки, 2 зелёные лягушки
-
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
-
Ножками топали, ручками хлопали.
-
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт - привет!
Чем питаются ?
Жаба жабу говорит: «У тебя цветущий вид.
Я вот выгляжу похуже, Хоть и только что из лужи.
Может, знаешь ты секрет?»
Жаб ответил: «Вовсе нет!
Никакого нет секрета.
У меня теперь диета.
Я сегодня съел с утра
Только лапку комара,
Ну, ещё салат из тины,
Пару крылышек утиных,
Съел десяток тощих мух,
Правда, к ним добавил двух,
Съел улитку и ужа,
И случайно съел ежа.
Только он такой колючий,
Что меня икота мучит.
Так что я почти не ел
И, как видишь, похудел».
- Что здесь правда ? Что вымысел?
Предположите, чьё это меню
-
комары, мухи, улитки, мальки рыб, червяки, личинки стрекоз;
-
гусеницы, слизни, жуки.
Ответы детей.
На доску - «Меню жабы», «Меню лягушки»
Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве.
У лягушки голова приподнята вверх, т.к. она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, т.к. насекомые, которыми она питается, ползают по земле.
У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.
Лягушка ловит и поедает только тех насекомых, которые двигаются. Остальных она не видит. Хорошо изучив глаз лягушки, который реагирует только на движущуюся добычу, учёные изобрели прибор - ретинатрон, который помогает обеспечивать на аэродромах безопасность полётов.
Игра чьё меню?
Итак, мы ответили на 3 вопрос. (снимаю 3 лист)
У нас остался последний вопрос нашего сегодняшнего урока: полезны ли лягушки или опасны для человека? Приносят ли они какую-нибудь пользу в природе?
На доске вывешивается табличка «Жабы и лягушки: за или против»
В Беларуси распространены повсеместно жаба серая и зеленая. ЖАБА КАМЫШОВАЯ - редкий вид земноводных - занесена в Красную книгу.
Во все времена жаб не любили, боялись их, уничтожали. Существовало поверье, что если дотронуться до жабы, пойдут по телу бородавки. Но это неправда.
Кичесова К.
- Да, жаба некрасива, она выделяет из бугорков, расположенных по бокам головы, белую едкую жидкость. Но для человека она безвредна и отпугивает только врагов животного. Иной зашиты у нее нет: ни зубов, ни когтей. И убежать она не может, слишком неповоротливая.
Чем питаются жабы? А лягушки? Приносит ли это пользу?
В жизни земноводные - безобидные и полезные существа.
Они приносят большую пользу сельскому хозяйству: уничтожают насекомых-вредителей, улиток, слизняков, которые поедают стебли и листья растений.
V. Закрепление изученного.
- А сейчас, ребята, проверим, что вы узнали о жизни лягушек и жаб
Задания на карточках
VII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
VIII. Домашнее задание
___________________________________________________________
Прыгают, голова приподнята вверх, т.к. она охотится за летающими насекомыми.
Медленно ходят, голова ближе к земле, т.к. насекомые, которыми она питается, ползают по земле.
Зачеркните 1, 6, 11 буквы и прочитайте слово.
УЗЕМНУОВОДУНЫЕ
- Как называются жабы и лягушки по месту их обитания?
конфеты
конфеты
конфеты
Тело земноводных состоит из головы, туловища и конечностей. Голова лягушек заостренной формы, а жаб - округлой. У лягушек кожа гладкая и блестящая, а у жаб - шероховатая и бугристая. Жабы и лягушки обычно имеют коричневую или зеленую окраску, с полосками и пятнами других цветов. Задние конечности у лягушки длиннее и сильнее, чем у жабы. Можно предположить, что лягушки прыгают выше и дальше, чем жабы
У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле.
Чем отличаются лягушки и жабы от других
животных?
Чем похожи и отличаются между собой?
Чем питаются?
Приносят ли пользу?