Невербальные средства общения как способ формирования речевой грамотности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Невербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиНевербальные средства общения как способ формирования речевой грамотностиПьянкова Л.В.

учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 2

Г. Воронежа


Невербальные средства общения как способ формирования речевой грамотности
Развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи - обучения общению. Следовательно, общению надо учить, «давая школьникам определённый минимум знаний по теории общения, целенаправленно прививая им навыки делового и свободного общения и закрепляя их в практике общения ребят с окружающими». Решение проблемы развития коммуникативных умений младших школьников в образовательном процессе начальной школы возможно средствами курса «Детская риторика» Образовательной системы «Школа 2100» и использованием групповых форм работы на уроке. Известно, что ребенок, будучи по своей природе социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Для воспитания речевых качеств нужна система, основанная на едином методологическом подходе. Такая методика есть - это методика обучения речевому действию. Её суть в том, что она рассматривает говорящего человека совершающим в процессе взаимодействия с другими людьми речевые поступки. Каждый такой поступок есть сумма знаков, движений и действий. Когда мы говорим, то влияем на восприятие информации, используя не только слова, но и интонацию, тело, мимику, пространство. Только комплексный подход, благодаря которому наше поведение становится гармоничным и целесообразным, способен действительно давать результаты в речевом развитии. Предлагаю конспект урока по риторики по теме «Мимика и жесты».

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  • познакомить детей с несловесными (невербальными) средствами общения;

  • сформировать у детей представления о разных способах общения;

  • совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.

Равзвивающая:

  • развитие коммуникативных качеств;

  • формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;

  • обеспечить развитие речи учащихся в ходе работы над темой урока

Воспитательная:

  • содействовать в ходе урока формированию таких понятий как умение слушать, уважение к окружающим;

  • в целях задач санитарно-гигиенического воспитания и профилактики утомления провести физкультурную паузу, неразрывно связанную с темой урока.

ЗАДАЧИ УРОКА:


1.Тренировка артикуляционного аппарата учащихся, мышц, участвующих в произношении, голосовых связок.

2. Тренировка чистоты произношения согласных и гласных.

3. Выработка умения учитывать различные обстоятельства общения с помощью мимики и жестов.

4. Формировать умения выразить с помощью жестов и мимики свое состояние.

5. Воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

Этапы урока

Содержание урока

Организационный

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает у вас погода?

Знаете, что нужно сделать, чтобы улучшить настроение?

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку.

У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них становится ярче день, а на душе теплеет.

Порадуйте наших гостей своими улыбками!

Актуализация знаний





Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика







Интонационная гимнастика



Работа над чистоговорками и скороговорками





Работа над выбором тембра речи













Постановка проблемы

Интонационная гимнастика

Дидактическая игра

ФИЗМИНУТКА.







Знакомство со следующим средством выразительности









Интонационная гимнастика с жестами



Физминутка

«Как живёшь?»





Первичное закрепление

Работа в группах

Решение риторических задач

















Инсценировка Сказки «Колобок»



Итог урока

Начинаем урок риторики.

Что изучает риторика?

Где возникла?

Сегодня она пожаловала к нам на урок.

Встречайте - королева красноречия - Риторика.

(рисунок богини красноречия)

Она проделала длинное путешествие через века и принесла вам в подарок речевой цветок.

Но длинное путешествие плохо отразилось на нём и его лепестки потеряли цвет . Давайте попробуем на нашем уроке его расколдовать - раскрасить его лепестки..

Вспомните, какая бывает речь?

Выполним дыхательную гимнастику.

Вдох - устная

Выдох- письменная

Какую речь стали использовать раньше? Почему?

Подготовим язычки к работе

1) Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Вот такой. (положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал)

2) Посмотрел язычок на небо, есть ли на нем солнышко. Вот так.

(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)

3) Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?

(высунуть язык, стараться коснуться подбородка)

4) Тогда веселый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошел чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз. Вот так.

(медленно водить язычком по зубам сверху вниз)

А нижние он чистил снизу вверх. Вот так. (медленно водить язычком по зубам снизу вверх)

5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. Вот так.

(быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно).

Наш язычок готов к работе и мы начнём украшать наш речевой цветок.

Наша речь похожа на цветок - цветок украшают его лепестки , а речь - средства выразительности.

Какие средства выразительности знаете?

1. Посмотрите, какой лепесток будем раскрашивать?

Как можно говорить?

От чего это зависит?

Когда говорим тихо? Громко?

Как надо говорить на уроке?

Громкость - тихо

громче

ещё громче

совсем громко

Раскрашивается лепесток у цветка

2. Посмотрите на следующий лепесток.

Что это за средство выразительности?

Что такое темп?

Чтобы наша речь была чёткой нам как можно чаще

произносить что?

РА-РА-РА- НАЧИНАЕТСЯ ИГРА

БА-БО-БЫ- НА ДВОРЕ СТОЯТ СТОЛБЫ

Чем чистоговорки отличаются от скороговорок?

Попробуйте рассказать скороговорку:

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА

(ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ)

Раскрашивается следующий лепесток

3. Следующий лепесток речевого цветка - тембр.

Что такое тембр?

Попробуйте передать голосом тембр каждого

животного. (в это время раздать индивидуальные

задания)

индивидуальные задания:

Игра «Лесное радио».

  • Медведь - «Не шуми зимой в лесу. Не тревожь мой сон».

  • Лиса - «Не ругайте меня, если я украду курочку».

  • Заяц - «Прошу оказать помощь, а именно: морковкой, капустой».

  • Лось - «Принеси охапку сена, я буду очень рад».

  • Сорока - «Внимание! Внимание! Новость - скоро зима!».

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Фронтальная работа:

  • На скаку играя гривой скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не дого…

Ишь, как скачет: … (И-го-го)

  • У меня учёный пёс -круглой пуговкою нос.

Если в чём-то я не прав, громко лает он: …. (гав-гав!)

  • Кот усатый, как разбойник, перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур и мурлыкает …(Мур -- мур)

Раскрашивается лепесток

Итак, мы раскрасили только 3 лепестка выразительности. Полный ли получился цветок?

Значит, существуют ещё средства выразительности?

Сегодня наша задача - познакомится с этими средствами выразительности.

Можем ли мы говорить без слов? У королевы Риторики был помощник - маленький мальчик - Риторик. Когда он был совсем малыш, королева понимала его без слов. А вы сможете?









Какие чувства хотел передать Риторик?

Что вам помогло?

Значит, лицо тоже умеет говорить.

Движение лица, выражающее настроение - мимика.

МИМИКА - удивленно

Радостно

Грустно

Восхищённо

Игра «Угадай настроение».

Один ученик задумывает и изображает на лице настроение, чувство, а остальные отгадывают.

Проводится под музыку «Улыбнись улыбкою своей».

- Ребята, отдохнем. Улыбнитесь, пожалуйста. Помассируйте мышцы улыбки. Выполним круговые движения, а потом помассируем верхнюю губку, а теперь нижнюю. Улыбнемся, а потом губки вернем в исходное положение. /Когда дети выполняют задание, учитель рассказывает им о том, что когда мы улыбаемся, мы улучшаем свое здоровье. Работа мышц лица связана с работой мышц ряда внутренних органов. Когда мы улыбаемся, то у нас повышается настроение и убиваются некоторые болезнетворные бактерии. А плохое настроение, злоба, отрицательные разъедают наше тело. Поэтому чаще старайтесь улыбаться./

- «Поделись улыбкою своей!» Как вы понимаете эти слова?

- Ребята, старайтесь чаще улыбаться друзьям, знакомым, родителям, соседям. Своей улыбкой вы им поднимите настроение.

Итак, с каким средством выразительности речи вы познакомились?

Раскрасим следующий лепесток, который называется «Мимика»

А сейчас я хочу познакомить с одним маленьким цыплёнком.

Послушайте начало сказки Корнея Чуковского «Цыпленок» и скажите: все ли вам понятно?

Учитель читает сказку без мимики и жестов.

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

- Вам все понятно?

- Хорошо. Давайте я расскажу эту сказку еще раз. Может быть тогда станет ясно.

Рассказывание сказки с жестами.

- Теперь стало понятно?

- А почему? Что помогло вам понять сказку?

- Давайте проверим, разгадав кроссворд:

Правильно, когда я рассказывала, мне помогли мои руки.

Движение рук, пальцев называют жестами.


  • Радостно

  • Печально

  • Удивлённо

  • Восторженно

Следовательно, настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и с помощью жестов.

- А знаете, ребята, сколько разных движений можно сделать руками?
У нас десять пальцев, и каждый палец сгибается в трех местах. Да, кроме того, рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще больше разных положений.
Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700 000!
Давайте попробуем хоть немного убедиться, что может наша рука.

Как живёшь? - Вот так!

А плывёшь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Вдаль глядишь? - Вот так!

Ждёшь обед? - Вот так!

Машешь вслед? - Вот так!

Утром спишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так!

Итак, мы нашли последний лепесток речевого цветка. Он называется…

Раскрасим его

С какими новыми средствами выразительности речи познакомились?

Какую роль они играют в речи?

А сейчас разделимся на группы и попробуем изобразить с помощью мимики и жестов следующие ситуации:

  • Человек, которому жмут ботинки;

  • Болельщик, команда которого забила долгожданный гол;

  • Человек, который несёт тяжёлый мешок;

  • Подсолнух, который клюю птицы;

  • Ребёнок, который есть невкусную кашу;

  • Ребёнок, который получил новую игрушку.

- Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли друг друга.. Значит, можно общаться без слов?

Знаете ли вы профессии, в которых главную роль играют жесты?

Показать движения регулировщика и соотнести их с цветом светофора.

- Где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?

- Молодцы! Эти жесты являются необходимыми. Но иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пониманию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова ну, вот, это.
Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном, печальном, а сам улыбается, или наоборот - рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова должны помогать рассказчику лучше передать содержание высказывания. И мы сейчас попробуем в этом убедиться.

Картинки по сюжету сказки

Действующие лица:

  • Колобок;

  • Заяц;

  • Волк;

  • Медведь;

  • Лиса.

- Удалось ли ребятам исполнить свои роли? Помогли ли им мимика и жесты?

- Наш урок подошел к концу.

Какие средства выразительности устной речи вы учились использовать?

- На уроках вы многое узнали об устной речи: о ее темпе, громкости, тоне, о мимике и жестах, без которых невозможно передать настроение и чувства.

- А теперь покажите ваши речевые цветки.

-Назовите средства выразительности устной речи.

- Ребята, Риторика нам что-то хочет сказать. Давайте развернём её свиток.

- Спасибо и вам, ребята, и воспитателям, которые выпустили таких замечательных детей!

- Понравилось ли вам на уроке? Покажите это с помощью мимики и жестов. По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.




Об успехах по речевой подготовке говорить пока рано, но о попытке создания условий для самостоятельной работы по совершенствованию речи сказать можно. У детей появляется желание писать и говорить, получать удовольствие от удачных коммуникативных опытов. Только систематический творческий подход к этой проблеме даст несомненные положительные плоды.


© 2010-2022