- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Давыдова О.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель программы:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изученных явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные высказывания;
- воспитывать позитивного эмоционально - целостного отношения к родному языку; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. На изучение русского языка во 2 классе учебным планом образовательного учреждения отводится - 204 часа в год (6 ч в неделю - 5 часов из федерального компонента и 1 час для усиления предмета русский язык из компонента образовательного учреждения, всего 34 учебные недели). 34 часа распределены на изучение следующих разделов:
- Предложение - 8 часов.
- Слова, слова, слова - 5 часов.
- Звуки и буквы - 7 часов.
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками - 5 часов.
- Части речи - 5 часов.
Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Предметные результаты изучения учебного курса 2 класса: - знать названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, я) и мягкими (ь) знаком, правила переноса слов; - уметь безошибочно и каллиграфически правильно писать слова , сверять написанное с образцом; - уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком; - уметь писать заглавную букву в собственных словах; - уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чщу, чк, чн, щн; - уметь обозначать буквами безударные гласные звуки в словах; - уметь писать слова с двойными согласными; - уметь писать раздельно предлоги со словами; - уметь производить звуко-буквенный анализ слова; - уметь распознавать изученные части речи; - уметь различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - составлять предложение по вопросу, опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему; - употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения. - писать изложение повествовательного текста по вопросам; - составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста; - использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Содержание курса 2 класса
№ п/п
Тема раздела
Всего часов
Содержание, планируемые результаты
Перечислены личностные и метапредметные, Где предметные результаты на базовом и повышенном уровнях?
1
Наша речь
4ч
Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Результаты:
Личностные:
Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Познавательные:
Делать выводы о значении речи в жизни человека. Различать диалог и монолог. Использовать знания по теме в новых условиях.
Коммуникативные:
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные:
Анализировать, делать выводы, сравнивать. Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
2
Текст
9 ч
Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. Самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
Результаты:
Личностные:
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные:
Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. Выделять части текста.
Коммуникативные:
Умение слушать и понимать речь других. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Регулятивные:
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.
3
Предложение
20 ч
Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу.
Результаты:
Личностные:
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Познавательные:
Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Списывать текст, проговаривать его по слогам.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
4
Слова, слова, слова
27 ч
Познакомить с понятием «лексическое значение слова», с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся, с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся, с термином «синонимы», «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Результаты:
Личностные:
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные:
Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. Классифицировать ошибки по орфограммам. Различать оттенки значений синонимов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Регулятивные:
Умение составлять план и последовательность действий на уроке. Осознание качества и уровня усвоения материала - оценка деятельности.
5
Звуки и буквы
41 ч
Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. Познакомить учащихся с особенностями буквы Й.
Результаты:
Личностные:
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные:
Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Различать гласные и согласные звуки. Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме.
Коммуникативные:
Умение работать в паре, группе. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные:
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
6
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
34 ч
Обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь. Правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Правописание слов с сочетаниями ЖИ -ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
Результаты:
Личностные:
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные:
Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами. Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. Находить в словах изученные орфограммы на слух.
Коммуникативные:
Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
7
Части речи
52 ч
Понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи.
Результаты:
Личностные:
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные:
Использовать специальную терминологию. Распознавать собственные имена существительные. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы.
Коммуникативные:
Строить сообщения в устной и письменной форме. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении.
Регулятивные:
Анализировать, делать выводы, сравнивать. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
8
Повторение
17 ч
Критерии оценивания
1. Объективность, т.е. соответствие оценки знаниям, умениям и отношению к учёбе школьников. Беспристрастное отношение к оценке делает учителя в глазах его учеников справедливым человеком, побуждает их к учению. Выраженные симпатии педагога к другим - источник прямых и скрытых конфликтов между ними. 2. Всесторонность, т.е. возможно более полный учёт знаний, умений и навыков школьников; глубина, осмысленность, научность ответов; форма подачи информации (культура речи, образность, эмоциональность). Всесторонность оценки предполагает учёт различных видов работы ученика на протяжении всего урока. 3. Гласность и ясность, доведение до сознания отвечающего ученика и класса обоснованности оценки; поддержание морального тонуса (Может или мог бы лучше знать при условии...); указание путей преодоления недочётов в ответе. 4. Действенность, т.е. воспитательное влияние оценки знаний на получение оптимального результата в обучении. Действенность оценки проявляется тем ярче, чем полнее совпадает заключение учителя с самооценкой школьников. Умелое привлечение учащихся к анализу ответов своего товарища - одно из эффективных условий повышения действенности оценки. 5. Значимость и авторитетность оценки: нельзя оценивать ответ школьника в зависимости от его дисциплинированности, поведения на уроке. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: • полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию и символику; • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: • в изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; • допущены один-два недочёта при освещении основного содержания, исправленные по замечанию учителя; • допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к подготовке учащихся»); • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; • ученик не справился с применением теории при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто основное содержание учебного материала; • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах, графиках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. • Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий: оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задания. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими нормами оценок. За диктант ставятся отметки: • «5» - за работу, в которой нет ошибок; • «4» - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки; • «3» - за работу, в которой допущены 3-5 ошибок; • «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Главными критериями оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником: • усвоение правил и определений; • умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе; • умение приводить свои примеры на данное правило или определение. За выполнение заданий ставятся отметки: • «5» - за полностью выполненное задание без ошибок; • «4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке; • «3» - за неполностью выполненное задание или полностью выполненное, но при 2 ошибках; • «2» - за задание, к выполнению которого ученик не приступил. Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант. Изложение. К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, т.к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил. В изложении оцениваются: • содержание (как передано основное содержание авторского текста - полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части); • построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев); • построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении); • орфографическая и пунктуационная грамотность. За изложение ставят отметки: • «5» - за работу, в которой правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок; • «4» - за правильно переданное содержание (без искажения); в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки; • «3» - за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания; • «2» - за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно оформлены предложения. • Контрольное списывание. К оценке работ за контрольное списывание учитель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. диктант дети пишут по слуху, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст, требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сличать написанное с образцом. За контрольное списывание ставятся отметки: • «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; • «4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка. • «3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки; • «2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок. • Тестирование. Тестирование оценивается по уровням: • «высокий» (выполнены правильно все предложенные задания), • «средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями; • «низкий» - выполнены отдельные задания. • Словарный диктант. Объёмы словарных диктантов: 1 класс - 8 слов, 2 класс - 10 слов, 3 класс - 12 слов, 4 класс - 15 слов. За словарный диктант ставятся отметки: • «5» - нет ошибок; • «4» - 1 ошибка, 1 исправление; • «3» - 2 ошибки, 1 исправление; • «2» - 3-5 ошибок. Критерии оценивания творческого проекта и его защиты
Оценка пояснительной записки проекта (до 12 баллов)
1
Общее оформление
2
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта
3
Сбор информации по теме проекта.
Анализа прототипов
4
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи
5
Выбор технологии изготовления изделия
6
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления
7
Разработка конструкторской документации, качество графики.
8
Описание изготовления изделия
9
Описание окончательного варианта изделия
10
Эстетическая оценка выбранного варианта
11
Экономическая и экологическая оценка готового изделия
12
Реклама изделия
Оценка изделия (до 14 баллов)
1
Оригинальность конструкции
2
Качество изделия
3
Соответствие изделия проекту
4
Практическая значимость
Оценка защиты проекта (до 24 баллов)
1
Формулировка проблемы и темы проекта
2
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
3
Описание технологии изготовления изделия
4
Четкость и ясность изложения
5
Глубина знаний и эрудиция
6
Время изложения
7
Самооценка
8
Ответы на вопросы
Итого (до 50 баллов)
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
- Проект «Пишем письмо».
- Проект «Рифма».
Материально-технического обеспечение.
Печатные пособия.
-
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2012
-
Ситникова Т.Н., Яценко Н.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс- М.: ВАКО, 2012.-368с.
-
Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. О.Н. Крылова.- М.: «Экзамен», 2013
-
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
-
Т.Н.Соколова. Методическое пособие «Школа развития речи».
-
Т.Н.Соколова. Рабочая тетрадь «Школа развития речи» в двух частях.
Информационно-коммуникативные средства.
Математика: электронное приложение к учебнику (CD).
Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе
№ п/п Содержание ( тема ) Тип урока. Кол-во часов Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Дата
план Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 четверть НАША РЕЧЬ (4 Ч)
- 1.
Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. Делать выводы о значении речи в жизни человека. Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Оценивать свои результатов.
- 2.
Что можно узнать о человеке по его речи? Урок введения новых знаний 1 час С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Делать выводы о значении речи в жизни человека. Анализировать и делать выводы. Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- 3
Как отличить диалог от монолога? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Различать диалог и монолог. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Аргументировать свою позицию.
- 4
Проверка знаний. Урок- контроль 1 час Проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь» Осознание роли языка и речи в жизни человека. Использовать знания по теме в новых условиях. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
ТЕКСТ (9 Ч)
- 5
Что такое текст? Урок рефлексии 1 час Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Различать предложение и группу предложений. Аргументировать свою позицию. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- 6
Что такое тема и главная мысль текста? Урок введения новых знаний 1 час
Научить определять тему и главную мысль текста. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Определять тему, главную мысль текста. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Что такое тема и главная мысль текста? 1 час
Что такое тема и главная мысль текста? 1 час
- 7
Части текста. Урок введения новых знаний 1 час
Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Выделять части текста. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.
Части текста. 1 час
Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
Входной контроль 1 час
- 8
Диктант. Урок- контроль 1 час
Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. Умение слушать и понимать речь других. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
- 9
Научить исправлять ошибки; развивать орфографическую зоркость. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. Умение слушать и понимать речь других. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (20 Ч)
- 10
Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- 11
Как из слов составить предложение? Урок введения новых знаний 1 час Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 12
Контрольное списывание. Урок - контроль 1 час Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Списывать текст, проговаривать его по слогам. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
Научить письменно излагать свои мысли. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- 19
- 20
Видеть и правильно записывать слова с орфограммами Умение слушать и понимать речь других. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
- 21
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (27 Ч)
- 22,
Что такое лексическое значение слова? Урок введения новых знаний 1 часа
Познакомить с понятием «лексическое значение слова». Осознание роли языка и речи в жизни человека. Определять лексическое значение слов. Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала.
Что такое лексическое значение слова? 1 час
- 24
- 25
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с понятиями «прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Различать прямое и переносное значение слов. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Волевая саморегуляция.
- 26
Что такое синонимы? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Различать оттенки значений синонимов. Умение работать в паре, группе. Целеполагание как постановка учебной задачи.
Что такое синонимы? 1 час
- 27,
Что такое антонимы? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Прогнозирование результата.
Что такое антонимы? 1 час
- 29
Контрольный диктант. Урок - контроль 1 час Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. Умение слушать и понимать речь других. Осознание качества и уровня усвоения материала - оценка деятельности.
- 30
- 31,
Что такое родственные слова? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
- 33,
Что такое корень слова? Урок введения новых знаний 1 час Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- 35
Делить слова на слоги. Умение работать в паре, группе. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
- 36,
Как определить ударный слог? Урок рефлексии 1 час Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Находить в словах ударный слог. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Прогнозирование результата.
II четверть
- 38,
Как переносить слова с одной строки на другую? Урок рефлексии 1 час Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Переносить слова с одной строки на другую. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- 40
Продолжить работу над развитием письменной речи. Нравственно-этическая ориентация. Писать сочинения по серии картинок. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 41
Проверить знания по теме «Слово». Осознание роли языка и речи в жизни человека. Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание. Оформлять свои мысли письменно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
- 42
- 43
ЗВУКИ И БУКВЫ (41 Ч)
- 44
- 45,
Как мы используем алфавит? Урок рефлексии 1 час Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 47
Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Писать имена собственные с большой буквы. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 48
Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. Нравственно-этическая ориентация. Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. Умение слушать и понимать речь других. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 49
- 50
Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте; выполнить работу над ошибками; развивать письменную речь учащихся. Умение точно отвечать на вопросы. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Объяснять допущенные ошибки, исправлять их Умение слушать и понимать речь других. Уметь точно отвечать на вопросы.
- 51-
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Уроки рефлексии 1 час
Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Уметь точно отвечать на вопросы.
- 56-
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Уроки рефлексии 1 час
Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. Нравственно-этическая ориентация. Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Умение слушать и понимать речь других. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
- 59
Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 60
Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
- 61
Научить детей работать над исправлением ошибок. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Объяснять допущенные ошибки, исправлять их Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Оценка результатов работы.
- 62
Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Различать гласные и согласные звуки. Умение работать в паре, группе. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
- 63,
Согласный звук [Й] и буква И краткое. Урок введения новых знаний 1 час
Познакомить учащихся с особенностями буквы Й. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Умение работать в паре, группе. Прогнозирование результата.
- 65
Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- 66
Учить выражать свою мысль письменно и устно. Нравственно-этическая ориентация. Составлять рассказ по картинке. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 67
- 68,
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Уроки рефлексии 1 час Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Умение слушать и понимать речь других. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
- 70
- 71,
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Уроки рефлексии 1 час Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 73
Повторить усвоение изученных тем. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Определять орфограмму и правильное написание слов. Умение слушать и понимать речь других. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
III четверть
- 74
Проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы». Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Определять орфограмму и правильное написание слов. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 75
- 76
Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Письменно излагать свои мысли, писать письма. Строить сообщения в устной и письменной форме. Оценка результатов работы.
- 77
Научить использовать полученные знания в нестандартных условиях. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Применять знания для решения нестандартных задач. Строить сообщения в устной и письменной форме. Оценка результатов работы.
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (34 Ч)
- 78
Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
- 79
Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 80
Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Находить в словах изученные орфограммы. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 81
Проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Умение слушать и понимать речь других. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
- 82
Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление. Нравственно-этическая ориентация. Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Оценка результатов работы.
- 83
Нацелить на выполнение проектной деятельности. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- 84,
Буквосочетания ЖИ -ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Уроки введения новых знаний 1 час
Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ -ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ; развивать орфографическую зоркость. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 86
Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ -ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ; развивать орфографическую зоркость. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Устанавливать аналогии Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
- 87,
Как отличить звонкие согласные от глухих? Урок -рефлексии 1 час
Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Характеризовать парные звонкие и глухие согласные Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 89
Познакомит со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 90
Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 91
- 92,
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова Уроки введения новых знаний 1 час
Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учит распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 95
Проверка знаний. Урок - контроль 1 час Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Определять орфограмму и правильное написание слов. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 97
- 98
- 99,
Правописание слов с разделительным мягким знаком. Уроки введения новых знаний 1 час Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко - буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Сопоставлять произношение и написание слов Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
ЧАСТИ РЕЧИ (52 Ч)
- 107,
- 108
- 109
- 110
- 111,
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Уроки введения новых знаний 1 час Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Использовать специальную терминологию Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120,
- 121,
- 122
- 123
- 124
IV четверть
- 125
- 126
- 127,
- 128,
- 129
- 130,
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148,
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
ПОВТОРЕНИЕ (17 Ч)
- 154
- 155
- 156, 157
- 158
- 159,
Повторение по теме «Части речи». Урок -рефлексии 1 час Повторить изученный материал по теме «Части речи». Осознание роли языка и речи в жизни человека. Распознавать части речи. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
- 161
- 162
- 163
- 164 - 169
- 170
ИТОГО - 204 Ч