Презентация по литературному чтению на тему: Д. Н. Мамин-Сибиряк

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект интегрированного урока

литературного чтения и окружающего мира

3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»


Тема: «Наши меньшие братья - дети Земли»

по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка «ПРИЁМЫШ»









Учитель: Осотина Т.В.




«Наши меньшие братья - дети Земли»

по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка «ПРИЁМЫШ»
Цель урока: прививать любовь к природе, бережное отношение к ней. Задачи урока:

  1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о взаимоотношениях человека и природы; способствовать обогащению словаря учащихся; высказывать мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира.


  1. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
регулятивных - учить принимать роль в учебном сотрудничестве; познавательных - учить добывать информацию из иллюстраций; формировать умение извлекать фактическую информацию; обобщать полученную информацию, делать выводы; коммуникативных - учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведения и их поступкам.
  1. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память,

мышление, речь), творческий потенциал учащихся; формирование уверенности в себе; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Оборудование: выставка книг, карточки №1, №2, конверты с лебедями , презентация.






ХОД УРОКА


1.Организационый момент

Наш весёлый школьный звонок

Пригласил нас всех на урок!

Сегодня у вас урок - повторения,

И много работы для всех без сомнения.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

И мило друг другу вы улыбнитесь.

Желаю успеха вам без сомненья,

Урок начинаем без промедленья.

Садитесь!

1 слайд

Учитель: У нас сегодня урок литературного чтения, связанный с вопросами из окружающего мира. Такой урок называется интегрированным. Посмотрите, пожалуйста, на доску и послушайте.

Показ видео ролика «Сохраним природу детям!»

Учитель: Мир, в котором мы живём, полон света, звуков, красок. Всё, что нас окружает, наполнено жизнью. Каждая капля воды, травинка, цветок, птица или животное имеют право на жизнь. Они так ранимы, хрупки и беззащитны, что без человеческой заботы, помощи и любви могут просто погибнуть. Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, А море без рыб - не море, А земля без зверей -не земля.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

С каким произведением о природе мы познакомились на прошлом уроке?

3 слайд 2. Объявление цели урока. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» поможет нам проявлять любовь к нашим меньшим братьям, ко всему живому, что нас окружает. Тема урока : «Наши меньшие братья - дети Земли. -Кого мы называем меньшими братьями? Щелчок 3. Повторение изученного Давайте вспомним содержание этого произведения. Работу организуем в парах. У вас на партах находится карточка № 1 с заданием, на которой перечислены пункты плана рассказа. Их необходимо расположить в хронологической последовательности, т.е. поставить по порядку, пронумеровать от одного до четырех.
1)Появления лебедя у Тараса. 2)Приёмыш и Соболько. 3)Приёмыш и стадо лебедей. 4)Прощание с Тарасом
Приступайте к выполнению задания. 5 слайд Кто ребята уже готов ответить? Какой эпизод рассказа должен быть первым? Расскажите, как появился Тарас у лебедя? Какой второй ? Какие взаимоотношения сложились у Соболько и Приёмыша? Назовите следующий пункт плана? Как произошла встреча Приёмыша и лебедей? Чем заканчивается история Приёмыша? Как лебедь попрощался с человеком? ( У кого другой ответ?) Учитель:Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете содержание рассказа.
4. Словарная работа. Учитель: Давайте, вспомним главных героев произведения. 6 слайд Дети: Тарас, Приёмыш, Соболько. Учитель: Правильно. Посмотрите, как выглядят главные герои. Сегодня мы будем говорить о взаимоотношении человека и животных.
Дадим характеристику героям. Для этого выполним индивидуальное задание на карточке №2. 7 слайд Отметьте слова знаком «+» в нужной колонке, которые наиболее точно характеризуют главных героев.





№ Слова Тарас Приёмыш 1 умный

2 гордый

3 царственный

4 добрый

5 внимательный

6 трусливый

7 глупый

8 злой

9 заботливый

10 особенный

11 коварный

12 мудрый


Приступаем к выполнению задания. Учитель: Какими качествами обладает Тарас? Обоснуйте свой ответ. Какими лебедь? Почему вы так решили? Докажите. Щелчок

Учитель:

Какие взаимоотношения сложились у старика и лебедя?

Почему лебедь доверял человеку?

Какой стала жизнь Тараса с появлением лебедя?

Откройте учебник, найдите и зачитайте в тексте.

Вывод: Человек не может жить без птиц, они доставляют ему радость, наслаждение красотой, восхищение и удивление. Для человека очень важна природа.

4. Физкультминутка«Лебеди». 9 слайд

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали.

Чудо - палочку возьму

Два раза ею я взмахну,

И сейчас вы из детей

Превратитесь в лебедей!

Мы направо повернулись,

Крылья к солнцу потянулись!

Мы налево повернулись

И друг другу улыбнулись!

Хоть лететь нам нелегко,

Но летаем высоко!

Опустились на реке

И поплыли по воде,

Шею вытянул вперед

Лебединый весь народ .

И, поев немного хлеба,

Снова мы взлетели в небо!

Вам понравилась игра?

Возвращаться нам пора!

Снова палочку возьму

Два раза ею я взмахну .

И теперь из лебедей

Превратились вы в детей!

Садитесь, ребята.

5. Обсуждение проблемы. Давайте обратимся к словам М.М.Пришвина 10 слайд Ученик читает.

«Я СТОЮ И РАСТУ - Я РАСТЕНИЕ;

Я СТОЮ, И РАСТУ, И ДВИГАЮСЬ - Я ЖИВОТНОЕ;

Я СТОЮ, И РАСТУ, И ДВИГАЮСЬ, И МЫСЛЮ - Я ЧЕЛОВЕК»

-Чем отличается человек от растений и животных?

Значит, человек, будучи тоже частью природы, отличается от растительного и животного мира тем, что он умеет мыслить, думать. А если он может мыслить, то его это ко многому обязывает.

-Как же тогда разумный человек должен относиться к окружающему его миру?

( С добром, милосердием, с защитой, с состраданием, с бережностью, с любовью)

- Да, человек должен быть другом природы, её защитником, должен уметь понимать и чувствовать «братьев наших меньших».

-Как об этом говорит Тарас? Найдите и зачитайте.

Щелчок

- Как вы оцените поступок, который совершили охотники?

Найдите, что об этом говорит Тарас?

(…не возьму я в толк, зачем охотники лебедей застрелили: ведь и есть-то не станут, а так, для озорства.)

- Как вы оцените поступок, который совершил Тарас?

Вывод:дети….

Учитель: Человек - царь природы, но царь разумный, добрый и заботливый. Он пришёл в мир, чтобы умножать его красоту, чтобы созидать, а не разрушать, чтобы творить жизнь. И он, Тарас, её сотворил: он спас лебедя, который даст жизнь многим красивым птицам.

Им действительно нужна помощь человека. Об этом подготовила сообщение

Лиза.

6. Сообщение о лебедях.

12 слайд Лебедь - перелетная птица, которая возвращается с юга одной из самых первых, когда снег еще не сошел и лед не растаял. На территории России обитает 3 вида лебедей: лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Лебеди - самые крупные водоплавающие из птиц весом до 13 кг.Весной в лебединой семье появляются птенцы. С первого дня они отлично плавают, ныряют, сами кормятся листьями и травой. Пары у лебедей создаются однажды и на всю жизнь. Поэтому существует такое понятие, как лебединая верность. А живут лебеди долго - до 30-40 лет. 13 слайд Все лебеди находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу. Учитель: Посмотрите на Красную книгу, какая она большая, толстая. Сколько много животных нуждается в нашей защите. В нашей Тверской области обитает лебедь-кликун, который занесён в Красную книгу. А Настя прочитает нам стихотворение, которое называется «Береги природу»

А в небе стая лебедей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях бы не грачи,

А стаи чёрной саранчи

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век,

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

7.Работа с иллюстрациями

Учитель:

Не только рассказ «Приёмыш» и стихотворение «Береги природу» призывают нас относиться бережно к ней, любить наших братьев меньших. А также многие писатели затрагивают эту тему в своих произведениях.

Давайте вспомним самые произведения о животных, которые мы читали на уроках литературного чтения. Вам надо по иллюстрациям определить автора и название произведения.

14, 15 слайд Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

16, 17 слайд Редьярд Киплинг «Маугли»

18,19 слайд К.Г. Паустовский «Барсучий нос»

20,21 слайд В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

22,23 слайд Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

24, 25 слайд А.П.Чехов «Белолобый»

Учитель: Ребята, посмотрите, на выставке у нас книги о природе, которые я вам советую прочитать.

Щелчок

Писатели, которые пишут нам о животных, хотят, чтобы человек не был равнодушным по отношению к своим неразумным братьям, хотят, чтобы человек сохранял ту гармонию окружающего мира, которая существует в природе.

8. Подведение итогов урока

Учитель:

Давайте перейдём к обсуждению рассказа.


Тарасу предлагали подрезать крылья лебедю, оставить лебедя у себя. Однако он предпочел его отпустить. Как вы думаете, почему? ( он боялся, что лебедь погибнет, Приемыш- это свободная птица , которая должна жить в своей лебединой семье. А как бы вы поступили, ведь расстаться с другом всегда очень грустно?

8. Рефлексия На партах у вас лежат конверты. Возьмите и откройте их. В ваших руках судьба этого лебедя. Положите его на свою ладошку. Вы можете оставить его себе и забрать домой или, подобно Тарасу отпустить на волю. Сделайте свой выбор, вместе с вами и я сделаю выбор. Кто хочет подарить лебедю свободу, подойдите к доске и прикрепите лебедя. Молодцы! Вы сделали правильный выбор. Наши меньшие братья будут вам благодарны. Лебедь - вольная птица, которая должна жить в своей лебединой семье.

( музыкальный фон)

9 . Итог урока

Учитель: - Пусть ваша душа и сердце будет добрым, как у героя рассказа «Приёмыш».

Выставление оценок.

За активную работу на уроке получают «5» следующие ребята.

Учитель:Вы меня сегодня очень порадовали. Вы прекрасно работали на уроке. Спасибо большое!

Домашнее задание:пересказ эпизода, который вам больше всего понравился и иллюстрация к этому отрывку.

Урок окончен.




© 2010-2022