- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по литературному чтению на тему: Д. Н. Мамин-Сибиряк
Презентация по литературному чтению на тему: Д. Н. Мамин-Сибиряк
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осотина Т.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект интегрированного урока
литературного чтения и окружающего мира
3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Наши меньшие братья - дети Земли»
по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка «ПРИЁМЫШ»
Учитель: Осотина Т.В.
«Наши меньшие братья - дети Земли»
по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка «ПРИЁМЫШ»
Цель урока: прививать любовь к природе, бережное отношение к ней. Задачи урока:
-
Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о взаимоотношениях человека и природы; способствовать обогащению словаря учащихся; высказывать мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира.
- Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память,
мышление, речь), творческий потенциал учащихся; формирование уверенности в себе; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.
Оборудование: выставка книг, карточки №1, №2, конверты с лебедями , презентация.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент
Наш весёлый школьный звонок
Пригласил нас всех на урок!
Сегодня у вас урок - повторения,
И много работы для всех без сомнения.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
И мило друг другу вы улыбнитесь.
Желаю успеха вам без сомненья,
Урок начинаем без промедленья.
Садитесь!
1 слайд
Учитель: У нас сегодня урок литературного чтения, связанный с вопросами из окружающего мира. Такой урок называется интегрированным. Посмотрите, пожалуйста, на доску и послушайте.
Показ видео ролика «Сохраним природу детям!»
Учитель: Мир, в котором мы живём, полон света, звуков, красок. Всё, что нас окружает, наполнено жизнью. Каждая капля воды, травинка, цветок, птица или животное имеют право на жизнь. Они так ранимы, хрупки и беззащитны, что без человеческой заботы, помощи и любви могут просто погибнуть. Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, А море без рыб - не море, А земля без зверей -не земля.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
С каким произведением о природе мы познакомились на прошлом уроке?
3 слайд 2. Объявление цели урока. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» поможет нам проявлять любовь к нашим меньшим братьям, ко всему живому, что нас окружает. Тема урока : «Наши меньшие братья - дети Земли. -Кого мы называем меньшими братьями? Щелчок 3. Повторение изученного Давайте вспомним содержание этого произведения. Работу организуем в парах. У вас на партах находится карточка № 1 с заданием, на которой перечислены пункты плана рассказа. Их необходимо расположить в хронологической последовательности, т.е. поставить по порядку, пронумеровать от одного до четырех.
1)Появления лебедя у Тараса. 2)Приёмыш и Соболько. 3)Приёмыш и стадо лебедей. 4)Прощание с Тарасом
Приступайте к выполнению задания. 5 слайд Кто ребята уже готов ответить? Какой эпизод рассказа должен быть первым? Расскажите, как появился Тарас у лебедя? Какой второй ? Какие взаимоотношения сложились у Соболько и Приёмыша? Назовите следующий пункт плана? Как произошла встреча Приёмыша и лебедей? Чем заканчивается история Приёмыша? Как лебедь попрощался с человеком? ( У кого другой ответ?) Учитель:Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете содержание рассказа.
4. Словарная работа. Учитель: Давайте, вспомним главных героев произведения. 6 слайд Дети: Тарас, Приёмыш, Соболько. Учитель: Правильно. Посмотрите, как выглядят главные герои. Сегодня мы будем говорить о взаимоотношении человека и животных.
Дадим характеристику героям. Для этого выполним индивидуальное задание на карточке №2. 7 слайд Отметьте слова знаком «+» в нужной колонке, которые наиболее точно характеризуют главных героев.
№ Слова Тарас Приёмыш 1 умный
2 гордый
3 царственный
4 добрый
5 внимательный
6 трусливый
7 глупый
8 злой
9 заботливый
10 особенный
11 коварный
12 мудрый
Приступаем к выполнению задания. Учитель: Какими качествами обладает Тарас? Обоснуйте свой ответ. Какими лебедь? Почему вы так решили? Докажите. Щелчок
Учитель:
Какие взаимоотношения сложились у старика и лебедя?
Почему лебедь доверял человеку?
Какой стала жизнь Тараса с появлением лебедя?
Откройте учебник, найдите и зачитайте в тексте.
Вывод: Человек не может жить без птиц, они доставляют ему радость, наслаждение красотой, восхищение и удивление. Для человека очень важна природа.
4. Физкультминутка«Лебеди». 9 слайд
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Чудо - палочку возьму
Два раза ею я взмахну,
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей!
Мы направо повернулись,
Крылья к солнцу потянулись!
Мы налево повернулись
И друг другу улыбнулись!
Хоть лететь нам нелегко,
Но летаем высоко!
Опустились на реке
И поплыли по воде,
Шею вытянул вперед
Лебединый весь народ .
И, поев немного хлеба,
Снова мы взлетели в небо!
Вам понравилась игра?
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму
Два раза ею я взмахну .
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей!
Садитесь, ребята.
5. Обсуждение проблемы. Давайте обратимся к словам М.М.Пришвина 10 слайд Ученик читает.
«Я СТОЮ И РАСТУ - Я РАСТЕНИЕ;
Я СТОЮ, И РАСТУ, И ДВИГАЮСЬ - Я ЖИВОТНОЕ;
Я СТОЮ, И РАСТУ, И ДВИГАЮСЬ, И МЫСЛЮ - Я ЧЕЛОВЕК»
-Чем отличается человек от растений и животных?
Значит, человек, будучи тоже частью природы, отличается от растительного и животного мира тем, что он умеет мыслить, думать. А если он может мыслить, то его это ко многому обязывает.
-Как же тогда разумный человек должен относиться к окружающему его миру?
( С добром, милосердием, с защитой, с состраданием, с бережностью, с любовью)
- Да, человек должен быть другом природы, её защитником, должен уметь понимать и чувствовать «братьев наших меньших».
-Как об этом говорит Тарас? Найдите и зачитайте.
Щелчок
- Как вы оцените поступок, который совершили охотники?
Найдите, что об этом говорит Тарас?
(…не возьму я в толк, зачем охотники лебедей застрелили: ведь и есть-то не станут, а так, для озорства.)
- Как вы оцените поступок, который совершил Тарас?
Вывод:дети….
Учитель: Человек - царь природы, но царь разумный, добрый и заботливый. Он пришёл в мир, чтобы умножать его красоту, чтобы созидать, а не разрушать, чтобы творить жизнь. И он, Тарас, её сотворил: он спас лебедя, который даст жизнь многим красивым птицам.
Им действительно нужна помощь человека. Об этом подготовила сообщение
Лиза.
6. Сообщение о лебедях.
12 слайд Лебедь - перелетная птица, которая возвращается с юга одной из самых первых, когда снег еще не сошел и лед не растаял. На территории России обитает 3 вида лебедей: лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Лебеди - самые крупные водоплавающие из птиц весом до 13 кг.Весной в лебединой семье появляются птенцы. С первого дня они отлично плавают, ныряют, сами кормятся листьями и травой. Пары у лебедей создаются однажды и на всю жизнь. Поэтому существует такое понятие, как лебединая верность. А живут лебеди долго - до 30-40 лет. 13 слайд Все лебеди находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу. Учитель: Посмотрите на Красную книгу, какая она большая, толстая. Сколько много животных нуждается в нашей защите. В нашей Тверской области обитает лебедь-кликун, который занесён в Красную книгу. А Настя прочитает нам стихотворение, которое называется «Береги природу»
А в небе стая лебедей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мертвым стало небо.
И - тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях бы не грачи,
А стаи чёрной саранчи
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век,
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
7.Работа с иллюстрациями
Учитель:
Не только рассказ «Приёмыш» и стихотворение «Береги природу» призывают нас относиться бережно к ней, любить наших братьев меньших. А также многие писатели затрагивают эту тему в своих произведениях.
Давайте вспомним самые произведения о животных, которые мы читали на уроках литературного чтения. Вам надо по иллюстрациям определить автора и название произведения.
14, 15 слайд Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
16, 17 слайд Редьярд Киплинг «Маугли»
18,19 слайд К.Г. Паустовский «Барсучий нос»
20,21 слайд В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
22,23 слайд Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
24, 25 слайд А.П.Чехов «Белолобый»
Учитель: Ребята, посмотрите, на выставке у нас книги о природе, которые я вам советую прочитать.
Щелчок
Писатели, которые пишут нам о животных, хотят, чтобы человек не был равнодушным по отношению к своим неразумным братьям, хотят, чтобы человек сохранял ту гармонию окружающего мира, которая существует в природе.
8. Подведение итогов урока
Учитель:
Давайте перейдём к обсуждению рассказа.
Тарасу предлагали подрезать крылья лебедю, оставить лебедя у себя. Однако он предпочел его отпустить. Как вы думаете, почему? ( он боялся, что лебедь погибнет, Приемыш- это свободная птица , которая должна жить в своей лебединой семье. А как бы вы поступили, ведь расстаться с другом всегда очень грустно?
8. Рефлексия На партах у вас лежат конверты. Возьмите и откройте их. В ваших руках судьба этого лебедя. Положите его на свою ладошку. Вы можете оставить его себе и забрать домой или, подобно Тарасу отпустить на волю. Сделайте свой выбор, вместе с вами и я сделаю выбор. Кто хочет подарить лебедю свободу, подойдите к доске и прикрепите лебедя. Молодцы! Вы сделали правильный выбор. Наши меньшие братья будут вам благодарны. Лебедь - вольная птица, которая должна жить в своей лебединой семье.
( музыкальный фон)
9 . Итог урока
Учитель: - Пусть ваша душа и сердце будет добрым, как у героя рассказа «Приёмыш».
Выставление оценок.
За активную работу на уроке получают «5» следующие ребята.
Учитель:Вы меня сегодня очень порадовали. Вы прекрасно работали на уроке. Спасибо большое!
Домашнее задание:пересказ эпизода, который вам больше всего понравился и иллюстрация к этому отрывку.
Урок окончен.