- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование каллиграфического письма в начальной школе
Формирование каллиграфического письма в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яндулова Л.И. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России» 2016
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Яндулова Лидия Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ «Руэмская средняя
общеобразовательная школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Формирование каллиграфического письма в начальной школе»
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности. (Слайд 1) Обучение письму - очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия.
Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказывается на формирование мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком. Формирование каллиграфических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль - ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. [2] Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. (Слайд 2) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:
- внедрение новых ФГОС;
- изучение опыта коллег;
- изучение литературы по теме;
- мониторинг собственного опыта.
-
дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;
-
пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
-
очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность
наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
-
не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат
линейность при письме;
-
не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
-
нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
(Слайд 5) Цель и задачи методического семинара. Цель: обобщение педагогического опыта по ведению кружка «Пишу красиво» Задачи:
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на формирование каллиграфического письма обучающихся.
- Показать результативность использования тренажера для формирования каллиграфии обучающихся.
Анализируя результаты своей работы я утверждаю, что комплексный тренажер предназначен для последовательного формирования устойчивого красивого почерка и освоения элементарных правил грамматики. В книге использованы современные методики обучения.
В издании содержатся специально подобранные упражнения для разработки мышц руки, которые помогут добиться правильного расположения пальцев при написании букв и подготовить руку к письму, а также сформировать представления о правильном написании букв, развить и закрепить навык безотрывного письма. Графические упражнения дадут возможность ребенку самостоятельно овладеть навыками грамотного письма, усвоить элементарные правила грамматики и выработать автоматизм в их применении, а систематическая работа над трудными словами впоследствии будет способствовать их прочному запоминанию.
Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки.
Каллиграфические навыки формируются не только на кружке, но и на других уроках. (Слайд 7)
На кружке «Пишу красиво» очень актуально применение физических упражнений на развитие мышц руки:
«ходьба пальчиками»;
«игра на пианино»;
«юла»;
«посолим суп»;
«человечек ходит»;
«дождик капает»;
«пилим дрова»;
«стреляем из лука»;
«рисуем в воздухе». (Слайд 19) Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни. (Слайд 20) Используемые ресурсы: