- Преподавателю
- Начальные классы
- КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВО 2 КЛАССЕ Тема: Дикорастущие и культурные растения
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВО 2 КЛАССЕ Тема: Дикорастущие и культурные растения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гогичаева Ф.Ю. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
-
Организационный момент
-
Провер ка домашнего задания
-
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
-
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
-
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
-
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.) Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник - растение лесов.)
-
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
- На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа -растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
- Знакомство с дикорастущими растениями
-
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
-
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
-
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
-
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
-
Физкультминутка
-
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем - культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
-
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
-
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
-
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
-
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
-
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
-
Презентация .
-
Итоги урока.
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
- Приведите по два - три примера растений каждой группы.
- Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
- Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).