Урок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по окружающему миру в 3 классе на тему Опора и движениеУрок по Окружающему миру в 3 классе «Опора тела и движения»

Цель: формировать общее представление о скелете человека, как опоре организма; познакомить со строением опорно-двигательной системы; познакомить с правильной осанкой; формировать представление о здоровом образе жизни; укреплять гигиенические навыки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

За посадкою следи- Держи осанку ровно-

Свои кости береги. Спина будет здорова.

Ребята, мы начинаем урок окружающего мира.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Уже два урока мы работаем по теме « Организм человека». О чем мы говорили на прошлом уроке? ( Как еще называют кожу? Сколько функций выполняет кожа? Назовите их)

б ) Первый ученик выполняет задание на доске: сопоставить слова левого столбика с оперелением правого столбика при помощи стрелок):

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

Остальные выполняют тест « Надежная защита организма» ( А.А.Плешаков, Н.Н.Гара «Окружающий мир». Тесты. 3 класс.). Выполним взаимопроверку, напротив каждого правильного ответа ставим по одному баллу. Были ли ошибки у соседа? Объясните ему правильный ответ.

в) оказание «первой помощи» при ссадине на руке. Где можно получить такую травму? ( Почему сделали так?)

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

Прежде чем начнем работать по теме урока, определим девиз нашего урока. Для этого предлагаю цифровой диктант. Я читаю вопрос, вы отвечаете на него, ищите определение, выбираете соответствующую букву, из букв составите слова.

а) Цифровой диктант

Девиз нашего урока вы сможете узнать, выполнив цифровой диктант.

- С помощью этого органа мы различаем звуки, шумы, шорох.(1)

- С помощью этого органа мы узнаем предметы по запаху.(2)

- С деятельновтью этого органа связана работа всех внутренних органов.( 3, 7, 10)

- Что приводит в движение кровь?(4, 9)

- Какой орган защищает наше тело от различных повреждений?(5, 8)

- Орган, при помощи которого мы различаем горькую, сладкую, кислую, соленую пищу.(6, 12)

- С помощью этого органа мы воспринимаем форму, величину и цвет предметов.(4)

- С их помощью мы можем измельчать и пережевывать пищу.(13)

( ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ!)

  1. Головной мозг И

  2. Сердце Ж

  3. Язык Н

  4. Уши Д

  5. Глаза З

  6. Кожа Е

  7. Нос В

  8. Зубы ь

Мы составили девиз. Как вы думаете, о чем будем говорить на этом уроке?

  1. Работа над новым материалом.

а) Опорно-двигательная система человека.

Сегодня мы будем разговаривать об опорно двигательной системе человека, тема нашего урока « Опора тела и движения» ( слайд №1)( Написать тему на доске)

- Ребята, как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? Или почему тряпичная кукла падает и требует опоры, а человек может стоять прямо? ( слайд №2). Сегодня на уроке мы узнаем о строении тела человека, о движении, и о том, как можно сохранить свое тело здоровым и стройным.

- Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей мышцы и кости своей ладони? Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза ( слайд №3). Смог бы он стоять? А двигаться? Никогда! Я слепила из пластилина тонкую, длинную фигурку человечка, но он не стоит, он согнулся под тяжестью своего тела. А что же нужно было сделать? Правильно, второго человечка я сделала, налепив пластилин на каркас из проволоки. И человечек стоит! Костная система (скелет) и мышечная система дают опору телу человека и помогают ему двигаться ( слайд №4). Слово « скелет» произошло от греческого слова «скелетос»- высохший .

( слайд №5)Человеку помогает поддерживать форму скелет, состоящий из отдельных костей. Он напоминает прочный какркас, который делают строители, возводя высокие здания. Рассмотрите скелет человека и постарайтесь запомнить названия основных его частей и их назначение. Скелет человека состоит из четырех отделов. Череп ( защита головного мозга), туловище, которое состоит из позвоночника ( опора всего скелета, в нем, как в панцире скрыт спинной мозг), грудной клетки и ребер ( защищает сердце и легкие), отдел верхних конечностей: лопатки, ключицы и скелет рук, отдел нижних конечностей : кости таза, скелет ног. Многие части скелета соединены подвижно с помощью суставов и связок. Благодаря гибким соединениям мы можем бегать и прыгать. В теле взрослого человека около 200 костей, у маленьких детей их даже больше, ведь с возрастом некоторые кости прочно срастаются между собой.

- Но кости смогли бы двигаться сами собой? Их приводят в движение мышцы, или мускулы. В переводе «мышца» (слайд №6) произошло от слова «мускулис»- «мышь». В теле человека около 600 мышц (слайд №7), и каждая из них выполняет какое-либо движение. Мышцы, словно канаты, состоят из тонких волокон (слайд №8). Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная и узкая и напоминает волокно.

- Согните руку в локте, вы почувствовали, что верхняя мышца стала твердой и упругой, а если опустите, она становится более мягкой и менее заметной. При сгибании и разгибании скелетные мышцы сокращаются и растягиваются. Например самая быстрая мышца выполняет моргание, самая большая- ягодичная, а самая сильная.... мышца языка. А четверть всех мышц человека находится на лице. Итак: скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека (слайд №9).

Физкультминутка

Возьмите наши тренажеры, положите на голову.

- Подняться на носки, отвести локти назад, прогнуться, вернуться в исзодное положение.

- Ноги врозь, руки вниз, поворот туловищавлево, руки в стороны, вправо, руки в стороны.

- Стоя, руки вперед, приседает на правой ноге, левую ногу назад, поменям.

- Стоя, мешочек на парту. Руки на пояс, четыре прыжка на правой ноге, четыре на левой, четыре на двых ногах.

Садитесь. Сделав физкультминутку переходим к следующему этапу урока.

б) После такой полезной физкультминутки будем говорить об осанке человека.

- Все вы ребята любите сказки. Вот отрывок русской народной сказки « О Василисе Красе-Золотой Косе»:

Жила-была царевна-краса Золотая Коса,

По земле шла, словно лебедь плыла,

И статна и величава, и осанкою красива...»

- Как вы понимаете слова «осанка», «стать»? Правильная осанка влияет не только на внешность, но и на расположение и деятельность внутренних органов (слайд №10). Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение внутренних органов и смотрится такой человек некрасиво.

- Что приводит к неправильной осанке? (Ответы детей). А как нужно сидеть за партой? ( слайд №11). Как нужно ходить, стоять? (слайд №12)

Давайте проведем несколько упражнений по формированию правильной осанки.

  • Встать у стены, косаясь затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Желательно выполнять это упражнение ежедневно, в течение 5 минут.

  • Кладем книгу на голову и ходим так, чтобы книга не упала.

- А сейчас проведем эксперимент « Как правильно?»(слайд №13)

Одному ученику даю ранец, другому- портфель. Пройтись по классу и встать спиной. Что вы видите?( Ребенок с портфелем наклонился, а с ранцем стоит прямо). Какой можно сделать вывод?

Один ученик берет одно большое ведро, а другой 2 средних. Казалось бы легкое ведро, но подержав его одной рукой он устает и начинает отклоняться в сторону. Второй держит спину ровно. Какой можно сделать вывод? ( Если что-то несешь лучше равномерно распределить тяжесть в две руки).

- А что еще нужно делать, чтобы укреплять мышцы? ( Ответы детей) (слайд №14).

- А еще нужно сбалансировано питаться. Есть такие продукты, которые укрепляют кости (слайд №15). Состав костей скелета зависит от возраста человека и от качества пищи. Нужно употреблять продукты богатые кальцием.

- Откройте учебники на стр. 137, найдите текст выделенный зеленой полосой, и прочитайте основные утверждения по теме нашего урока.

- А сейчас послушайте рассказ Александра Дорохова « Молодой старичок» МОЛОДОЙ СТАРИЧОК Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда догадывался, кто идет, хотя дверь была закрыта; только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая слабая была у него спина. А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться - зимой снег разгребать, весной цветы сажать, осенью - новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены - у него, мол, на прошлой неделе насморк был, и он плохо себя чувствует. Вот так он и стал молодым старичком.

  1. Закрепление изученного материала.

Поговорим о том, что заполнили и поняли на сегодшяшнем уроке.

а) Работа по карточкам ( Подписать части скелета). Проверка. Какие отделы подписали?

6. Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Какое значение имеют мышцы?

- Что нужно делать чтобы иметь здоровую осанку?

- Если осанка уже нарушена, как вы думаете, можно ли ее исправить?

- И главное, зачем нам знать строение человека?

Народные пословицы гласят:

« Работай сидя-отдыхай стоя», « Средство исцеления- это движение»

7. Рефлексия. « Рефлексивный экран»( слайд №15).

Закончить предложения, добавить свое высказывание.

8. Домашнее задание.



© 2010-2022