Мастер-класс

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по конструированию этапов современного урока русского языка для 3 класса (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) с применением ЦОР Единой коллекции

Предметная область: русский язык.

Мастер-класс на примере конструирования этапов современного урока русского языка для 3 класса (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) с применением ЦОР Единой коллекции.

Ведущий мастер-класса: Панова Юлия Александровна, учитель начальных классов.

Слушатели-участники: учителя начальных классов.

Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР Единой коллекции.

Задачи:

  1. Дать краткую характеристику ЦОР Единой коллекции, показать его практическую значимость для организации работы.

  2. Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ЦОР Единой коллекции, а так же возможные варианты применения их на уроке.

  3. Сконструировать этапы современного урока русского языка в 3 классе с применением ЦОР Единой коллекции.

Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:

  • Использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.

  • Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.

  • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.

  • Объективность оценивания знаний и умений.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • Расширение знаний о возможностях использования ЦОР.

  • Вовлечение учителей в проектную деятельность.

  • Получение педагогами представления о разнообразии и возможностях применения на уроках ЦОР Единой коллекции.

  • Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов.

Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:

  • Сеть Интернет;

  • Презентация Microsoft Power Point;

  • Цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции;

  • Мультимедийный проектор, экран;

  • Персональные компьютеры

Образовательные ресурсы Интернет:

  • Адрес Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования: school-collection.edu.ru.

Ход мастер-класса

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось показать вам, как можно построить этапы современного урока с применением ЦОР.

Актуальность данного мастер-класса очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации российского образования» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.

Для начала познакомимся, а может и вспомним, что же такое ЦОР.

О назначении и месте ЦОР в учебном процессе

ЦОР - это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.


Мастер-класс
Под руководством В. В. Репкина был разработан набор ЦОР, который является электронным сопровождением учебно-методического комплекта по русскому языку для 1-4 классов для системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Главная задача данного комплекта - формирование учебной деятельности младших школьников.

Какую роль выполняет ЦОР в учебном процессе?
Использование набора ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения русскому языку в начальных классах, т.к. дают принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности младших школьников, заключающиеся в следующем:
- возможность построения индивидуальной образовательной траектории для ученика, организации его индивидуального исследовательского действия, как в классе, так и дома;
- возможность создания условий для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий, осуществления их самостоятельного анализа и последующей коррекции - создания, таким образом, оптимальных условий для индивидуальной отработки навыков;
- возможность организации широкого доступа ученика к информационным источникам.
Предлагаемый набор ЦОР к УМК по русскому языку для начальных классов реализуют задачи по достижению новых качеств обучения, которые могут быть обеспечены только при использовании данных цифровых ресурсов, а именно:
- существенно повысить качество усвоения орфографических и пунктуационных норм;
- обеспечить усвоение на более осознанном уровне правил и лингвистических понятий;
- достичь более совершенного уровня в развитии речи.
Мы рассмотрим применение ЦОР на нескольких этапах урока русского языка в 3 классе.

Для того чтобы начать работу с применением ЦОР нам нужно зайти в сеть-интернет.

Инструкция:

  1. На рабочем столе двойным щелчком откройте______________

  2. В поисковой строке Яндекса напечатайте - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. Одним щелчком левой кнопки мыши выберите первый результат поиска - ______________________

  4. Выберите класс - 3 класс, предмет - русский язык.

  5. Справа в разделе «Наборы цифровых ресурсов к учебникам…» выберите «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.

  6. Откройте раздел «Зачем словам нужны окончания?».

Первый этап, на котором мы будем конструировать элемент урока русского языка с применением ЦОР - этап постановки темы урока.

ЦОР на этапе постановки темы урока.

На этом этапе очень удобно использовать диалоги персонажей по конкретной теме. Давайте послушаем один из первых диалогов в разделе «Зачем словам нужны окончания?». (№2 в данном разделе, files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66fa-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_27.swf).

- О чем беседуют персонажи диалога? (об орфограммах в окончании)

- Можно проверить орфограмму в окончании слова? (нет)

- А где можно проверить орфограммы? (в основе слова)

- С помощью чего? (с помощью изменений слова, подбор однокоренных слов, по словарю, правило и т.д.)

- Нужны ли нам окончания? (да, конечно)

- Какую работу выполняют окончания? (служат для связи слов в высказывании)

- У нас возникла проблемная ситуация. Мнения расходятся.

- Кто может сформулировать тему урока? (Постановка задачи «Зачем словам нужны окончания?»)

Хорошо, теперь скажите, зачем необходимо нам включить в урок этот ЦОР? (Постановка темы урока через проблемную ситуацию, что соответствует требованиям ФГОС, отсюда вытекают цель и задачи урока. Кроме того, УУД реализуются.)

ЦОР на этапе первичное закрепление изученного материала.
На этом этапе очень удобно и целесообразно использовать практические задания. Форма выполнения - групповая, парная или индивидуальная.

В этом разделе обучающиеся вновь возвращаются к теме «Число имен существительных», т. к. в первую очередь число помогает нам выделить окончание некоторых имен существительных. Откройте Упр. 64 на стр. 95 дан список слов, которые нужно разделить на два столбика.

Выбираем ЦОР №16. Задание выполняет 1 вариант, а 2 осуществляет контроль.

(files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/351a6714-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_47_1.swf )

Выбираем ЦОР №17. Задание выполняет 2 вариант, а 1 осуществляет контроль.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a670c-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_39_2.swf)

- Оцените знания своего соседа по критерию-правильность: справился, частично справился, не справился.

- Какие трудности возникли?

- Для чего предлагается выполнение этого ЦОР? (Во-первых, вызывает интерес и стимул достичь высокого результата, Во-вторых, этот вид ЦОР носит интерактивный характер, необходим для отработки изученного материала, реализация коммуникативных и регулятивных УУД, а также экономия времени).

Также обратимся еще к одному ЦОР, который можно использовать на данном этапе. Откройте учебник на стр. 88-89. Здесь мы видим, что ребята знакомятся с таблицей падежных изменений.

Для закрепления этого материала выбираем ЦОР №23, 24

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6714-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_47_1.swf),

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6715-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_47_2.swf).

Я предлагаю вам выполнить это задание в парах.

Для работы в группах предлагаем следующее задание: определить падеж выделенных слов и поднять карточку с нужным падежом.

Для выполнения этого задания выбираем ЦОР №28

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a671a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_49_1.swf).

- Для чего предлагается выполнение этого ЦОР? (Это опять же мощный стимул в обучении. Этот вид ЦОР носит интерактивный характер, необходим для отработки изученного материала, экономия времени, каждый работает в своем темпе. Т.к. этот материал закрепляется, то применение ЦОР на уроке - подготовка к тематическому контролю).
ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.
На этом этапе удобно использовать ЦОР в виде тестов, интерактивных заданий и т.д.

Также в этом разделе обучающиеся знакомятся с темой «Падежные окончания существительных множественного числа». Они дополняют таблицу падежных изменений. Для того, чтобы оценить свои знания по данной теме, им предлагается задание следующего вида.

Откройте ЦОР №25. Самостоятельная работа.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6716-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_48_1.swf).

Откройте ЦОР №26.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6717-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_48_2.swf).

- Для чего нужно использовать ЦОР такого плана?

Также, для закрепления материала способы проверки орфограмм можно давать тексты с пропусками.

ЦОР №40

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6722-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_54.swf).

В ЦОР вставляем пропущенную букву, а в тетради пишем способ проверки.

- Для чего нужно использовать ЦОР такого плана? (Экономия времени, развитие речи, повышение качества орфографического навыка, обогащение словарного запаса)

Заключение
Предлагаемый набор ЦОР к каждому разделу программы может

использоваться и при выполнении домашних заданий, и при работе в классе,

и при выполнении работ обучающего и контрольного характера, при выполнении

работы над ошибками, при организации учителем коррекционной работы.

Одни ЦОР предлагают новые задания к упражнениям учебника, другие -

позволяют выполнить задания учебника с возможностью проверки, третьи -

дополняют имеющиеся или восполняют недостающие для отработки упражнения.

Таким образом, основное назначение предлагаемого набора цифровых образовательных ресурсов к УМК по русскому языку для 1-4 классов - создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий младших школьников, увеличения доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечения его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, поддержки и развития познавательного интереса - иными словами, создание более благоприятных условий для развития таких качеств личности, которые определяют ее как субъекта учебной деятельности.



© 2010-2022