• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира «Почва и ее состав» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира «Почва и ее состав» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»











ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира «Почва и ее состав» (УМК «Перспективная начальная школа», 3класс)






Выполнила:

Зарубина Е.Е., МБОУ «СОШ № 31» Курс № 20/4

Научный руководитель: Демчук Н. А., к.п.н.,

доцент кафедры нач. и доп. образования МАОУ ДПО ИПК



Новокузнецк, 2014

Содержание

Страницы

1.

Введение

С.3 -4

2.

Основная часть

Проект урока по окружающему миру

«Почва и ее состав».

С. 5 - 9

3.

Заключение

С. 10

4.

Список литературы

С. 11


































I. Введение

« Не вводите знания в готовом виде.

Даже если нет никакой возможности

повести детей к открытию нового,

всегда есть возможность создать

ситуацию поиска».

/ Г.А. Цукерман/ Начальная школа, призвана решать целый ряд важнейших задач, среди которых - успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. «учить себя» познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. «Умение учитьСЯ» - есть процесс, в котором учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, способность оценивать свое место в окружающем мире и современном обществе, участвовать в его познании, созидании и преобразовании. Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. Особая значимость этого курса в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. В моей творческой разработке представлен проект урока окружающего мира для 3 класса, УМК «Перспективная начальная школа», по теме «Почва и ее состав». II. Проект урока окружающего мира, 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока: Почва и ее состав. Цели: -формирование представлений учащихся о различных видах почвы и ее составе; -развитие познавательного интереса средствами предметного содержания; -воспитание экологической культуры;
Результаты обучения Предметный результат -овладение первоначальными знаниями о составе почвы, умениями постановки опытов. Личностные УУД:

-определять личностный смысл полученных знаний Коммуникативные УУД - умение работать в группе - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; Регулятивные УУД -Понимать и удерживать учебную задачу урока, -Оценивать достижения свои и ребят в классе Познавательные УУД - находить информацию в тексте учебника, готовить рассказ, анализировать, обобщать и делать выводы Средства обучения. Учебник, тетради на печатной основе, раздаточный материал (блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, штатив, спиртовка, спички, пробирка), листы-распечатки с заданиями для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. II. Актуализация знаний. Мотивация. 1) Военные устроили базу на острове в океане. Одно плохо: очень много комаров. Ну, они долго не думали, решили потравить все комаров. Следствие: исчезли комары - исчезли птицы, питающиеся комарами - на деревья напали червяки, жуки и т.д., - они поели всю листву - деревья высохли и погибли, их смыло в океан - остров стал абсолютно голым, без растительности.) Почему это произошло? (взаимосвязь в природе)
2.1 Задание на доске Найдите не достающие части в цепи питания животных почвы. _________________(корни одуванчика) - личинка - крот корни салата - тля - ____________(муравей) 2.2 Беседа -Мы с вами восстановили цепи питания животных и растений почвы. -Вспомните, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли) -Что значит ПЛОДОРОДНЫЙ? (содержатся различные вещества, необходимые для роста и развития растений) -Проверьте, верны ли наши предположения, прочитайте значение этого слова в словаре. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (мы будем говорить о почве) -Да, тема нашего урока «Почва». -Какую цель мы перед собой поставим? (узнать, из чего состоит почва, узнать о веществах, которые входят в ее состав)
III. Познавательная деятельность 3.1 Работа в группах. Задание:

  1. провести опыты и узнать, из чего состоит почва.
2.Результаты опыта занести в таблицу Правила работы в группе (критерии)
  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

Для выполнения опыта необходимо распределить роли: Исследователь - (тот, кто проводит опыты) Куратор времени - (тот, кто контролирует процесс выполнения опыта и следит за временем исследования) Эксперт - (тот, кто заносит результат опыта в таблицу) Научный консультант (делает сообщение) 1группа

Опыт

Задание

Что наблюдали? (записать)

Опыт №1

  1. Разрыхлите палочкой комочек земли.

2.Рассмотрите почву под лупой.

3Что увидели? Запишите.


2группа


Задание

Что наблюдали? (записать)

Опыт№2

1.Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы.

2.Что происходит?

Почему?



Опыт №5

1.Если продолжим нагревать почву, то увидим дым и почувствуем неприятный запах.

2.Почему?

3.Что содержится в почве?

(Если не знаете, обратитесь к учебнику с. 37, значение слова посмотрите в словарике на с.142)

4.Какого цвета стала почва?

5.Почему?

Опыт №6

1.Насыпать в стакан с водой немного прокаленной почвы. Дайте немного отстояться.

2.Что увидели на дне стакана, запишите.

Опыт 3,4,5 проводит учитель, дети записывают выводы

Опыт №3

1.Подержать стекло с капелькой воды над спиртовкой.

2.Что осталось после испарения воды?

3.Что это? (если не знаете, откройте учебник на стр.36 опыт №3)

4.Запишите название вещества.

Опыт №4

1.Нагреть пробирку с почвой и подержать над ней холодное стекло.

2.Что происходит?

3. Почему?

Выводы:

1группа (в состав почвы входят полусгнившие корешки, листья, части насекомых)

2группа (в почве есть - воздух) Из опыта № 3 доказали - (в почве присутствуют минеральные соли) Опыт №4 - (в почве есть вода) Опыт №5 - (в почве есть перегной) Опыт №6 - (в почве есть песок и глина) IV. Физминутка. (см. СанПины) V. Первичное закрепление. 5.1Обобщение На доске таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА. -Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (почвы). (СОСТАВ ПОЧВЫ) -Что же делает почву плодородной? -Вернитесь к определению почвы. Уточните понятие. Какое слово надо добавить? (ПЛОДОРОДНЫЙ) Самостоятельная работа. ТПО с. 14, №16 (1,2) -Ребята, как вы думает, везде ли состав почвы одинаковый? ( Нет) Учитель: Из-за разнообразия условий выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Одна почва образуется на песках. Другая - на глинах, третья на известняках. В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы и условий образования выделяют разные типы почв. Мы сегодня, попробуем предположить какие виды почв, встречаются в Кемеровской области.
5.2 Работа в парах. Задание: 1.Прочитать текст в таблице с описанием различных типов почв, местом их распространения и культурами, которые на них выращивают. 2.Определить, какие типы почвы встречаются в Кемеровской области, а какие нет? «+» встречаются, «-» не встречаются

Название почв (типы)

залегание

использование почв после вырубки лесов, иссушение рек, болот + или -

1.

черноземные почвы

вдоль рек

выращивание зерновых культур и овощей, картофеля

2.

подзолистые почвы

тайга, горы

при удобрении, используются в сельском хозяйстве

3.

серые лесные

хвойные лес, горы

имеют водоохранное и лесоохранное значение

4.

горно-луговые почвы альпийского типа

горы, луга

сенокосы, пчеловодство

5.

тундровые почвы

вершины гор

пасеки, пчеловодство

6.

аллювиально-луговые почвы

луга, вдоль рек

сенокосы, пастбища

7.

желтоземы

леса

цитрусовые

8.

красно-желтые почвы

леса

кофе, какао, бананы, арахис, фруктовые деревья
Выводы Учитель: почвы, которые могут встречаться в Кемеровской области (разнообразные) Какие типы почв вы убрали сразу? Почему? (выращивают цитрусовые, какао..) Всего 17 типов почв насчитывают в Кемеровской области, с некоторыми из них вы познакомились.
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VI. Итог урока. Рефлексия
-Какую цель мы перед собой ставили? (Нам надо было узнать, из чего состоит почва, и какие вещества входят в ее состав)
Закончите предложение: -Теперь я знаю, что (в состав почвы входят ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА). - Растения получают из почвы: (воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве); Растения получают из почвы: (воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества). Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? (краеведение, уход за комнатными растениями, пришкольный участок, дачные участки родителей) Самооценка
1. На уроке я работал активно /пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. Материал урока мне был понятен/не понятен
VII. Домашнее задание. Учебник с.35-38. ТПО с.14 № 16 (3-6)







III. Заключение.

На уроке по теме «Почва и ее состав» учащиеся вовлекаются в активную мыслительную и практическую деятельность, поскольку тема урока для них интересна. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Учебные вопросы способствуют организации посильного поиска нужной информации в различных источниках (учебнике, словаре) и в тоже время даётся возможность использовать жизненный опыт ребят (вспомнить наблюдения вовремя осенней экскурсии). Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников третьего класса. Предлагаемые для выполнения групповые задания призваны способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети имеют возможность самостоятельно наблюдать результат опыта и сделать вывод. Большое внимание на уроке уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и с текстовым материалом словаря, умению находить необходимые сведения в тексте и преобразовывать текст, умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе. Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся третьего класса. На уроке стараюсь создавать комфортные условия, чтобы ребята чувствовали себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах, парах. В групповой работе ребятам даётся возможность учиться договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат совместной работы. С запланированным объёмом заданий обучающиеся во время урока справляются.

IV. Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  4. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 класс. Методическое пособие [Текст]: О. Н. Федотова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 184 с.
  5. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» [Текст] Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник , 2006. - 195 с.
  6. Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 144 с.: цв. ил.
  7. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы №2 / - 3-е изд., дораб. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 48 с.: ил.

© 2010-2022