Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2042

____________________________________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО:

Руководитель методического объединения учителей ГБОУ СОШ № 2042

Протокол №___

от «___» ___________2014 г

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 2042

___________ /Г.Г.Гукасян/

«___» ___________2014 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 2042

________/С.В.Галоян/

«___» ___________2014 г

Приказ №______

«___» ____________2014г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3 КЛАССОВ



НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД







г. Москва

2014 г.



Рабочая программа по окружающему миру УМК «Перспектива »

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру



Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год

Дидактическое обеспечение:

  1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2012
  2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012








Методическое обеспечение:

1. А.А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение,2010 2. Технологические карты Окружающий мир (с сайта: prosv.ru/umk/perspektiva)

Количество часов в неделю по программе: 2

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Количество часов в год: 65

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю­щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов­ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведе­ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле­ние подготовки к изучению естественнонаучных и общест­воведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправлен­но создаются условия для развития у учащихся познаватель­ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо­собностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп­росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело­век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу­ществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира, ярко про­являет себя и в природной и в социальной сферах . На ос­нове интеграции естественнонаучных, географических, исто­рических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и наро­дов. В соответствии с экологической направленностью кур­са особое внимание мы уделяем знакомству младших школь­ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не­возможно существование человека, удовлетворение его мате­риальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последо­вательно реализуемой в курсе. Идея экологической целост­ности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко­логических связей: между неживой природой и живой, внут­ри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства приро­ды и общества, целостности самого общества, теснейшей вза­имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые при­сутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравствен­ную сферу отношения не только к другим людям, но и к при­роде, к рукотворному миру. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв­лений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул­ки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо­гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.



Содержание учебного материала

Учебник «Окружающий мир» для 3 класса включает четыре раздела:

«Радость познания» - 11 часов;

«Мир как дом» - 20 часов;

«Дом как мир» - 21 часов;

«В поисках Всемирного наследия» - 14 часов.

Резерв - 2 часа



Требования к уровню подготовки обучающихся .

Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.

Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.

Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия - личного, семейного, общечеловеческого.

Экологическое воспитание.

Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.

Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.

Формировать целый комплекс ключевых компетентностей - коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.

Практико-ориентированный характер.

Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.

формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях; продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных.

Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.

Исследовательская и проектная деятельность.

Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.

Культурное многообразие.

Раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.

Духовно-нравственная наполненность.

Познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.







Планируемые результаты на конец учебного года.



Система оценивания.

Оценка достижений планируемых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Критерии оценки.



Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:

  • Знание пройденного учебного материала;
  • Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
  • Умение планировать свои действия;
  • Навык самопроверки и самоконтроля;
  • Умение аргументировать свои действия;
  • Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;









Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности

Дата

Общее кол-во

уроков

По разделу

Радость познания (10 часов)

1.

1.

Свет знания.

Слушают пословицу, работают над смыслом. Выполняют задание в рабочей тетради.

2.

2.

Как изучают окружающий мир.

П/р «Наблюдение»

П/р «Опыт»

П/р «Измерение массы»

П/р «Измерение длины»

3.

3.

Книга - источник знаний.

Вспоминают материал, изученный в 1, 2 классах. Знакомятся с различными видами словарей.

4.

4.

Отправимся на экскурсию.

Обсуждают правила поведения на экскурсиях. Задавать вопросы по теме экскурсии.

5.

5.

О чём рассказывает план?

П/р «Туристические планы». Извлекать информацию из туристических планов оценивать свои успехи в овладении способов чтения планов.

6.

6.

Планета на листе бумаги.

Повторяют условные обозначения плана, цветовое решение карты. Работают с географическими терминами.

7.

7.

Страны и народы на политической карте мира.

Игра - путешествие по материкам. Работа с политической картой мира. Беседа о многонациональной стране.

8.

8.

Путешествуя, познаём мир.

Собирают «чемодан с вещами» для путешествия. Составляют по рисункам рассказы о путешественниках.

9.

9.

Транспорт.

Проект «Любознательный пассажир»: разработать предложение об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

10.

10.

Средства информации и связи.

Беседа о средствах связи и её роли в жизни людей. Телефонные номера службы срочной помощи. Средства массовой информации.

«Мир как дом» (23часа)

11

1.

Мир природы в народном творчестве.

Знакомятся с представлением о едином доме-мире в древности. Повторяют связи живой и неживой природы.

12

2.

Из чего состоит всё.

П/р «Вода - растворитель»

13

3.

Мир небесных тел.

Готовят сообщение по материалам учебника. Разбирают схемы движения Солнца в разные времена года.

14

4.

Невидимое сокровище

П/р

«Исследование свойств воздуха»

15

5.

Как сохранить воздух - наше невидимое богатство.

За страницами учебника

16


6.

Самое главное вещество.

Выясняют различия пресной и солёной воды. Задают провокационные вопросы учителю. Игра «Интервью».

17

7.

Свойства воды, круговорот воды в природе.

П/р «Исследование свойств воды»

18

8.

Почему вода бывает святой.

За страницами учебника

19

9.

Природные стихии в народном творчестве.

Разгадывают тайну старинных узоров. С помощью цвета обозначают стихии.

20

10.

Кладовые земли.

П/р

«Состав гранита»

21

11.

Чудо под ногами.

П/р

«Исследование свойств почвы»

22

12

Как уберечь землю - нашу кормилицу.

За страницами учебника

23

13

Мир растений.

Работа с таблицей дыхания растений. Приводят примеры группы растений с помощью атласа-определителя. Работают по вопросам рубрики «Проверь себя».

24

14

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Определяют четвёртую природную стихию - плодородную землю. Выполняют опыты с теннисным шариком и спичечным коробком. Работают над символическим образом мирового дерева.

25

15

Мир животных.

Чтение и анализ статей о животных из атласа-определителя и книги «Великан на поляне». Самостоятельная работа с рубрикой «Проверь себя».

26

16

Образы животных в народном творчестве.

Дают определение колыбельной песне. Сказки, знакомые с детства. Животные в сказках - добрые и злые. Земноводные и пресмыкающиеся. Образы животных в постройках людей, народных игрушках, пряниках.

27

17


Невидимые нити в живой природе.

Составление схем питания для различных групп животных. Чтение рассказа «Доброе слово о хищниках».

28

18

Лес - волшебный дворец.

Беседа о разнообразии деревьев в лесу и с опорой на опыт детей. Составление схемы - взаимосвязи между предметами живой и неживой природы.

29

19

Луг - царство цветов и насекомых.

Выслушивают доклады учащихся. Читают и обсуждают статью «О дружбе цветов и насекомых». Приводят примеры связей в луговом сообществе.

30

20

Водоём - дом из воды.

Повторяют значение солнечного света и воды для всего живого на земле. Составляют схемы природного сообщества водоёма, схему круговорота веществ в природе.

31

21

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

За страницами учебника

32

22

Как сохранить богатства природы.

Выделяют основные природоохранные направления: защита воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых, растений, животных, природных сообществ как единого целого, в котором связаны друг с другом все его составные части.

33

23

Охрана природы в культуре народов России и мира.

Рассуждают о том, какая из трёх стихий сильнее. Определяют, какие качества человека помогают бороться с природными стихиями. Объясняют смысл пословиц. Работают с репродукциями картин.

«Дом как мир»

(24 часа)

34

1.

Родной дом - уголок Отчизны.

Определяют главную мысль сказки «Гвоздь из родного дома». Работа над значением словосочетания «родной дом». Какие дела решали в старину всем миром?

35

2.

Свой дом - свой простор.

Рассуждают о материале для постройки домов. Объясняют, почему для здоровья полезнее жить в деревянных домах. Рассматривают внутреннее убранство старинного деревянного дома.

36

3.

Тепло родного дома.

За страницами учебника

37

4.

В красном углу сесть - великая честь.

Роль церкви в жизни семьи. Рассуждают, самое место в доме называют красным углом. Рассказывают товарищам о том, какие отношение между членами семьи приняты у них в доме, какое место является в их доме красным углом.

38

5.

Побываем в гостях.

Проект

«Юный краевед»

39

6.

На свет появился - с людьми породнился.

По репродукции картины определяют время и место действия. Выясняют степень родства изображённых людей. Разыгрывают сцену - схему семейной жизни.

40

7.

Родословное древо.

На урок приглашаются взрослые члены семьи, которые помогают рассказать о фамильной родословной. Урок заканчивается чаепитием.

41

8.

Родословное древо моей семьи.

Составление родословного древа своей семьи.

42

9.

Муж и жена - одна душа.

Повторяют материал второго класса по теме урока. Вспоминают легенды, предания, сказки о супругах и супружеской жизни. Инсценировка свадебного обряда.

43

10.

Святость отцовства и материнства.

Рассуждают о смысле обычая - угощать пересолёной кашей гостей при рождении ребёнка. Описывают чувства молодых отца и матери с опорой на иллюстрацию учебника.

44

11.

Моё имя - моя честь.

За страницами учебника

45

12

Добрые дети - дому венец.

Рассуждают над смыслом пословицы - темой урока. Работают с репродукциями картин в учебнике: описывают, какими они представляют изображённых детей. Рассказывают о значении своего имени.

46

1 3

Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.

За страницами учебника

47

14

Детские игры - школа здоровья.

Рассуждают о том, зачем нужны игры. Объясняют, что дают для здоровья игры со свистульками; как игры спортивного вида способствуют укреплению здоровья.

48

15

Строение тела человека.

Вспоминают народную мудрость (пословицы, поговорки, фразеологизмы) о частях тела человека. Религия против анатомии. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Урок анатомии».

49

16

Как работает наш организм.

П/р

«Измерение частоты пульса»

50

17

Что такое гигиена.

П/р

«Уход за зубами»

51

18

Наши органы чувств.

Знакомятся со строением и работой органов чувств. Выводят правила по гигиене органов чувств.

52

19

Школа первой помощи.

П/р

«Измерение температуры тела»

53

20

Здоровью цены нет.

Рассуждают о здоровье телесном и здоровье духа. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Забота государства о здоровье населения.

54

21

Дом не велик, а стоять не велит.

Знакомство с правилами ведения домашнего хозяйства - домоводством. Рисование по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство».

55

22

Семейный бюджет.

Беседуют о том, как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром?

56

23

Мудрость старости.

Разыгрывают сценку «Поездка в автобусе». Обсуждение ситуаций, заданных учителем. Обсуждают, какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Работа над репродукцией картины «Старый да малый».

57

24

Путешествие к А.С. Пушкину.

Составление родословного древа А.С.Пушкина.

«В поисках Всемирного наследия»

(8 часов)

58

1.

Всемирное наследие.

Знакомятся с определением термина «Всемирное наследие». эмблемой Всемирного наследия.

59

2.

Московский Кремль.

Знакомятся с историей строительства Кремля. Строения, входящие в ансамбль Большого Кремлёвского дворца. Составляют план Московского Кремля.

60

3.

Озеро Байкал.

Рассуждают, почему в песне Байкал называют священным, морем, а не озером. Знакомятся с животными Байкала. Читают информацию об уникальном посёлке Листвянка.

61

4.

Путешествие в Египет.

Главная мелодия Египта. Священный жук - скарабей. Главная река Египта. Чтение путевых заметок.

62

5.

Путешествие в Грецию.

Знакомятся с местоположением Греции на карте. Совершают самостоятельное путешествие по Греции с помощью умного Совёнка.

63

6.

Путешествие в Иерусалим.

Знакомство с Библейским преданием - чудо, которое совершил Иисус Христос на израильской земле. Объекты Всемирного наследия в Иерусалиме.

64

7.

Путешествие в Китай.

Слушают китайскую сказку о женщине Мын Цзян-нюй. Выражают своё отношение к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов. Древний китайский календарь. Китайский философ Конфуций. Важнейшие открытия китайских мастеров и учёных.

65

8.

Всемирные духовные сокровища.

Перечисляют качества человеческого характера. Высказывают свою точку зрения о том, что такое человечность. Игра-викторина.



© 2010-2022