- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Математика вокруг нас 3 класс
Программа кружка Математика вокруг нас 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпенко Н.Е. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГКООУ Волгоградская санаторная школа -интернат
«Созвездие»
Программа кружка
«Математика вокруг нас»
(для обучающихся 3 классов)
Автор:
учитель начальных классов
ГКООУ «Созвездие»
Карпенко Наталья Евгеньевна
2015-2016 учебный год
Введение.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС, которые заключаются в следующем:
-
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
-
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
-
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
-
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
-
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
-
Выпуск математических газет
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол час
Виды деятельности
1
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
1
решение задач и ребусов
2
Старинные системы записи чисел.
1
решение задач и ребусов
3
Иероглифическая система древних египтян.
1
решение задач и ребусов
4
Римские цифры.
1
решение задач и ребусов
5
Как читать римские цифры?
1
решение задач и ребусов
6
Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов. Конкурс на лучший математический ребус
7
Пифагор и его школа.
1
работа с информацией презентации, викторина
8
Бесконечный ряд загадок.
1
конкурс на лучшую загадку
9
Архимед.
1
просмотр презентаций , обсуждение по теме.
10
Умножение.
1
решение задач и ребусов
11
Конкурс знатоков.
1
решение нестандартных заданий
12
Деление.
1
решение задач и ребусов
13
Делится или не делится.
1
решение задач и ребусов
14
Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
15
Проектная деятельность «Газета юных математиков»
1
конкурс на лучшую математическую газету
16
Математический КВН.
1
работа в группах
17
Старинные меры длины.
1
просмотр презентаций, обсуждение по теме.
18
Задачи - смекалки.
1
решение задач и ребусов в парах
19
Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности
20
Числа вокруг нас.
1
конкурс рисунков
21
Математические игры
1
решение задач и ребусов
22
Время. Часы.
1
просмотр презентаций, обсуждение по теме.
23
Математические фокусы
1
решение задач и ребусов
24
Интеллектуальный марафон
1
работа в группах
25
Открытие нуля.
1
исследов. работа
26
Решение задач и ребусов.
1
решение нестандартных заданий
27
Денежные знаки.
1
работа с информацией презентац
28
Решение задач повышенной трудности.
1
схематическое изображение задач
29
КВН « Математика - царица наук»
1
работа в группах
30
Задачи с многовариантными решениями.
1
решение заданий повышенной трудности
31
Решение задач повышенной трудности.
1
решение заданий повышенной трудности
32
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
1
работа в группах
33
Час занимательной математики.
1
работа в группах
34
Круглый стол «Подведём итоги».
1
обсуждение, награждение лучших
Всего:
34
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис - пресс,2009
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
- Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
- Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
- Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал