И. А. Крылов Ворона и лисица

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А.Крылов Ворона и лисицаОткрытый урок урок литературного чтения в 3-м «а» классе по теме И.А. Крылов "Ворона и лисица"

  • Ельджарова Бэла Темуркановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№21

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Образовательные:

  1. Заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова

  2. Закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество.

  • Развивающие:

  1. Развивать у учащихся устную речь.

  2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.

  3. Отрабатывать навыки выразительности речи.

  • Воспитательная: Воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.

Оборудование:

  • Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Родная речь" 3 класс 1 часть М.: Просвещение, 2007 год

  • компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: "Творчество И.А. Крылова. Басня "Ворона и лисица", карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Слайд 1 (Приложение 1, Приложение 2.)

I. Организационный момент

- Садитесь, ребята, начинаем урок.

Слайд 2

II. Сообщение темы и цели урока

- Вспомним, что такое творчество?

(Творчество - деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)

Слайд 3

III. Сообщение об авторе

- 13 февраля 1768 г. - родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. - Иван Андреевич Крылов умирает.

Слайд 4

- Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Слайд 5

Выставка книг.

- Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.

Слайд 6

- Что такое басня?

(Басня - краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)

- Что общего у всех басен?

- Где заключен главный смысл басни? (В морали.)

- Что же такое мораль?

(Мораль - нравоучение в баснях.)

Слайд 7

IV. Проверка домашнего задания

- Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.

- Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?

Слайд 8

V. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова "Ворона и лисица". Послушайте ее. (Приложение 2.)

(Дети слушают басню в записи..)

Слайд 9

VI. Словарная работа

  • Вещуньина - предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).

  • Взгромоздясь - взобраться с усилием, тяжело на что-нибудь высокое.

Слайд 10

VII. Работа над содержанием басни

  1. Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137-138.).

Слайд 11

  1. Словарь - наоборот

Говорили не раз - уж сколько раз твердили миру
Не на пользу - но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда - Бог послал
Очень близко - близехонько
Смотрит не отрываясь - глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова
Трудно стало дышать - в зобу дыханье сперло
Очень громко - во все горло
Исчезла, скрылась - была такова

Слайд 12

  1. Выборочное чтение

- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Дети описывают ворону по рисунку.

- А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.

("Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!".)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Она каркает..)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

- В каких словах заключена мораль басни?

("Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)

Слайд 13

- Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.

Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)

Слайд 14

- Скажите, какая ворона?
- А лисица?

Слайд 15

VIII. Работа над выразительностью по частям

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру, |
Что лесть гнусна, | вредна; ||
но только все не впрок, ||
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. |||

_____________________-_________________

1 часть

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
На ель Ворона взгромоздясь,|
Позавтракать было совсем уж собралась, ||
Да призадумалась,| а сыр во рту держала. |||

(Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту. В слова "да призадумалась" автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у нее не было и не могло быть.)

2 часть

На ту беду, Лиса близехонько бежала; ||
Вдруг сырный дух Лису остановил: ||
Лисица видит сыр, | Лисицу сыр пленил. ||
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; ||
Вертит хвостом, | с Вороны глаз не сводит |
И говорит так сладко, чуть дыша:||

(При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы)

3 часть

"Голубушка, | как хороша! ||
Ну что за шейка,| что за глазки! ||
Рассказывать, | так, право, | сказки! ||
Какие перышки! | какой носок! ||
И верно, | ангельский быть должен голосок!||
Спой, | светик, | не стыдись! ||
Что ежели, | сестрица, |
При красоте такой и петь ты мастерица, - ||
Ведь ты б у нас была царь-птица!" |||

(Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения)

4 часть

Вещуньина с похвал вскружилась голова, |
От радости в зобу дыханье сперло, - ||
И на приветливы Лисицыны слова |
Ворона каркнула во все воронье горло: ||

5 часть

Сыр выпал || - с ним была плутовка такова. |||

Слайд 16

IX. Чтение басни по ролям

- Послушаем басню еще раз.

Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.

(Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)

Слайд 17

X. Закрепление

"Угадай-ка"

- Какие герои басен здесь зашифрованы?

-И-И-А (Лисица)
-О-О-А (Ворона)

Слайд 18

-Т-Е-О-А (Стрекоза)
-У-А-Е- (Муравей)

Слайд 19

-Б-З- -Н- (Обезьяна)

Слайд 20

Черный ящик

- В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, "что это там за рожа". (Зеркало)

В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)

Слайд 21

Работа по карточкам (Приложение)

- Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.

Слайд 22

- Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.

Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.

Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)

- Проверим себя.

Слайд 23

Бюро находок

- В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

Сыр - "Ворона и лисица"
Очки - "Мартышка и очки"
Зеркало - "Зеркало и обезьяна"

Слайд 24

Кроссворд

И.А.Крылов Ворона и лисица

  1. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська.)

  2. Вспомните и назовите, героиню басни "Квартет". (Мартышка)

  3. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.)

  4. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)

  5. Кто, восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)

  6. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона)

  7. Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна)

  8. Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак)

Слайд 25

XI. Итог

- Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки "очень активно", "активно", "хорошо"?

- Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

- Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

- Нужно ли изучать басни?

- Чему они учат?

Слайд 26

XII. Домашнее задание

- Выучить наизусть басню И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Стр. 137-138 (вопрос № 7, стр. 139)

Слайд 27

- Спасибо за урок! (Приложение 1)

Приложение

Карточка

Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

"Стрекоза и Муравей"

"Лебедь, Щука и Рак"

"Зеркало и Обезьяна"

"Мартышка и очки"

"Ворона и Лисица"

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна...

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

А воз и ныне там…

И проку на волос в них нет…

Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, а только мука.



© 2010-2022