- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Тайны воды
Исследовательская работа Тайны воды
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Ермаченко Е.И. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа «Лицей № 1»
Тайны воды
Выполнила:
обучающаяся 2 «В» класса
Слюнченко Ксения
Руководитель:
Ермаченко Елена Ивановна
Киселевск 2015
CОДЕРЖАНИЕ
- Введение…………………………………………………….……………...3
- Общие сведения о воде……………………………………………………5
- Практическая работа………………………………………………………6
- Тайна №1. «Вода всегда течет вниз»……………………………………… ..6
- Тайна № 2. «Вода всегда выливается из перевёрнутого стакана………….8
- Тайна № 3. «С помощью нитки невозможно вытащишь кубик льда
- Приложения…………………………………………………………………11
- Заключение…………………………………………………………………..15
- Список литературы………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В жизни каждого человека вода имеет огромное и важное значение. Мы уже не можем представить свою жизнь без воды, да и не было бы нашей жизни вовсе, если бы не она. Используя её каждый день, мы мало задумываемся над тем, что представляет собой вода, и не вникаем в её тайны.
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье даёт.
Чтоб нам о воде всё - при всё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг. Что же такое вода? По словарю В.Даля «Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, озёра и реки, а вместе с солью - моря». Вода - это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе. Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Я прочитала, что вода была объектом изучения учёных с древности, но и сегодня она остаётся самым неизученным химическим соединением в мире. Такое важное для человека вещество, как вода, изучают и биологи, и астрономы, и физики, и химики, и географы. На уроке окружающего мира, мы говорили о воде, проделали несколько опытов, из которых узнали, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса, принимает форму того предмета, куда её наливают. После урока нашим учителем было предложено нам из разных источников выяснить, какими ещё свойствами обладает вода. Выполняя это задание, меня заинтересовала тема воды и я решила исследовать её тайны. Цель моей исследовательской работы: выявить удивительные свойства и тайны воды. Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить информацию о свойствах воды, используя научно-популярную литературу, интернет -сайты;
- провести физические опыты по исследованию свойств воды;
- сформулировать выводы.
- изучение литературы по данной теме;
- проведение опытов и исследований;
- анализ и обобщение информации.
- Вода может «течь» вверх.
- Вода может не выливаться из перевёрнутого стакана.
- С помощью нитки можно вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДЕ Прочитав много статей в книгах и Интернете, я узнала, что вода была еще до появления человека: жизнь возникла в водной среде. Вода - единственное вещество на Земле, которое существует в природе в трёх состояниях - жидком, твёрдом и газообразном.
Тело человека почти на 70 % состоит из воды. Я взвесилась на весах и мой вес оказался 31 кг. Эту массу нужно разделить на 3 и умножить на 2. Получим массу воды в моём организме. 31 000гр. : 3 *2 = 20 666гр
Вывод: во мне 20 литров 666 грамм воды
Представители животного и растительного мира содержат такое же обилие воды в своих организмах. Почти 70% поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой: снегом и льдом покрыто 20% суши. Из общего количества воды на Земле большая часть - это солёные воды Мирового океана, и меньшая - пресная вода. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.
Вода обладает уникальными химическими и физическими свойствами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Изучать свойства воды и раскрыть её тайны я решила с помощью опытов.
Тайна №1. «Вода всегда течет вниз»
При определенных обстоятельствах вода способна самопроизвольно подниматься вверх. Сама поднимается вода вверх по капиллярным сосудам дерева и помогает растению доставлять растворенные питательные вещества на большую высоту - от корней к листьям и плодам. Способность воды подниматься по капиллярам - один из примеров, так называемых капиллярных явлений, благодаря которым растения способны доставлять воду из почвы к ветвям и листьям. Для выяснения того, как вода может течь вверх, мы провели опыты.
Опыт 1. «Вода течет вверх по салфетке».
Мне понадобились: стакан, вода, бумажная салфетка, фломастер. Цель опыта: показать, что есть сила заставляющая течь воду снизу вверх. Этапы эксперимента:
- Вырезаем из салфетки полоску.
- Наносим фломастером полоску на салфетке
- Наливаем в стакан воду.
- Опускаем полоску из бумажной салфетки в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
- Оставляем все в таком положении на несколько минут.
Опыт: 2. «Как снежинку из зубочисток можно превратить в звезду».
Для этого опыта я использовала: воду, зубочистки, пипетку. Цель опыта: показать, в каких еще случаях может проявляться явление капиллярности. Этапы эксперимента: 1. Ломаем пять зубочисток пополам, но не до конца. 2. Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку. 3. Капаем в центр снежинки воду. Наблюдаем, как зубочистки начинают распрямляться, и снежинка превращается в звезду. Вывод: причина этого явления - капиллярность, она заключается в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она движется по капиллярам, и дерево набухает, а его уцелевшие волокна начинают расправляться. Первый пункт гипотезы подтвердился: вода может «течь» (двигаться) вверх.
Тайна № 2. «Вода всегда выливается из перевёрнутого стакана». Чтобы раскрыть эту тайну, мы провели следующий опыт. Мы использовали: ткань, стакан с водой, резинка. Цель опыта: показать, что обычная ткань может вести себя так, как будто она водонепроницаема. Этапы эксперимента:
- Наполнили стакан водой.
- Намочили ткань.
- Накрыли мокрой тканью стакан.
- Закрепили её резинкой.
- Быстрым движением опрокинули стакан.
Тайна № 3. С помощью нитки невозможно вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
Опыт №4. «Наживка» для льда.
Что использовалось: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. Цель опыта: показать, что лед можно растопить с помощью соли. Этапы эксперимента:
- Опустим лёд в воду.
- Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
- Насыпаем немного соли на лёд и ждём 5-10 минут.
- Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Опыт 1. «Вода течёт вверх по салфетке»
Вырезаем из салфетки полоску. Наносим фломастером полоску.
Полоска салфетки окрашивается по направлению вверх.
Это явление называется капиллярностью.
Приложение 2.
Опыт 2. «Как снежинку из зубочисток можно превратить в звезду».
Складываем ломанные зубочистки концами друг к другу.
Капаем в центр снежинки воду. Зубочистки начинают распрямляться,
и снежинка превращается в звезду.
Приложение 3.
Опыт 3. «Вода не всегда выливается из перевёрнутого стакана»
Наполним стакан водой и намочим ткань. Накроем стакан этой тканью.
Быстрым движением опрокинем стакан. Вода из него не выливается.
Это же свойство можно увидеть, наполнив стакан до краёв.
Приложение 4.
Опыт № 4. «Наживка для льда
Опустим лёд в воду. Нитку положим на край чашки и на лёд.
Насыпаем немного соли на лёд и ждём минут 5-10.
Берём за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных мною опытов, изучив литературу, мне открылись новые, не изученные мною ранее свойства и тайны воды. Во-первых, мы доказали, что вода может течь не только вниз, но и самопроизвольно может подниматься вверх, благодаря явлению капиллярности. Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода не выливается из перевёрнутого стакана. В-третьих, лед превращается в воду под воздействием соли. Знания, которые я приобрела, работая над исследованием тайн воды, пригодились мне не только на уроках окружающего мира, но и в жизни. Теперь я смогла объяснить себе, одноклассникам, друзьям, родным и близким те явления, которые раньше для меня были загадкой. Мне нравится узнавать все таинственное и загадочное, в результате проделанной работы мы убедились, что существуют и другие удивительные свойства воды. А значит наша гипотеза полностью подтвердились.
Спасибо за внимание!
Список литературы
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М., ООО «Ди Ви Ди Клуб», DVD, 2007
- Герузин Я.Е. Капля. М., Издательство «Наука», 1977.
- Мейяни А. Большая книга экспериментов для школьников, М., Издательство «Росмэн», 2005, -262с.
- Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: АСТ. Астрель. Полиграф издат. 2010.
- Петрянов-Соколов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире//Химия и жизнь,№1,2007.
- eksperimentiki.ru/publ/fizika/water/10
- adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- ekodarprom.ru/4014.html
- chakrachka.ru/chakr/elements/water/water-04.htm
- aquaberd.in/data/articles/anomal-sv-vody.htm