Урок в начальной школе по толерантности

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока №1: «Искусство общения»

Цель урока:

1.Закладывать понимание того, что Бурятия многонациональная республика, а люди, проживающие на её территории, равны и имеют одинаковые права.

Задачи урока:

  1. Закрепить понимание детьми термина «толерантность», его лексического значения.

  2. Способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

  3. Развивать творческие способности детей.

Приложение: презентация Эпиграф урока: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В.А.Сухомлинский) (слайд №1)

этапы

Ход урока

Вводная часть к теме урока Учитель: Сказка «Мудрецы и слон» «Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как? - Я знаю, - сказал одни мудрец, - мы ощупаем его. - Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он. Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад. - Слон похож на веер, - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слова. - Он похож на дерево, - воскликнул он. - Вы оба неправы, - сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост. - Слон похож на копьё! - закричал четвёртый. - Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена! Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею!» - Нет, на верёвку. - На змею! - Стена! - Вы ошибаетесь! - Нет, я прав! Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон. О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон? Вывод: У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.
Игра: Мы все разные Поднимите руку: - русый цвет волос; - родился зимой; - в имени есть буква А; - любит есть морковь Вывод: Мы все разные. Как вы думаете - это хорошо? - Представьте, что на Земле все люди одинаковые (рост, цвет волос, один язык, одни привычки, одинаковы по разуму и др.) Задумайтесь, мы все одинаковые. Это ведь здорово и ли нет? (слайд №2)

Все разные люди, обычаи разные.
Разные все мы, так было всегда.
Были всегда бунтари - несогласные,
Равными не были все никогда!

Разные люди о счастье мечтали,
Разные люди для близких своих.
Верили, ждали, любили, страдали,
Разные люди - мы родом из них.
Марковцев Ю. Вывод: Все люди на Земле мечтают об одном и том же - счастье, любви, благополучия в доме, вне зависимости цвета волос, роста, национальности) Тест Тест:

  1. приятно ли тебе общаться с ребятами класса?
  2. знаешь ли ты, дети, каких национальностей учатся с тобой в классе?
  3. знаешь ли ты традиции своего народа и других национальностей?
  4. хотел ли ты общаться с детьми других национальностей, которые не живут в нашей стране?
  5. готов ли ты прийти на помощь человеку другой национальности?
(слайд№3) Ключ: 5 баллов - ты внимателен, готов и можешь общаться с людьми. 3-4 балла - ты умеешь общаться с людьми других национальностей, будь внимательнее к ним. 1-2 балла - учись обращать внимание на людей, которые тебя окружают, узнай их традиции и обычаи.
Актуализация знания учащихся о понятиях , "национальность, ее основных признаках. Используется схема "Признаки нации" (толковый словарь).
(слайд №4) Для человека национальность - и не заслуга, и не вина. Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна. -Как понимаете смысл стихов Роберта Рождественского?

Национальность представляет собой человеческую общность с длительными информационными и родственными связями (обусловленными общей территорией проживания), в ходе использования которых были выработаны уникальные общий язык, быт и культура. Признаки национальной принадлежности: (слайд№5) - языковой - исторический -духовный - территориальный

Работа в паре: Учитель. Каждый человек имеет право на собственную культуру, на ее сохранение, а также на приобщение к другой культуре. -О каких еще нациях или народах вы слышали? -С какими представителями наций или народов вы встречались? -Какие обычаи, традиции у этих народов? Назовите характерные признаки.

Работа в группе: Задание: Назовите ассоциации, когда вы слышите название определенной этнической группы) Цыгане - песни, пляски, кочевой образ жизни, Немцы - пунктуальны, основательны Итальянцы - вспыльчивы, любят спагетти, и т.д.)

- Скажите, с кем вы дружите в классе? Почему? Вывод: Влияет ли на общение принадлежность к какой либо нации? - Что вы цените в общении между собой? Правила межнационального общения. (работа в группах)
Вставь пропущенные слова. (слайд № 6-7) Уважай _____,_____,_____ других людей. Узнай о других ________ как можно больше. Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь к ______. (слайд №8) Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить! - Как вы понимаете «Нужно терпенье в себе воспитать?» - Кто знает, каким словом можно заменить такие понятия как « терпение, уважение, сострадание к другим людям»? У. - Это слово называется «толерантность» (слайд№9) «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
История понятия «толерантность» Урок в начальной школе по толерантности (слайд №10) На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившийся ситуации.
Игра: Собери пазлы «толерантность» Ученики делятся на группы. Задание: Выберите понятия, которые относятся к понятию «толерантность». Если вы правильно подпишите названия, то у вас получится слово. (уважение мнения других, доброжелательность, непонимание. жестокость, доверие, агрессивность, равнодушие, помощь, соблюдение прав и свобод разных людей, прощение. сотрудничество) - какие понятия вы не выбрали? Данные понятия присущи интолерантной личности. - Какого человека можно назвать личностью? (того, который отвечает за свои действия и поступки).
Работа в группе (слайд №11) Задание: Вам предлагается набор фотографий и инструкция. «На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них - это закоренелые преступники, а другая часть - писатели, есть и люди других профессий». Определите: кто есть кто? Учитель: Ответьте на вопросы: - легко ли было выполнить это задание? - почему никому точно не удалось определить «кто есть кто» - насколько объективны ваши оценки других людей? - часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личных особенностях?
  • Вывод: «Право на оценку имеет лишь тот, кто может оценить себя» (В.А.Сухомлинский).
  • _ Можно ли сказать, что люди определенной нации лучше или хуже?
- Могут ли одни нации управлять и диктовать свои условия другим? Все права человека вне зависимости его национальной принадлежности защищены в правовых документах на разных уровнях: Конституция РФ, Конституция Бурятии, Декларация прав и свобод человека и др. За разжигание межнациональных конфликтов предусмотрены уголовные и административные наказания. Задание в группах: Продолжите фразы.
  1. - "Это хорошо, что существует этническое разнообразие, потому что …..
  2. - «Это плохо, что существует этническое разнообразие, потому что …
Вопрос: Какое высказывание было труднее продолжить? Почему? Уважать надо все народы, Их дети учатся вместе с нами. Неужели мы разной природы? Ведь мы рядом живем веками!

Кто признает только свой народ, А другие нации не уважает, Может быть, дорогу в жизни найдет, Но много важного потеряет.

В республике нашей народов многообразие, Слово «толерантность» всем понятно. Здесь живут дети Европы и Азии, И каждому комфортно и приятно.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В.А.Сухомлинский).

Памятка: Диета вежливости (раздается учащимся)

Учитель: На следующем занятии мы будем знакомиться с обычаями и традициями людей разных национальностей проживают на территории Бурятии. Выясним, есть ли взаимопонимание между людьми в нашей республике.

2011 год в Улан-Удэ объявлен Годом дружбы народов.

Домашнее задание Рабочая тетрадь «Моя бурятия» - Записать люди, каких национальностей проживает на территории Бурятии.







9

© 2010-2022