- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 2 класс Какие слова пишутся с большой буквы
Урок русского языка 2 класс Какие слова пишутся с большой буквы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Константинова Т.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель:
- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);
- учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать самостоятельность
Планируемые результаты: обучающиеся получат представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет); научатся анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные; получат возможность для развития речи и ведения коммуникативной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; выполнять самопроверку, адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.
2. Чистописание. Начинаем урок русского языка. А начнём мы его необычно. С загадок. Но прежде запишем число, классную работу. -Отгадать загадки, записать слова в тетрадь.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.)
(Слайд №1)
Окраской- сероватая, Повадкой- вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона.)
(Слайд №2)
Вертится, Стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока.)
(Слайд №3)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь).
(Слайд №4)
Рыжая хозяюшка Из лесу пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. (Лисица).
(Слайд №5)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода- кора. (Заяц).
(показ слайдов с животными)
-Подчеркнуть опасные места. Это словарные слова. Их нельзя проверить, нужно запомнить.
-На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы).
- Главное отличие зверей? (Тело зверей покрыто шерстью, выкармливают детёнышей молоком).
-Главное отличие птиц? (Тело птиц покрыто перьями).
-Зимой птицы нередко голодают. Как мы можем помочь им пережить трудное время?( Надо сделать кормушки и подкармливать их.)
-А теперь попытаемся образовать от данных слов фамилии и запишем их. (Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев.)
3.Сообщение темы и цели урока.
-С какой буквы мы записали эти слова? Почему? А как вы думаете, о каких буквах мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, тема нашего урока «Заглавная буква». Мы составим схему слов, которые пишутся с большой или заглавной буквы. (на доске табличка- «Заглавная буква».
4. Самоопределение к деятельности.
-Значит, с какой буквы пишутся фамилии? (Табличка «Фамилия»).
-Запишите теперь своё имя и имя соседа по парте через запятую. С какой буквы вы записали имена? Значит, имена тоже пишутся с большой буквы. (Табличка «Имя»).
Когда мы обращаемся к взрослому человеку, учителю, что мы добавляем к имени - отчество.
(табличка «Отчество»). Вывод: (по схеме).
Скажите , как называется наша страна? (Россия)
Назовите столицу нашей Родины (Москва)
Как называется город, рядом с которым мы живем? (Санкт-Петербург)
Какая река проплывает у нас в поселке? (Нева)
Какие слова мы должны писать с большой буквы? (Названия городов, сёл, деревень, улиц, стран, рек, гор). (Табличка «Географические названия»).
5.Физминутка.
6. Работа по теме урока.
Мы все с вами с детства любим сказки.
Из какой сказки все эти персонажи?
С какой буквы записаны имена сказочных героев? (Табличка «Сказочные персонажи»).
7.Работа по учебнику.
-Отройте все учебники на странице 86. Упражнение 131. Прочитать астрономическую считалку. Названия каких планет здесь перечисляются? А кто знает, какую из перечисленных планет сейчас не считают планетой? (Плутон, потому что она в 500 раз меньше Земли. Она- планета- карлик). Записать названия планет. С какой буквы мы должны их писать? (Табличка «Небесные тела»).
8. Групповая работа. Упр. 132. Расшифровать предложения.
МАЛЬЧИКВАСЯМУРАВЬЁВ СТРОИТДОМДЛЯМУРАВЬЁВ.
НАШАМАРТАВЕРНУЛАСЬИЗМОСКВЫВКОНЦЕМАРТА.
ЛЁВАСКВОРЦОВСДЕЛАЛДОМДЛЯСКВОРЦОВ.
Какие слова вы записали с большой буквы? С какой буквы пишут начало предложений? (Табличка «Начало предложения»).
9. Работа в парах.
Задание выполняете по очереди
1п. Выберите нужную букву. Напишите правильно. Почему одно и тоже слово пишется по-разному.
У Миши собака (Ш,ш)арик.
У Миши красный (Ш,ш)арик.
-Какой вывод можно сделать? ( Клички животных пишутся с большой буквы)
2 п.- Подчеркните слова, обозначающие имена собственные:
Летом я жил у бабушки в деревне Калиновке. Каждый день я купался в речке Каменке. Мой брат живет в городе Иркутске. Там есть река Ангара.
-Почему они пишутся с заглавной буквы?
3 п. - Допишите предложения:
Моя страна-…
Я живу в поселке имени
Мой поселок стоит на реке-….
Итак, глядя на нашу получившуюся схему, кто сформулирует правило -Когда же пишется заглавная буква.
10. Закрепление.
Чтение стихотворения Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки вначале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя реки, имя улицы, города. Буква большая совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
Тест
А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет - «- ».
1 вариант
1.
ирина
2.
котёнок
3.
воробей
4.
россия
5.
москва
6.
страна
7.
дядя
8.
иванович
2 вариант
1.
нина
2.
река
3.
жучка
4.
мальчик
5.
петрович
6.
город
7.
нева
8.
александр
Поменялись листочками, проверяем (слайд для самопроверки).
Кто выполнил тест без ошибок? Молодцы! С 1 ошибкой? С 2 ошибками? Кто допустил больше двух ошибок?
11.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. (Самооценка с помощью «светофора»).
12. Итог урока.
Чему вы научились сегодня на уроке? Какие слова пишутся с большой буквы?
13. Домашнее задание. Упр. 130. (Распределить слова на группы).