Урок русского языка по теме «Употребление в речи имен прилагательных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме «Употребление в речи имен прилагательных»

Харик Л.П., учитель начальных классов «МОУ СОШ № 8 ст. Котляревской Майского района» Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования и общества в целом, является активизация творческого потенциала личности. Работа в данном направлении - целенаправленный процесс, который является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащихся в средних и старших классах, залогом успешного обучения в дальнейшем. Методика работы определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: творческим мышлением, эмоциями человека, состоянием его психо-физических особенностей, широтой представлений об окружающем мире. Тема: Употребление в речи имен прилагательных (УМК «Школа России») Тип урока: урок - исследование Учебник: русский язык, 4 класс (авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова). Задачи: 1.Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, умение рассуждать, развивать творческое мышление, самостоятельность, умение работать в группе. 2.Воспитывать эстетический вкус, интерес к поэзии, собственному творчеству. 3.Формировать представление учащихся о прилагательном как о части речи, навык содержательной оценки и самооценки. Оборудование: плакат-тетрадь с записью предложения, рисунок к чистописанию, разноуровневые карточки, тестовые задания, школьные фразеологические словари, снежинки, чучела птиц; экологическое панно «Зима», приспособления для работы в режиме зрительно-моторной координации по В.Ф.Базарному; аудиомагнитофон, запись классической мелодии «Зима» - Ларго (из цикла «Времена года») Антонио Вивальди; ИКТ: лазерный диск с текстами-заданиями, компьютер, проектор, экран. Время в мин. Этапы урока
Методы, приемы, способы
Деятельность учителя
Деятельность ученика

3



I.Организационный момент






1.Психологический настрой атмосферы положительной комфортности



Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! - солнцу и птицам, - Доброе утро! - приветливым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

(Н.Красильников.)










2.Введение в урок через неожиданность - Давайте поприветствуем друг друга так, как мы это делаем каждое утро.
- Мне воробьи сегодня рассказали, не знаю, правда ли, что уж зима идет. Ой! (Открывает ладошки) Откуда вы узнали? Кто о зиме, пичужки, вам сказал? Холодные ветры… мороз по утрам? - Всем! Всем! Доброе утро! 7






ИКТ.(Слайд с текстом стихотворения Е.Благининой «Зима») - Прочитайте отрывок из стихотворения Е.Благининой «Зима». Зима негаданно-нежданно Пришла на черные поля. Еще вчера была туманна Дождем одетая земля.



Хоровое чтение





II.Актуализация знаний



1.Пальчиковая гимнастика - О чем это стихотворение? - Это подтверждение того, о чем мне рассказали птицы. Что же мы скажем зиме?
- Прежде, чем работать в тетрадях, мы подготовим наши пальчики - проведем пальчиковую гимнастику*. - Наши пальчики проснулись!
- С добрым утром!
- Потянулись, потянулись!
- Стали дружно умываться,
- Полотенцем вытираться.
- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. - Дружно делаем зарядку.

- Пришли в школу

- И уселись за тетрадку.


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Дайте характеристику слову «здравствуй».



- Обратимся к истории языка. Поработаем над этимологией слова, то есть выясним значение этого слова. Что по вашему мнению означает слово «здравствуй»? - Слово «здравствуй» очень старое, связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуй», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например, и теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким.
- Пишем прямые линии с петлей вверху и закруглением внизу. Выполним написание этого элемента два раза. - О зиме - Здравствуй, зима!
Сидя на местах

Раскрытие ладошек Касания паль- цев друг друга Вытягивание пальцев вверх Трение ладоней Растирание кистей рук Растирание каждого пальца Сжимание и разжимание пальцев рук Имитирование ходьбы пальцами Сели ровно и открыли тетрадь
Запись в тетради
- Это слово словарное, но его можно проверить - «здравие».


Ответы детей








Запись в тетради






2.Чистописание



















3.Показ графического письма













4.Проверка ранее изученных орфограмм



5.Письмо по памяти - Пишем овальные замкнутые движения с повторами в нижней части. Выполним написание этого элемента также два раза. Пишем достаточно быстро, соблюдая плавность, ритмичность, наклон. - Соединим эти элементы. Пишем полуовальные замкнутые линии с петлей вверху, соблюдая наклон.
(Учитель открывает плакат-тетрадь) - Внимание на доску! Задание: спишите текст, подчеркните орфограммы. Две птички-невелички сидели на ветвистом дереве и смотрели в окна нашего класса. - Объясните написание орфограмм у доски.
- Скажите, кого могли увидеть птички в нашем классе? - Составьте предложение о том, кого увидели птички у нас в классе.









Запись текста в тетрадь, подчеркивание орфограмм Работа ученика у доски Ответы детей Составление предложений





6.Педагогическая диагностика - Запишите это предложение по памяти, правильность написания я проверю после урока.
ИКТ.(Слайд 3 со словами: портфель, ребята, веселых, ученик, смешных, радостных, школьник) - Назовите слова первой группы. - Назовите слова второй группы. - По какому признаку вы определили слова в первую группу? - Дайте характеристику имени существительному. - Обратимся ко второй группе слов. Что общего в этих словах? - Назовите эту часть речи. - Дайте характеристику имени прилагательному. Запись в тетради




Ответы детей




Они отвечают на одинаковые вопросы 8



III.Изучение нового материала


1.Постановка проблемы а)возникновение проблемной ситуации


- Попробуйте ответить на вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? - Какой праздник в конце ноября мы отмечали? - Вспомните, чем вы порадовали своих мам в этот праздник?

Чтение вопроса с доски
- День Матери




2.Осознание противоречий ИКТ.(Слайд 4 с текстом сочинения с пробелами) - Посмотрите на экран. Послушайте текст. Мою маму зовут Женя. Она …, …, …,… . Мама работает воспитателем в детском саду. В … минуту она всегда поможет добрым советом. Моя





III.Изучение нового материала








3.Анализ проблемной ситуации














4.Поиск решения учебной проблемы по наводящим вопросам
5.Решение проблемы мама … и … человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть …, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть … на нее. Я очень люблю свою мамочку! - Кто из вас узнал, чье это сочинение?


- Послушайте еще одно сочинение. ИКТ. (Слайд 5 с полным текстом сочинения) Мою маму зовут Женя. Она добрая, нежная, красивая, отзывчивая. Мама работает воспитателем в детском саду. В трудную минуту она всегда поможет добрым советом. Моя мама трудолюбивый и честный человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть внимательной, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть похожей на нее. Я очень люблю свою мамочку!
- Можно ли считать их похожими? Докажите. - Чем отличается первый текст от второго?

- Для чего нужны имена прилагательные? - Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом. Скажите, можно было бы это слово заменить другим, например, «зубным»? - Давайте сделаем вывод: Имена прилагательные нужны …





- Это сочине ние Чурсиновой Ангелины, но в нем не хватает слов













Ответы детей



- Для красоты описания


- Для точности описания 4
1.Самостоятельная работа ИКТ.(Слайд с записью незаконченного предложения) - Запишите в тетрадях «Моя мама самая …, … .» и закончите его 2-3 прилагательными,

Самостоятель-ная запись


характеризующими маму. предложения
2.Взаимопроверка
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обменяйтесь тетрадями. Прочитайте, какая




мама у вашего соседа. Проверьте правильность написания прилагательных.



Пусть о ваших мамах знают и другие.


3.Воспитательная беседа



- Мама самый родной человек - Без нее не начнешь свой век. Любите и берегите своих мам, помогайте им и совершайте поступки, которые бы их только радовали.







IV.Первичная проверка понимания новых знаний 4.Лексическая игра








5.Работа с при- способлениями для работы в режиме зрительно - мотор- ной координации - Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать противоположные по значению. Теплая - … Ласковая - … - Какими словами можно охарактеризовать маму? - Какое время года характеризуют противоположные слова?
- И вновь мы говорим о зиме. - Дайте наиболее точное описание зимнего и весеннего снега. - Возьмите в руки приспособления, прочитайте «цепочкой» слова, характеризующие зимний снег. - Назовите слова, характеризующие весенний снег. - Находится ли перед вами предмет, который вы описывали? - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно …


- холодная - суровая
Ответы детей
- зиму


Встают дети, с карточками-описаниями зимнего снега, весеннего снега
- Нет
- Узнать его, даже не видя. 1 V.Физ - минутка
Выпал снег - упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки. (Сергей Михалков)

Выполняют движения 4 VI.Проверка усвоения нового материала 1.Самостоятельная работа

2.Работа со словарем






- Откройте учебники на странице 150, найдите упражнение 3. - Прочитай задание и стихотворение…
- Какие вам встретились незнакомые слова? - Как вы понимаете значение этого слова? - В толковом словаре Ожегова слово «сконфузился» означает испытывать стеснение, смущение. - Найдите в тексте словосочетание, выделенное красным цветом. Как вы его понимаете? - Обратимся к фразеологическому словарю. Открывают учебники Ученик читает задание - Сконфузился Предположения детей

Предположения детей
Работа детей со





- Выполните задание упражнения. - Проверяем правильность выполнения задания. словарем Самостоятель- ная работа



3.Валеологическая минутка - Какой праздник приносит зима, самый радостный, долгожданный, семейный? - Сядьте удобно, закройте глаза. (Чтение текста под музыку) Новость есть у нас - расскажу о ней сейчас. Спят в снегу дубы, березы, елку снегом - Новый год
Релаксация


замело. А вот Дедушка Мороз вам подарки всем



принес.



В гости Дед Мороз зовет и вопросы задает. Просыпайтесь! Сон вам в руку.

9
1.Работа с разноуровневыми заданиями













- В серебряном царстве Зимы вы найдете подарки. Все они разные, с заданиями. Выберите разноцветные шары, но помните, что задания повышенной трудности на шарах красного цвета. - Отвечая, не спешите: Ум, смекалку покажите И фантазию включите. Приступайте к выполнению заданий.
№1.Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Кружится … снежинка, Как … балеринка. Летит, летит она с небес На бесконечный … лес.

(К.Бальмонт) Дети выбирают шары с заданиями




Выполняют задания






VII.Закрепление приобретенных знаний













2.Работа в группах №2.Прочитайте. вставьте имена прилага- тельные, обозначающие цвет, плотность. Заметает пурга … путь, Хочет в … снегах потонуть.

(С.Есенин) №3.Прочитайте. Вставьте пропущенные имена прилагательные из слов для справок. С неба падал … пух, он похож на … мух. Запушил леса, поля. Стала … вся земля.

(С.Михалков) Слова для справок: белых, белый, кружевной, легкий, белой. (Проверка заданий на шарах) - Возьмите тестовые задания и выполните их.
Тест 1. 1.Выпишите глагол: лед, пришла, конь. 2.Выпишите существительное: порхает, зима, скоро. 3.Выпишите прилагательное: день, пень, морозная и. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.
Тест 2. 1.Выпишите глагол: солнце, роща, закружились. 2.Выпишите существительное с предлогом: поет, в воздухе, вдруг. 3.Выпишите существительное: идет, светит, снежинки.

















Выполняют задания
























Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.
Тест 3. 1.Выпишите существительное: себе, прячется, зверьки. 2.Выпишите глагол: я, нашли, яблоко. 3.Выпишите существительное: квартиры, просто, звенит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.
Тест 4. 1.Выпишите существительное: летают, бежит, поля. 2.Выпишите глагол: гном, покрылись, морковь. 3.Выпишите существительное: летает, ковром, бежит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. (Проверка тестовых заданий) - Что вы можете сказать об этих предложениях? - Восстановите хронологию, то есть порядок предложений. - Придумайте к тексту заголовок. ИКТ. (Слайд с текстом) - Сравните свой текст с текстом на экране.




2 VШ.Итог урока







- Для чего нужны имена прилагательные?
- Что уточняют имена прилагательные?
- Какую новую информацию на уроке вы получили? - Что вызвало затруднения? - Что понравилось больше всего?
- Для описания и уточнения - Имена сущест вительные Ответы детей 1 IX.Реф - лексия
- Оцените себя на уроке с помощью имен прилагательных. - За работу на уроке я хочу отметить …

1 X.Домашнее задание






- Много снежных слов вы услышали на уроке. Пользуясь словарем и словами, услышанными на уроке, составьте снежный словарь. И запишите их на снежинках, которые висят на занавесях. Снежинку выберите в конце урока. Не забудьте указать свою фамилию.


XI.Прогнозиро вание
ИКТ.(Слайд с вопросом для обдумывания) - А этот вопрос для обдумывания к следующему уроку. Выполнить по желанию. - Я благодарю вас за урок, за то, что вы были яркими, творческими, самостоятельными, находчивыми.



Список использованной литературы

  1. Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук. // Начальная школа. - № 7, 2001.
  2. Косторная С. Пусть всегда будет мама! / Сельская новь. - № 111, 2007.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка). - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.
  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 4 класс. - М.: ВАКО, 2008.




© 2010-2022