Урок по окружающему миру на тему Полезные ископаемые (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему Полезные ископаемые (3 класс)Урок по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"

Цели:

  1. Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.

  2. Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);

  • карточки для самостоятельной работы;

  • видеозапись «Добыча нефти»;

  • ребус;

  • карта Краснодарского края;

Ход урока

1. Организационный момент.

-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух -
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда -
Целы они -
Все возродится снова.

2. Введение в тему урока.

- Сегодня у нас необычный урок - урок - исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

- Для того, чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

- Правильно! (Геолог) (Приложение 1) (Геологи - это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

- И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. Но сначала проверим домашнее задание.

Проверка дом. задания. Фронтальный опрос:

- Что такое экономика?

-Назовите три кита экономики? (природные богатства, капитал, труд)

-Что такое природные богатства?

-Что такое капитал? Зачем нужен труд?

- Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

- Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца и исследовательская карта. (Приложение 2)

- Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем, показ на мультимедийном проекте).

- Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами .

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

- Образец под каким номером у вас в секторе «А».

- Правильно!

- Прочитайте его свойства.

- А кто знает, как называется этот образец? (Если не ответили, отвечает учитель)

- Он называется …..(На доске появляется название). мультимедийном проекте. 1.Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. (Известняк)
Известняк Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве. - Запишите название в этом секторе у себя.

(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г). 2.Он очень прочен и упруг, Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) О граните нам расскажет……
Гранит Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
3.Он очень нужен детворе Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Песок - это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок - это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

4.Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Каменный уголь) Каменный уголь Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

- Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).

- Полезные ископаемые. (на доске в центре между секторами появляется эта фраза - «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»).

- А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение). Работа в поисковых системах Яндекс и Google и со словарем С.И.Ожегова: (эта работа была выполнена в качестве домашнего задания) 1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

- Запишите у себя на листке в центре их общее название.

- Ну, что ж геологи, хорошо поработали! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? - да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? - да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? - да! ( хлопок над головой).

- Отдохнули?

- Продолжим работу.

3. Работа с картой Краснодарского края.

Давайте посмотрим на карту Кубани.

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем Краснодарском крае?

- Правильно!

- А может вы знаете другие полезные ископаемые?

- А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей). Работа в поисковых системах Яндекс и Google и со словарем С.И.Ожегова: (эта работа была выполнена в качестве домашнего задания) 2 группа - Что называют карьером, шахтой и буровой установкой?

- Полезные ископаемые добывают по-разному: одни - в карьерах (открытых котлованных), другие - в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины. 3 группа - Что такое месторождения? Ответ на этот вопрос ищем в учебнике на странице 50.

(Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.)

4.Закрепление изученного. Работа в группах.- А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

- Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы. Тест.

  1. - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.

-Посмотрим, как вы справились с этим заданием.

5. Итог урока.

- Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

- Как вы думаете, интересно быть геологом? Почему?

- Как вы думаете, нужны Краснодарскому краю люди с такой профессией как геологи?

- Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в нашем ………….Университете. Но для вас это пока будущее.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).









© 2010-2022