Конспект для учащихся коррекционных школ по предмету «Мир вокруг» для 3-го класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

Для коррекционных школ

Открытый урок : Мир вокруг

Тема: « Закрепление - Зима. Зимние забавы детей».

Тип урока: комбинированный

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1). Обучающие:

*Развивать видение во всём, что нас окружает.

*Развивать умение получать информацию из различных источников.

2). Воспитывающие:

*Прививать любовь к природе.

*Воспитывать экологическое мышление.

*Воспитывать чувства сотрудничества.

*Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

3). Коррекционно - развивающие:

*Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.

*Создание условий для достижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.

*Развивать речь учащихся.

*Развивать самостоятельность.

Оборудование: * Запись песни «Три белых коня» (Слова: Л.Дербенёва,

музыка: Е. Крылатова).

*Компьютер, презентация «Зимние забавы детей».

* Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».

*Раздаточный материал для учащихся: снеговики, кусочки ваты, трубочки ,рыбки с магнитами и удочки.

* Межпредметная связь: * - чтение - русский язык- математика

Ход урока:

Организационный момент.

Вот звонок дал нам сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем

Психологический настрой Прием « Да -Нетка»

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

Очень любим мы учиться - …

И, конечно же, лениться - …

Выполняем все задания - …

Очень любим опоздания - …

Читаем, пишем, рассуждаем - …

Дисциплину нарушаем - …

Всем успехов пожелаем

Пальцевая гимнастика

"1,2,3,4,5, (хлопки в ладоши)

Мы во двор пошли гулять, (пальчики шагают)

Бабу снежную лепили, (лепим комочки)

Птичек крошками кормили, (крошим зернышки)

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись, (ладошки переворачиваем)

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли."

Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».)

-Тему урока вы мне скажите сами если внимательно прослушайте песню.

- О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме).

- Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?

- Тема нашего урока сегодня: « Зима. Зимние забавы детей». ( слайд) Закрепим знание о зиме.

- Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.

Работа по теме урока.

- Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).

Прием : «Компетентность»

Дети должны расшифровать слова.

Времена года

МАЗИ - НАВЕС - ТОЛЕ - ОСЕЬН

Игра: «Двенадцать месяцев».

- Расставьте месяцы по временам года.

На доске.

Зима Весна Лето Осень

- Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года.

Чистоговорка про зиму.

- Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорку о зиме.

Ма - ма - ма - идет зима.

Ра-ра-ра- снежная гора.

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы.

Ме - ме - ме - прочтём стихи мы о зиме.

Хорошо, дети вы знаете , что сейчас время года Зима . И вы знаете зимние месяцы. Давайте назовем их по прядку.

Чтение стихов о зимних месяцах.

- Какой первый зимний месяц ? (Декабрь.)

- Какой второй зимний месяц? (Январь.)

- Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)

Декабрь:

Михаил Садовский "Декабрь" читает 1 уровень

У декабря полно забот -

Как всё успеть - не знает!

Он провожает старый год

И Новый Год встречает!

Он должен ёлку нарядить!

Последний день сегодня,

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний!

( слайд)

Январь:

Михаил Садовский "Январь" читают по слогам 3 уровень ( хором )

Выбелил январь

Страницу,

Вывел чётко

Единицу.

Ни на час

Не опоздал -

Это

Новый год

Настал!

( слайд)

Февраль:

Михаил Садовский "Февраль" читают 2 уровень

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти - не придти

И весну не привести!..

( слайд)

- Ребята, поднимите руку, кто родился в эти зимние месяца?

- Много о зиме вам уже известно, давайте вспомним.

- Какие признаки зимы вы знаете? ( На улице холодно, солнце выглядывает редко и не греет, температура воздуха низкая , на реке вода покрыта льдом, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, мороз, буран ). (Ответы детей)

Игра: «Слова на зимнюю тему».

- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».

(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).

Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха).

- Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит кусочек ваты. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой).

Беседа о зиме. ( слайд).

- Ребята, зима - это самое замечательное время года. Зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов.

- Живописцы изображают картины природы, зимние пейзажи.

- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз - всемогущим воеводой.

- Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих поэтов, воспевающих прелесть зимы.

Чтение стихов. (Стихи на снежинках). Прием « Чистая доска»

1 снежинка

(Ученик берет снежинку и читает автора. Он должен вспомнить стихотворения которые они учили на уроке чтение)

Леонид Львович Яхнин « Зима»

Белые шапки

На белых берёзах.

Белый зайчишка

На белом снегу.

Белый узор

На ветвях от мороза.

По белому снегу

На лыжах бегу.

2 снежинка

Александр Сергеевич Пушкин « Зимнее утро»

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

3 снежинка

Иван Захарович Суриков « Зима»

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И наутро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы

И зима настала.

Рассказ «Снег - что это такое?» (З. Трофимова).

- Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).

- А почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Из - за холода).

- Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). ( Слайд). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?

Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск.

В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

Работа по карточкам.

Методика « Зрительное восприятие формы»

« Найди пару» 3 уровень ( р азные формы снежинок)

«Сосчитай сколько на картинке снежинок. Поставь нужный знак » ( разные формы снежинок) 1,2 уровень

- Где очень холодно водяные пары на что превращаются?

-Почему снег часто называют пушистым?

- В морозные дни почему снег под ногами скрепит?

Физкультминутка

- А сейчас давайте проведём физкультминутку.

«

Не боимся мы пороши -

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам -

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам , по сугробам .

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу».

Игра «Снеговик пришёл в гости».

- Ребята, посмотрите кто это?

- Что случилось?

- Почему снеговик плачет? (Он подтаял и разваливается).

- Потому что скоро весна. На улице скоро потеплеет. В народе говорят про февраль месяц - коротышка. Потому что февраль самый короткий месяц в году. В феврале всего 28 дней.

-Какое сегодня число?

-Сколько дней осталось до конца февраля?

- Давайте снеговика слепим его заново, но для этого надо поработать.

- У вас в конвертах лежит развалившейся снеговик, вам его нужно собрать. (Самостоятельная работа, восстановление снеговика).

- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились, у всех получились хорошие работы. Мы слепили снеговика с вами заново, и он хочет остаться с нами.

Работа по учебнику. «Зимние забавы».

- Откройте учебник на странице 26- 28

- Рассмотрите картину, расскажите, что вы на ней видите? -

- В какие игры зимой играют дети?

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, ).

-Прочитайте и ответе на вопросы.

Зимние забавы

В каждое время года есть свои забавы. Зимой дети играют в снежинки и лепят снеговика. Они катаются на санках, лыжах и конька: Старайся больше времени проводить на улице! - Какие зимние игры тебе нравятся? - В какие игры вы играете зимой? - Расскажите , что нарисовано на картинках, как одеты дети? - Какие игры - забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры). Я хочу еще вам рассказать о других зимних забавах: Словарная работа: Тюбинг - это забавное и веселое зимнее развлечение для всей семьи. ( слайд) Тюбинг- надувные сани для катания. ( слайд) Сноуборд - широкая доска в виде лыжи. ( слайд) СНЕГОХОД «снежная машина» - это наземное транспортное средство для передвижения по снегу и льду. ( слайд)


Загадки.

- А о чем говорится в загадках?

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи) слайд

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки) слайд

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) слайд

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка) слайд

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Ёлка) слайд

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня... (хлопушка). слайд

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик) слайд

- Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках? Рассказы детей.

Физкультминутка Прием « Да - нетка»

- Сейчас мы это проверим, проведём шуточную физкультминутку.

«Что делал зимой,

Дай, дружок мне ответ

Слушай внимательно,

Отвечай «да» или «нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своём грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы не устали ещё отвечать?

А через год зиму ждёте опять?»

Мышление М (11)

Методика «Словесно-логическое мышление»

Цели: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и их зависимость

«Что перепутал художник?» ( сравнить картинки с последующим пояснением) 3 уровень

«Закончи предложение» ( например: «Чтобы не замерзнуть...»; «Маше подарили коньки , потому что…» , « Я люблю зиму, потму что…», «Зимой катаются на санках, а летом..», « Зимой лес спит, а весной …»итд. ) 1,2 уровень

Работа в тетради. 1 задание

Дети должны вспомнить отгадки предыдущих загадок и должны написать в тетради . Например: лыжи, санки, коньки, снежная горка, елка, хлопушка снеговик.

2. Задание «Дорисуй»

- У вас в тетрадях нарисована картинка со снеговиками, но один снеговик нарисован только наполовину. Его нужно дорисовать.

Работа по карточкам.

3 уровень

В карточках должны отметить слова которые отвечают на вопросы кто? что?

Например: коньки, лыжи, санки , мальчик, девочка итд.

1,2 уровень

В карточках должны отметить слова которые отвечают на вопросы что сделал?, что будет делать?, что делает?

Например: катается, играется, лепит , будет лепить , слепил итд.

Итог урока.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, читали стихи, отгадывали загадки, играли).

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).

- Что вы узнали нового?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

Рефлексия.

Если вам урок понравился, поднимите большие снежинки, если нет поднимите маленькие снежинки. Хорошо ребята, вы работали все хорошо . Комментирование оценок.

Сюрпризный момент . Дети у вас на руках снежинки давайте мы с вами сделаем снегопад я вам помогу. ( купить баллон « Снегопад»)

Домашнее задание. (1мин.)

- Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки.

Учитель начальных классов Нурушева Жулдыз Негметолловна, областная специальная коррекционная школа-интернат №1 г.Кокшетау

© 2010-2022