- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект для учащихся коррекционных школ по предмету «Мир вокруг» для 3-го класса
Конспект для учащихся коррекционных школ по предмету «Мир вокруг» для 3-го класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нурушева А.Н. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3 класс
Для коррекционных школ
Открытый урок : Мир вокруг
Тема: « Закрепление - Зима. Зимние забавы детей».
Тип урока: комбинированный
Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
1). Обучающие:
*Развивать видение во всём, что нас окружает.
*Развивать умение получать информацию из различных источников.
2). Воспитывающие:
*Прививать любовь к природе.
*Воспитывать экологическое мышление.
*Воспитывать чувства сотрудничества.
*Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
3). Коррекционно - развивающие:
*Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
*Создание условий для достижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.
*Развивать речь учащихся.
*Развивать самостоятельность.
Оборудование: * Запись песни «Три белых коня» (Слова: Л.Дербенёва,
музыка: Е. Крылатова).
*Компьютер, презентация «Зимние забавы детей».
* Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».
*Раздаточный материал для учащихся: снеговики, кусочки ваты, трубочки ,рыбки с магнитами и удочки.
* Межпредметная связь: * - чтение - русский язык- математика
Ход урока:
Организационный момент.
Вот звонок дал нам сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем
Психологический настрой Прием « Да -Нетка»
Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:
Очень любим мы учиться - …
И, конечно же, лениться - …
Выполняем все задания - …
Очень любим опоздания - …
Читаем, пишем, рассуждаем - …
Дисциплину нарушаем - …
Всем успехов пожелаем
Пальцевая гимнастика
"1,2,3,4,5, (хлопки в ладоши)
Мы во двор пошли гулять, (пальчики шагают)
Бабу снежную лепили, (лепим комочки)
Птичек крошками кормили, (крошим зернышки)
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись, (ладошки переворачиваем)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли."
Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».)
-Тему урока вы мне скажите сами если внимательно прослушайте песню.
- О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме).
- Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?
- Тема нашего урока сегодня: « Зима. Зимние забавы детей». ( слайд) Закрепим знание о зиме.
- Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.
Работа по теме урока.
- Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).
Прием : «Компетентность»
Дети должны расшифровать слова.
Времена года
МАЗИ - НАВЕС - ТОЛЕ - ОСЕЬН
Игра: «Двенадцать месяцев».
- Расставьте месяцы по временам года.
На доске.
Зима Весна Лето Осень
- Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года.
Чистоговорка про зиму.
- Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорку о зиме.
Ма - ма - ма - идет зима.
Ра-ра-ра- снежная гора.
Мы - мы - мы - не боимся мы зимы.
Ме - ме - ме - прочтём стихи мы о зиме.
Хорошо, дети вы знаете , что сейчас время года Зима . И вы знаете зимние месяцы. Давайте назовем их по прядку.
Чтение стихов о зимних месяцах.
- Какой первый зимний месяц ? (Декабрь.)
- Какой второй зимний месяц? (Январь.)
- Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)
Декабрь:
Михаил Садовский "Декабрь" читает 1 уровень
У декабря полно забот -
Как всё успеть - не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!
Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
( слайд)
Январь:
Михаил Садовский "Январь" читают по слогам 3 уровень ( хором )
Выбелил январь
Страницу,
Вывел чётко
Единицу.
Ни на час
Не опоздал -
Это
Новый год
Настал!
( слайд)
Февраль:
Михаил Садовский "Февраль" читают 2 уровень
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти - не придти
И весну не привести!..
( слайд)
- Ребята, поднимите руку, кто родился в эти зимние месяца?
- Много о зиме вам уже известно, давайте вспомним.
- Какие признаки зимы вы знаете? ( На улице холодно, солнце выглядывает редко и не греет, температура воздуха низкая , на реке вода покрыта льдом, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, мороз, буран ). (Ответы детей)
Игра: «Слова на зимнюю тему».
- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).
Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха).
- Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит кусочек ваты. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой).
Беседа о зиме. ( слайд).
- Ребята, зима - это самое замечательное время года. Зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов.
- Живописцы изображают картины природы, зимние пейзажи.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз - всемогущим воеводой.
- Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих поэтов, воспевающих прелесть зимы.
Чтение стихов. (Стихи на снежинках). Прием « Чистая доска»
1 снежинка
(Ученик берет снежинку и читает автора. Он должен вспомнить стихотворения которые они учили на уроке чтение)
Леонид Львович Яхнин « Зима»
Белые шапки
На белых берёзах.
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому снегу
На лыжах бегу.
2 снежинка
Александр Сергеевич Пушкин « Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3 снежинка
Иван Захарович Суриков « Зима»
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И наутро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы
И зима настала.
Рассказ «Снег - что это такое?» (З. Трофимова).
- Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).
- А почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Из - за холода).
- Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). ( Слайд). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
Работа по карточкам.
Методика « Зрительное восприятие формы»
« Найди пару» 3 уровень ( р азные формы снежинок)
«Сосчитай сколько на картинке снежинок. Поставь нужный знак » ( разные формы снежинок) 1,2 уровень
- Где очень холодно водяные пары на что превращаются?
-Почему снег часто называют пушистым?
- В морозные дни почему снег под ногами скрепит?
Физкультминутка
- А сейчас давайте проведём физкультминутку.
«
Не боимся мы пороши -
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам , по сугробам .
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу».
Игра «Снеговик пришёл в гости».
- Ребята, посмотрите кто это?
- Что случилось?
- Почему снеговик плачет? (Он подтаял и разваливается).
- Потому что скоро весна. На улице скоро потеплеет. В народе говорят про февраль месяц - коротышка. Потому что февраль самый короткий месяц в году. В феврале всего 28 дней.
-Какое сегодня число?
-Сколько дней осталось до конца февраля?
- Давайте снеговика слепим его заново, но для этого надо поработать.
- У вас в конвертах лежит развалившейся снеговик, вам его нужно собрать. (Самостоятельная работа, восстановление снеговика).
- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились, у всех получились хорошие работы. Мы слепили снеговика с вами заново, и он хочет остаться с нами.
Работа по учебнику. «Зимние забавы».
- Откройте учебник на странице 26- 28
- Рассмотрите картину, расскажите, что вы на ней видите? -
- В какие игры зимой играют дети?
- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, ).
-Прочитайте и ответе на вопросы.
Зимние забавы
В каждое время года есть свои забавы. Зимой дети играют в снежинки и лепят снеговика. Они катаются на санках, лыжах и конька: Старайся больше времени проводить на улице! - Какие зимние игры тебе нравятся? - В какие игры вы играете зимой? - Расскажите , что нарисовано на картинках, как одеты дети? - Какие игры - забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры). Я хочу еще вам рассказать о других зимних забавах: Словарная работа: Тюбинг - это забавное и веселое зимнее развлечение для всей семьи. ( слайд) Тюбинг- надувные сани для катания. ( слайд) Сноуборд - широкая доска в виде лыжи. ( слайд) СНЕГОХОД «снежная машина» - это наземное транспортное средство для передвижения по снегу и льду. ( слайд)
Загадки.
- А о чем говорится в загадках?
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи) слайд
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки) слайд
Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) слайд
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка) слайд
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка) слайд
Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня... (хлопушка). слайд
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик) слайд
- Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках? Рассказы детей.
Физкультминутка Прием « Да - нетка»
- Сейчас мы это проверим, проведём шуточную физкультминутку.
«Что делал зимой,
Дай, дружок мне ответ
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет».
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?»
Мышление М (11)
Методика «Словесно-логическое мышление»
Цели: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и их зависимость
«Что перепутал художник?» ( сравнить картинки с последующим пояснением) 3 уровень
«Закончи предложение» ( например: «Чтобы не замерзнуть...»; «Маше подарили коньки , потому что…» , « Я люблю зиму, потму что…», «Зимой катаются на санках, а летом..», « Зимой лес спит, а весной …»итд. ) 1,2 уровень
Работа в тетради. 1 задание
Дети должны вспомнить отгадки предыдущих загадок и должны написать в тетради . Например: лыжи, санки, коньки, снежная горка, елка, хлопушка снеговик.
2. Задание «Дорисуй»
- У вас в тетрадях нарисована картинка со снеговиками, но один снеговик нарисован только наполовину. Его нужно дорисовать.
Работа по карточкам.
3 уровень
В карточках должны отметить слова которые отвечают на вопросы кто? что?
Например: коньки, лыжи, санки , мальчик, девочка итд.
1,2 уровень
В карточках должны отметить слова которые отвечают на вопросы что сделал?, что будет делать?, что делает?
Например: катается, играется, лепит , будет лепить , слепил итд.
Итог урока.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, читали стихи, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).
- Что вы узнали нового?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.
Рефлексия.
Если вам урок понравился, поднимите большие снежинки, если нет поднимите маленькие снежинки. Хорошо ребята, вы работали все хорошо . Комментирование оценок.
Сюрпризный момент . Дети у вас на руках снежинки давайте мы с вами сделаем снегопад я вам помогу. ( купить баллон « Снегопад»)
Домашнее задание. (1мин.)
- Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки.
Учитель начальных классов Нурушева Жулдыз Негметолловна, областная специальная коррекционная школа-интернат №1 г.Кокшетау