- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир Организм человека 3 класс
Окружающий мир Организм человека 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Удалова И.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Цели: сформировать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы; познакомить (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека; развивать умение работать с учебным текстом; воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма. Оборудование: плакат «Внутренние органы человека».
Ход урока I. Организационный момент. - Все живые организмы имеют возможность расти. Котенок становится кошкой, желудь - дубом, ребенок - взрослым. II. Введение в тему. Ветерок с березкой шепчется, На траве блестит роса Нам с тобой земля-волшебница, Снова дарит чудеса. Миллион чудес загадочных Мы встречаем каждый час, Словно самый добрый сказочник Сочиняет их для нас. П. Синявский - Кто этот сказочник? (Природа.) - Что такое природа? - Что вы узнали о ней на уроках окружающего мира? - Можно ли человека считать частью природы? - В чем отличие живых организмов от неживых предметов? Все организмы могут восстанавливать и заменять свои части: ящерица может отрастить новый хвост; у человека восстанавливается кожа и кости; у дерева - листья. Только живые организмы могут воспроизводить себе подобных. Способны адаптироваться к окружающей среде, могут реагировать на раздражение. Постановка целей урока. - Рассмотрите шмуцтитул к разделу «Развитие живых организмов». Предположите, о чем будем говорить, изучая этот раздел. (О развитии растений, животных, человека.) - Прочитайте тему урока. Запись на доске: «Организм человека». - Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм. Тело человека - это самая удивительная машина, к тому же еще живая. III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (ч. 2, с. 6-7). - Какие науки изучают организм человека? - Запишите в словарик новых понятий слова: анатомия, физиология, медицина, гигиена, здоровый образ жизни. - Что изучает каждая из этих наук? Здоровье свое бережем с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед. - Какая наука могла бы взять это двустишие своим девизом? (Гигиена.) - Почему необходимо соблюдать правила личной гигиены? Это интересно! В Древней Греции люди жили в среднем 29 лет, в Европе XVI века - 21, XVII - 26, XVIII - 34, а в XIX веке средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет (в США). Сегодня: в Афганистане - 36 лет, в Англии - 71 год (мужчины) и 77 лет (женщины), в Японии - 75 лет (мужчины) и 81 год (женщины). - Подумайте, что влияет на увеличение или уменьшение продолжительности жизни человека? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закаленное тело, второй - хороший характер, третий - правильное питание и режим дня, четвертый - ежедневный физический труд. - Как вы считаете, трудно ли выполнить все эти секреты и стать долгожителем? Объясните абхазскую пословицу: «Злые люди долго не живут». Среди долгожителей нет угрюмых, черствых, нелюдимых людей. Горячая любовь к жизни, труду помогает прожить долгие годы. Греческий драматург Софокл написал знаменитую трагедию «Эдип» на сотом году жизни, Гиппократ жил 104 года, Микеланджело творил в 90 лет, Репин - в 86 лет. Пока вы молоды, помните слова известного русского гигиениста Г. В. Хлопина, который писал, что все мы поступаем, как расточительный наследник: не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда узнаем цену этого богатства, и у нас является желание его сохранить, когда мы становимся больными. Это интересно! Что такое старение? (Это процесс, который начинается от рождения и длится всю жизнь.) Чем сопровождается старение? (Ухудшаются зрение, слух, седеют волосы, становится дряблой кожа, теряют эластичность кости.) Подумайте: что человек должен о себе знать, чтобы прожить долгую жизнь, без болезней? Работа по учебнику (ч. 2, с. 7). - Прочитайте статью «Как развивается ребенок». - Какие слова запишем в словарик новых понятий? (Зародыш, плод, пуповина.) Средняя длина новорожденного - 50 см. Средний рост взрослого - 170 см. На сколько сантиметров вырастает человек, взрослея? Объясните: «Ребенок - это не маленький человек, а маленькая частичка взрослого». По рабочей тетради № 2 (задания 2, 3, с. 2). Сравните результат диаграммы с данными учебника (с. 8). Самостоятельно дети выполняют задание 3.
Физкультминутка Поднимайте плечики (плечи вверх), Прыгайте, кузнечики (прыжки на месте), Прыг-скок, прыг-скок, Выше, выше, высоко, Прыгай на ногах легко. Сели, травушку покушали (сесть за парты), Тишину послушали. - Почему люди растут? (Если бы мы рождались взрослыми, то не поместились бы в животе у мамы. Поэтому мы рождаемся маленькими, а потом растем.)
Стадии роста человека
- Эмбриональное и внутриутробное состояние.
- Младенчество.
- Детство.
- Юность.
- Зрелость.
- Старость.
- В крови есть множество мельчайших клеток.
- Клетки мозга имеют длинные отростки, по которым идут сигналы.
- Клетки кожи напоминают кольчугу.
- Клетки костей скреплены друг с другом, поэтому кости крепкие.
- Клетки мышц вытянуты, легко растягиваются и сжимаются.
- Мерцательные клетки находятся в носовой полости, они своими ресничками останавливают пыль и микробов.
Тест 1. Какое понятие лишнее? 1) Анатомия; 2) физиология; 3) фонетика. 2. Какое существо активно воздействует на живую и неживую природу и изменяет ее своей неразумной деятельностью? 1) Растения; 2) животные; 3) грибы; 4) человек; 5) бактерии. - Отгадайте загадку: Кто ходит на четырех ногах, затем на двух, а потом на трех? (Человек.) - Объясните, как можно избежать в старости «третьей ноги»? (Заниматься спортом, физкультурой, вести здоровый образ жизни.) Заранее подготовленные ученики читают стихи. Я хочу, друзья, признаться, Что люблю я по утрам Физзарядкой заниматься, Что советую и вам. От зарядки станем мы сильней, Здоровее, и стройней, и красивей. Поделись зарядкою своей, И тогда тебя счастливей нету в мире. Если плавать и нырять, Бегать, прыгать и метать - Жизнь твоя тогда становится в порядке, С голубого ручейка начинается река, А здоровье начинается с зарядки. - Чтобы расти крепким и здоровым, делай утреннюю зарядку.
«Зверская» зарядка Надо ловким стать стремиться, Словно зверь и словно птица. Становись-ка на зарядку, Всех покажем по порядку! (Дети стараются, выполняя упражнения, имитировать движения животных.) Изогну я круче шею, Как жираф, кивать умею. Наклоняйся, голова! Раз-два! Раз-два! Руки ходят, фу-ты ну-ты, Словно щупальца у спрута. Как похоже, посмотри! Раз-два-три! Раз-два-три! Я могу, коль напрягусь, Хлопать крыльями, как гусь. Нет проворней гуся в мире, Три-четыре, три-четыре! Я упрямиться не стану, Ловко, словно обезьяна, Буду спину прогибать. Три-четыре-пять! Три-четыре-пять! Вот еще пример хороший: Буду топать, словно лошадь. Будто бы копыта есть. Пять-шесть! Пять-шесть! Всем зарядку делать надо, Много пользы от нее. А здоровье - вот награда За усердие твое. V. Итог урока. «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». - Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания 1, 4, 6, с. 2-3). Учебник (ч. 2, с. 6-10).