Рабочая программа по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:


  • Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

  • Основной образовательной программы начального общего образования школы
  • Авторской программы Данилюка А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2012



Для изучения в 4 классе родители учащихся выбрали модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Цель учебного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.










ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.



ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа реализуется в соответствии с учебным планом на 2014 - 2015 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Все учебные часы по блокам распределены следующим образом:

п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1


2. Основы светской этики.

33

Итого

34











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников. В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п. Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Требования к уровню подготовки обучающихся Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
  • умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. По ОРКСЭ домашние задания не задаются. По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. В школьную документацию (классный журнал, личное дело) по окончании курса ОРКСЭ вносится запись «зачет»

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа

(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;

эвристическая; творческая).

  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль;

  • Фронтальный контроль;

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

  • Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

индивидуальной теме в рамках курса.

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012

Для учителя:
  • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2012
  • Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
  • Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2012
  • Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение»

Для родителей: Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012.






Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Дата проведения

Освоение предметных знаний (базовый уровень)

Формирование универсальных учебных действий

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1ч)

1

Россия - наша Родина

Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно

-культурной традиции (многонациональная,

многоконфессиональная) РОССИЯ;

развитие этических чувств и норм.

Личностные УУД

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего

народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать

краеведческий материал (история и география края), воспринимать географический образ России (территория, границы, географические особенности). Знать права и обязанности гражданина.

Регулятивные УУД

Регулировать своѐ поведение в соответствии с

познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебниках: определять умения,

которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Рассказать об известных людях

Раздел 2. Основы светской этики (33 ч)

2.

Что такое светская этика?

Развитие представлений учащихся о значении понятий истина, правда. мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. Узнаем, что такое истина и правда. Какое произведение называется притчей.

Личностные УУД

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные УУД

  • осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приѐмы решения задач,

анализировать информацию, строить рассуждения

в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД

  • организовывает своѐ рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Коммуникативные УУД - оформляет свою мысль в монологическое

речевое высказывание небольшого объѐма;

  • учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

Прочитать статью пособия

3.

Мораль и культура

Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;

Личностные УУД

- Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; - развитие эстетических чувств. Познавательные УУД

сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные УУД

  • аргументирует свою позицию и координирует

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при

выработке общего решения в совместной деятельности

Прочитать статью, ответить на вопросы

4. Особенности морали

Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чѐм их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.

Личностные УУД

Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Познавательные УУД

Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Регулятивные УУД

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД

Умение строить монологическое высказывание. Умение слушать собеседника.

Подготовить рассказ о хорошем(плохо м) человеке

5.

Добро и зло

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

Личностные УУД

  • старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

  • проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные УУД

  • сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

  • умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные УУД

  • обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух

Подготовить рассказ о добре и зле

6.

Добро и зло

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

Личностные УУД

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Регулятивные УУД

Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.

Коммуникативные УУД Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ответить на вопросы

7.

Добродетели и пороки Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям.

Личностные УУД

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Регулятивные УУД

Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.

Коммуникативные УУД

Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Рассказать что такое добродетель и порок

8.

Свобода и моральный выбор человека

Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

Личностные УУД

  • Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу; Познавательные УУД

  • осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приѐмы решения задач,

анализировать информацию, строить рассуждения

в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД

  • организовывает своѐ рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Коммуникативные УУД - оформляет свою мысль в монологическое

речевое высказывание небольшого объѐма;

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

Подготовить рассказ с примерами поступков

9.

Свобода и моральный выбор человека

Знакомство с основными терминами: о смысле жизни. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

  • Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные УУД

  • осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приѐмы решения задач,

анализировать информацию, строить рассуждения

в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД

  • организовывает своѐ рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Коммуникативные УУД - оформляет свою мысль в монологическое

речевое высказывание небольшого объѐма;

  • учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

Подобрать примеры из литературы

10.

Свобода и ответственность Познавательные УУД умение выделять существенную

информацию из различных источников; Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель выполняемых действий

Коммуникативные УУД выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Подобрать примеры из литературы

11.

Моральный долг

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Что считается ценностями для человека.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Познавательные УУД Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные УУД

Вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

Умение строить монологическое высказывание.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Подобрать пословицы о долге человека

12.

Справедливость Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Личностные УУД

мотивация учения, нравственно- эстетическое

оценивание ( оценивание усвоения содержания

данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного

мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории,

литературы и культуры, показать важность

развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; Познавательные УУД

формулирование познавательной цели, поиск и

выделение нужной информации, анализ с целью

выявления признаков, синтез, как выявление

целого из частей, выбор оснований для сравнения,

классификация объектов, установление причинно- следственных связей; Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; Регулятивные УУД

целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания

Рассказ о справедливом человеке

13.

Альтруизм и эгоизм

Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание

стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким

людям.

Личностные УУД

старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

  • проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные УУД

  • сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

  • умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные УУД

  • обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух

Правила поведения в общественном месте

14.

Что значит быть моральным?

Познакомить с основными понятиями:

благотворительность, милосердие, сострадание, волонтерское движение. Формирование милосердия, сострадания, внимания,

заботы, любви друг другу

Личностные УУД

мотивация учения, нравственно- эстетическое

оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного

мира личности, воспитание патриотизма путѐм

приобщения к нравственным ценностям истории,

литературы и культуры, показать важность

развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; Познавательные УУД

формулирование познавательной цели, поиск и

выделение нужной информации, анализ с целью

выявления признаков, синтез, как выявление

целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей; Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий

одноклассников; Регулятивные УУД

целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания

Подготовиться к

сочинению «Что такое добро и зло»

15.

Дружба

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба. Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности на основе

жизненного опыта ребенка и через введение

заданий занимательного характера

Познавательные УУД

Понимание и преобразование информации.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.

Регулятивные УУД Способность к волевому усилию при работе с

книгой. Выбирать действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание.

Выучить песню «Дружба»

16.

Творческие работы учащихся и их презентация

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Личностные УУД Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение. Познавательные УУД

Осознанно и произвольно строить сообщения

творческого и исследовательского характера в

устной форме. Осуществлять смысловое чтение.

Регулятивные УУД

Умение обосновывать и доказывать своѐ мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные УУД

Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Редактировани е, подбор материала

17.

Род и семья - исток нравственных отношений

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Личностные УУД Формирование гражданской идентичности в

форме осознания себя как гражданина России;

чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ, историю, семью.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Регулятивные УУД

Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Учиться высказывать своѐ предположение

(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Работа с текстом. Стр. 38,39

18.

Нравственный поступок

Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

Личностные УУД

мотивация учения, нравственно эстетическое

оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного

мира личности, воспитание патриотизма путѐм

приобщения к нравственным ценностям истории,

литературы и культуры, показать важность

развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; Познавательные УУД

формулирование познавательной цели, поиск и

выделение нужной информации, анализ с целью

выявления признаков, синтез, как выявление целого

из частей, выбор оснований для сравнения,

классификация объектов, установление причинно- следственных связей; Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; Регулятивные УУД

целеполагание, планирование работы, контроль

за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и

Работа с текстом. Стр. 40,41

19.

Золотое правило нравственности

Познакомить с понятиями что такое заповеди, что представляет собой древнейший нравственны закон, что такое иудаизм и во что верят люди, исповедующие эту религию, понятие пророк

Личностные УУД

Ценить семейные отношения, традиции своего народа.

Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию. Регулятивные УУД

Регулировать своѐ поведение в соответствии с

познанными моральными нормами и этическими требованиями. Познавательные УУД

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать

Работа с текстом. Стр. 42, 43

20.

Стыд, вина и извинения

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Личностные УУД

- развивает эстетические чувства -стыда, вины,

совести как регуляторы морального поведения.

Познавательные УУД

-строит логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей;

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию,

которая может пригодиться для решения проблемы.

Регулятивные УУД

-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - ставить новые учебные задачи сотрудничестве с

учителем, адекватно использовать речь для

планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания.

Работа с текстом. Стр. 44,45

21

Честь и достоинство

Познакомить с понятиями свобода и ответственность за что и за кого человек несет ответственность, какого человека можно считать свободным, чем может быть ограничена свобода человека.

Личностные УУД

-положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения

новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

  • развивает эстетические чувства -стыда, вины,

совести как регуляторы морального поведения.

Познавательные УУД

  • сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные УУД

  • аргументирует свою позицию и координирует

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Работа с текстом. Стр. 46,47

22.

Совесть

Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Личностные УУД

-положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения

новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

  • развивает эстетические чувства -стыда, вины,

совести как регуляторы морального поведения.

Познавательные УУД

  • сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Работа с текстом. Стр. 48, 49

23.

Нравственные идеалы

Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, друг другу. Для чего человеку нужна семья. Признаки благополучной семьи. Права и обязанности детей и родителей.

Личностные УУД

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД

-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию,

которая может пригодиться для решения проблемы.

  • определяет тему и главную мысль текста;

  • находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные УУД

умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Коммуникативные УУД

- оформляет свою мысль в устной речи;

-обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить

  • общее решение при работе в паре и группе.

Работа с текстом. Стр. 50, 51

24.

Нравственные идеалы

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Понятие ценности что они значат в жизни людей, в чем заключается настоящее богатство.

Личностные УУД

Формирование стремления выполнять значимую

деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Познавательные УУД Умение следовать правилам и инструкциям при

проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

К.: Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Работа с текстом учебника, стр.52, 53

25.

Образцы нравственности в культуре Отечества

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Понятие ценности что они значат в жизни людей, в чем заключается настоящее богатство.

Личностные УУД

Смыслообразование и нравственноэтическая

ориентация: подведение к мысли, что именно поэты

и художники открывают нам привычные вещи с

новой стороны, потому что они смотрят на мир с

любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.

Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск и

оценка нужных частей текста Работа с маркированными в тексте строчками

Работа с дидактическими иллюстрациями

Умение

работать с двумя источниками информации

(учебник, тетрадь).

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности Коммуникативные УУД

Инициативное

сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах

Работа с текстом. Стр. 54, 55

26.

Этикет

Развитие этических чувств и норм. Осмыслить через частично-поисковый метод места этикета в духовно- нравственном

развитии человека

Личностные УУД

  • старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

  • проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные УУД

  • сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные УУД

- обосновывает высказанное суждение;

  • Осознанно читает вслух

Работа с текстом. Стр. 56, 57

27. Семейные праздники

Осознать значимость семейных

праздников

Познавательные УУД умение выделять существенную информацию из различных источников; Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Подготовить рассказ о семейных традициях

28.

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Сформировать понятия жизни как

высшей нравственной ценности.

Личностные УУД

Формирование стремления выполнять значимую

деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Познавательные УУД

Умение следовать правилам и инструкциям при

проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД

Учиться работать по предложенному учителем

плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Работа с текстом. Стр. 60, 61

29. Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств- соседей. Уметь описывать достопримечательности России.

Личностные УУД

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;

чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ, историю.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Регулятивные УУД

Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Учиться высказывать своѐ предположение

(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учебник стр. 62, 63

30.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Развитие способностей учащихс общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации.

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Подготовить проект о добре и зле

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие:

понимание разных оснований для оценки одного и того же

текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Подготовить проект о семье

32.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Подготовить проект о Родине

33.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей.

Самоконтроль.

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Подготовить проект о традициях народов России

34.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся Умение объединяться и работат группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда. Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать

работу

ьЛичностные УУД

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.




© 2010-2022