- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сентякова О.Ф. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Направленность: общеинтеллектуальное. Актуальность. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России. Программа «Мой край » помогает воспитывать настоящего гражданина своей Родины, людей, знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края и расширяет знания о своей малой родине. В рамках данной программы проводятся экскурсии по поселку Юность, городу Сургуту, в школьный музей, конкурсы чтецов, рисунков, сбор материалов о знаменитых людях города, организуются поездки в музеи. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой край» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
- Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края.
- Воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
- Формировать активную гражданскую позицию, социальных компетенций - избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
Ожидаемые результаты реализации программы. Ученик начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы). Формы проведения итогов реализации:
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
- экскурсия, поездка;
- практическое занятие, викторина, консультация;
- проблемная лекция, работа в музее;
- встречи с участниками исторических событий.
Основное содержание программы Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее. Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
Список литературы 1. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г 2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г 3. Краеведение в школе. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновой.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Дата
проведения
Практическая
часть
1. Экскурсия первоклассников по школе.
Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке».
2.
Экскурсия в автогородок.
Лекция экскурсовода. Правила дорожного движения.
3.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Игра, кроссворды, викторина.
4.
Чем богат край? Осенняя экскурсия.
Чтение стихов об осени.
5.
Экскурсия в библиотеку п.Юность.
Игра, кроссворды, викторина.
6.
Музей нашей школы.
Кроссворд. Рассказ о музеях.
7.
Посещение краеведческого музея истории города.
Сочинение «Что больше всего меня заинтересовало?»
8.
Экскурсия в музыкальную школу п.Юность.
Знакомство с музыкальными инструментами, песнями.
9.
Край, в котором я живу.
Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый».
10.
Герб, флаг края.
Знакомство с символами.
11.
Достопримечательности города Сургута.
Виртуальная экскурсия по городу в картинках.
12.
Памятники города-хранители истории.
О чем могут поведать памятники нашего края (беседа).
13.
Народы, населяющие территорию ХМАО.
Презентация.
14.
Сезонные изменения в природе (зима).
Чтение стихов о зиме.
15.
Многообразие растительного мира.
Презентация «Растения нашего края».
16.
Животный мир края.
Презентация «Животные края».
17.
Растительный и животный мир края.
Подбор материала для проектной деятельности.
18.
Экскурсия в музей милиции.
Лекция экскурсовода.
19.
Экскурсия в спортивный комплекс «Ермак».
Спортивные игры.
20.
Чем богат край? Весенняя экскурсия.
Конкурс рисунков весны.
21.
Путешествие в новогодний лес.
Зимние забавы (игры).
22.
Экскурсия по городу Сургуту.
Виртуальная экскурсия по городу.
23.
Экскурсия в музей железнодорожников.
История Свердловской железной дороги.
24.
Экскурсия на станцию юных натуралистов.
Лекция экскурсовода.
25.
Традиции моего края.
Сбор материала о традициях в ХМАО.
26.
Экскурсия в музей нашего города.(Старый Сургут).
Лекция экскурсовода.
27.
Мои земляки-герои ВОВ.
Приглашение героев ВОВ.
28.
Мои земляки-герои Афганистана.
Приглашение участников войны в Афганистане.
29.
Поэты и писатели края.
Знакомство со стихами и произведениями местных поэтов и писателей.
30.
Известные художники.
Беседа о художниках города.
31.
Знаменитые люди края.
Беседа об известных людях.
32.
Экскурсия в нефтяной техникум.
Лекция экскурсовода.
33.
Экскурсия на природу (лето).
Конкурс рисунков лета.