Методическая разработка урока внеклассного чтения с презентацией Стихи о детях и для детей ( А. Барто и С. Михалков)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

урока внеклассного чтения,

подготовленная учителем начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Московской средней общеобразовательной школы

Тюменского муниципального района

Павленко Еленой Борисовной


Тема. Стихи о детях и для детей (А. Барто и С. Михалков)

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о детских писателях и их произведениях;

  • Отработать навыки выразительного и осознанного чтения;

  • Продолжить работу над техникой чтения;

  • Формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку)

  • Работать над чётким проговариванием слов.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, образное и логическое мышление,

  • Развивать связную речь детей при работе с книгой.

  • Развивать навыки работы в группе ,в парах

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к чтению, к детским книгам.

  • Воспитывать в учащихся истинные общечеловеческие ценности: добро,

справедливость, милосердие через анализ содержания художественного произведения

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют определять персонажей (действующих лиц) и героев(главных действующих лиц), отвечать на вопросы по содержанию текста, получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные -овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( отвечать на вопрос»Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Тип урока : урок обобщения полученных знаний

Форма урока : урок - путешествие « В космосе»

Оборудование: печатные: карточки для парной работы, слоговые таблицы, карточка - тест, карточка «Кроссворд», книги с произведениями А.Барто и С.Михалкова; технические средства: настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон, фонограммы песен, космическая мелодия; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран, мультимедийная презентация, видеоролики.

Ход урока

  1. Организация класса. ( 1 слайд)

Исполнение песни «Тот, кто любит читать»

(За исполнение песни дети получают 1 букву - С)

  1. Мотивация учебной деятельности

- И сегодня мы с вами совершим одно из таких путешествий. Для путешествия мы выберем самый быстрый транспорт. Какой ?

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету)

(Дети получают 2 букву - Т) ( 2 слайд)

- У нас есть две команды «Метеорит» и «Комета».

Игра.

- В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало, а вы его заканчивайте.

Космонавт, не забудь

Во вселенную держишь (путь).

Главным правилом у нас

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать

Должен много, много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных, звездолёт

Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на (орбиту).

(Учитель даёт детям 3 букву- И)

  1. Актуализация знаний.

- Для того чтобы отправится в путь нам нужно немного потренироваться

1.Расчитывание. Чтение слоговых таблиц

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(Учитель даёт детям 4 букву - Х)

2.Речевая разминка. ( 3 слайд)

Ве-во-ви-вы-ва- в лесу выросла трава.

Са-си-сы-со-су- видел я вчера лису.

Ро-ру-ре-ри-ра- начинается игра.

Ар-арь-ар-ар-арь- на стене висит фонарь.

Жа-за-са-жу-су-зу- мы поймали стрекозу.

Со-зо-цо- со-зо-цо- снесла курица яйцо.

( Дети получают 5 букву -И)

  1. Постановка учебной задачи

  2. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Игра «Собери слова»

Из полученных букв и рисунков дети формулируют тему урока

5 .Открытие нового знания

1.Знакомство с поэтами

- А теперь, внимание: прошу приготовиться к полету, занять места в космическом корабле, пристегнуть ремни, ПОЕХАЛИ! (счет от 10 до 0) Пуск!

И наша ракета помчалась вперед. Прощально мигнут и растают вдали огни золотые любимой земли.( Звучит космическая мелодия) ( 4 слайд)

- Главное в космосе - дисциплина и правильная посадка.

- В иллюминаторы нашего корабля видна планета под названием БАРМИ.

( 5 слайд)

-Кто догадается, почему планета имеет такое странное название ?(Названа по первым слогам фамилий поэтов Бар - то и Ми - халков)

(Выступают дети ,получившие задание перед уроком)

Учитель:

Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт Михалков. ( 6 - 7 слайд)

Слово предоставляется команде «Метеорит»

  • Он пробовал себя как корреспондент, как драматург, как сказочник, как поэт. Но, по признанию самого писателя, он больше всего любил писать стихи и сатирические произведения для детей. Любили его творчество и сами дети.

  • Михалков писал так просто и доступно, как будто сам оставался ребёнком.

Казалось бы, ничего загадочного, ничего волшебного нет в этих стихах. Но читать их - огромное удовольствие!

  • За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
    Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино.

  • Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков. А ведь кажется, что она существует вечно.

Учитель :

Слово предоставляется команде «Комета» . ( 8 - 9 слайд)

  • Агния Львовна родилась в феврале 1906 г. в Москве в семье врача- ветеринара. Сочинять стихи Агния начала рано, в гимназии, потом в сельской школе. Мечтала она стать танцовщицей и поступила в хореографическое училище, но сочинять стихи не переставала.

  • Но первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать.

  • Когда Агния Барто впервые принесла в издательство свои стихи, ей было всего 19 лет. Стихи получили самую высокую оценку редактора и их выпустили отдельной книжкой.

  • Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно её волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли быть верными в дружбе? Не ссорятся ли по пустякам? Помогают ли старшим? Любят ли читать? Учиться?

Об этом она писала в своих стихах.

Учитель:

А мы отправляемся путешествовать по космосу дальше. Займите свои места. Пристегните ремни.

2. По картинке отгадать , о каком произведении идёт речь,назвать его автора

Космонавт сидит в ракете,

Изучая все на свете -

На орбите как назло

Появилось … (НЛО) . (10 слайд)

  1. КОРАБЛИК

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

  1. БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

  1. ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

  1. КОЗЛЕНОК

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

  1. МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

  1. МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Учитель : Чьи это стихи ? (А.Барто) . ( 11 - 16 слайд)

- Распознали мы с вами НЛО и можем отправляться дальше. Займите места . Пристегните ремни. Поехали!

3. Игра в слова «Закончи фразу» . (17 слайд)

ДЯДЯ СТЁПА - МИЛИЦИОНЕР. (отрывки)

"Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то … ( моряком.)

Что давно когда-то жил он

у Заставы Ильича.

И что прозвище носил он:

Дядя Стёпа- … (Каланча.)

И сейчас средь великанов,

Тех, что знает вся … (страна,)

Жив-здоров Степан Степанов -

Бывший флотский ... (старшина.)

Он шагает по району

От двора и до двора,

И опять на нём погоны,

С пистолетом … (кобура. )

Дядю Стёпу уважают

Все, от взрослых до … (ребят.)

Встретят взглядом провожают

И с улыбкой … (говорят)

Да -а! Людей такого роста

Встретить запросто … (не просто!)

Да-а! Такому молодцу

Форма новая к …. (лицу!)

Если встанет на посту,

Все увидят за … (версту!")

Учитель : Кто автор этих строк и как называется это произведение?

4.Музыкальная физкультминутка . (18 слайд)

Овощи
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!
5.Инсценизация смешинок А.Барто

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый … (Гуманоид)

А чтобы он не был таким злым, давайте его рассмешим. Ведь смех - лучшее лекарство. (19 слайд)

- Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. Команда «Комета» «Волшебные очки»

Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку - ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.

Команда «Метеорит»

«Вот так защитник»

Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.

- Почему это смешинки? В чём их смысл?

6.Игра « Восстанови стихотворения»

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная … (Дыра) ( 20 - 24 слайд)

Дыра поглотила частично наши стихотворения . Попробуйте их восстановить.

  1. - На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!..

……………………………………………..

(Я прививки не боюсь:

Если надо - уколюсь! «Прививка» С.Михалков)

  1. Лампа горит...

Занимается папа,

Толстую книжку

Достал он из шкапа,

Он исписал и блокнот

И тетрадь,

………………………….

(Должен он завтра

Экзамен сдавать!

Петя ему очинил

Карандаш.

Петя сказал:

- Обязательно сдашь! («У папы экзамен» А.Барто)

  1. Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзинке принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

………………………..

(Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин. «Резиновая Зина» А.Барто)

  1. Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

………………….

( Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая! «ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ» Михалков)

  1. Работа со стихами, которые стали песнями

Мы приближаемся к планете под названием «Песенка» . ( 25 слайд)

Многие стихи А. Барто и С. Михалкова стали песнями.

  • - Сейчас ваше задание будет таким :внимательно послушайте песенку

С. Михалкова «Котята» и потом попробуйте ответить на мои вопросы.

(Звучит запись песенки «Котята» с иллюстрациями)

- Сколько родилось котят?

- Как их назвали?

- Каким был котёнок по имени Раз? ( Самым белым)

- Каким был котёнок по имени Два? ( Самым смелым)

- Каким был котёнок по имени Три? ( Самым умным)

- Какой котёнок был самым шумным? ( Четыре)

  • Прогнозирование.

- В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. (Щенок)

Упражнение по тренажеру для чтения. ( 26 слайд) С А Щ Р Ф В Е М Г О Н К Л Е О Н А З К Л

  • Послушайте стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» (Звучит запись стихотворения с иллюстрациями)

  • Тестирование для девочек Заполните ,пожалуйста, тест. Работа в группах.

Тест

Почему девочка сбилась с ног :

А) долго занималась спортом;

Б) у неё пропал кот ;

В) у неё пропал щенок?

Сколько времени девочка звала щенка :

А) два часа;

Б) два дня ;

В) две минуты?

Что натворил щенок:

А) написал стихи, застелил кровать;

Б) порвал одеяло , порвал папины стихи, перевернул жбан с мёдом;

В) влез в клей , поел мёда и угостил друзей ?

Что сказала мама:

А) подождём;

Б) сама виновата;

В)всё что ни делается - к лучшему?

Почему девочка сразу не узнала щенка:

А)он стал очень красивым;

Б) он превратился во льва;

В)у него распух нос, не было видно глаза, перекошённой была щека?

Кто лечит щенка :

А) мама;

Б) девочка сама;

В) ветеринар?

  • Для мальчиков .Работа в группах.

Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности.

(Поставь цифры.)

Методическая разработка урока внеклассного чтения с презентацией Стихи о детях и для детей ( А.Барто и С. Михалков)


  • Характеристика героев. Работа в парах.

Выбери и закрась слова, характеризующие девочку ( задание для девочек):

ответственная

заботливая

ленивая

добрая

Выбери и закрась слова, характеризующие щенка ( задание для мальчиков):

шаловливый

ленивый

непоседливый

трусливый

Обсуждение правильных ответов

8. Чтение наизусть стихотворений А. Барто и С. Михалкова

«Лунные посиделки» . (27 слайд)
6. Обобщение и систематизация знаний Наше путешествие подходит к концу , пора возвращаться на Землю. Давайте подведём итоги нашего путешествия.

- Кто являются героями произведений, о которых мы говорили? (Дети).

- Какие? (Ленивые, трудолюбивые, воспитанные, нерадивые).

- Чему учат нас стихи А.Барто и С.Михалкова?

7.Задание на следующий урок

На следующем уроке мы будем с вами изучать стихи- сказки Корнея Чуковского

8 . Рефлексия

- Что для вас было открытием?
- Какими впечатлениями ты поделился бы с родителями, друзьями?(Что чувствовал, что приобрёл, что удивило?)


© 2010-2022