- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока внеклассного чтения с презентацией Стихи о детях и для детей ( А. Барто и С. Михалков)
Методическая разработка урока внеклассного чтения с презентацией Стихи о детях и для детей ( А. Барто и С. Михалков)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павленко Е.Б. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
урока внеклассного чтения,
подготовленная учителем начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Московской средней общеобразовательной школы
Тюменского муниципального района
Павленко Еленой Борисовной
Тема. Стихи о детях и для детей (А. Барто и С. Михалков)
Цели урока:
Образовательные:
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся о детских писателях и их произведениях;
-
Отработать навыки выразительного и осознанного чтения;
-
Продолжить работу над техникой чтения;
-
Формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку)
-
Работать над чётким проговариванием слов.
Развивающие:
-
Развивать память, внимание, образное и логическое мышление,
-
Развивать связную речь детей при работе с книгой.
-
Развивать навыки работы в группе ,в парах
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес и любовь к чтению, к детским книгам.
-
Воспитывать в учащихся истинные общечеловеческие ценности: добро,
справедливость, милосердие через анализ содержания художественного произведения
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют определять персонажей (действующих лиц) и героев(главных действующих лиц), отвечать на вопросы по содержанию текста, получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные -овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( отвечать на вопрос»Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Тип урока : урок обобщения полученных знаний
Форма урока : урок - путешествие « В космосе»
Оборудование: печатные: карточки для парной работы, слоговые таблицы, карточка - тест, карточка «Кроссворд», книги с произведениями А.Барто и С.Михалкова; технические средства: настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон, фонограммы песен, космическая мелодия; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран, мультимедийная презентация, видеоролики.
Ход урока
-
Организация класса. ( 1 слайд)
Исполнение песни «Тот, кто любит читать»
(За исполнение песни дети получают 1 букву - С)
-
Мотивация учебной деятельности
- И сегодня мы с вами совершим одно из таких путешествий. Для путешествия мы выберем самый быстрый транспорт. Какой ?
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
(Дети получают 2 букву - Т) ( 2 слайд)
- У нас есть две команды «Метеорит» и «Комета».
Игра.
- В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало, а вы его заканчивайте.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
(Учитель даёт детям 3 букву- И)
-
Актуализация знаний.
- Для того чтобы отправится в путь нам нужно немного потренироваться
1.Расчитывание. Чтение слоговых таблиц
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(Учитель даёт детям 4 букву - Х)
2.Речевая разминка. ( 3 слайд)
Ве-во-ви-вы-ва- в лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су- видел я вчера лису.
Ро-ру-ре-ри-ра- начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь- на стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу- мы поймали стрекозу.
Со-зо-цо- со-зо-цо- снесла курица яйцо.
( Дети получают 5 букву -И)
-
Постановка учебной задачи
-
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Игра «Собери слова»
Из полученных букв и рисунков дети формулируют тему урока
5 .Открытие нового знания
1.Знакомство с поэтами
- А теперь, внимание: прошу приготовиться к полету, занять места в космическом корабле, пристегнуть ремни, ПОЕХАЛИ! (счет от 10 до 0) Пуск!
И наша ракета помчалась вперед. Прощально мигнут и растают вдали огни золотые любимой земли.( Звучит космическая мелодия) ( 4 слайд)
- Главное в космосе - дисциплина и правильная посадка.
- В иллюминаторы нашего корабля видна планета под названием БАРМИ.
( 5 слайд)
-Кто догадается, почему планета имеет такое странное название ?(Названа по первым слогам фамилий поэтов Бар - то и Ми - халков)
(Выступают дети ,получившие задание перед уроком)
Учитель:
Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт Михалков. ( 6 - 7 слайд)
Слово предоставляется команде «Метеорит»
-
Он пробовал себя как корреспондент, как драматург, как сказочник, как поэт. Но, по признанию самого писателя, он больше всего любил писать стихи и сатирические произведения для детей. Любили его творчество и сами дети.
-
Михалков писал так просто и доступно, как будто сам оставался ребёнком.
Казалось бы, ничего загадочного, ничего волшебного нет в этих стихах. Но читать их - огромное удовольствие!
-
За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. -
Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков. А ведь кажется, что она существует вечно.
Учитель :
Слово предоставляется команде «Комета» . ( 8 - 9 слайд)
-
Агния Львовна родилась в феврале 1906 г. в Москве в семье врача- ветеринара. Сочинять стихи Агния начала рано, в гимназии, потом в сельской школе. Мечтала она стать танцовщицей и поступила в хореографическое училище, но сочинять стихи не переставала.
-
Но первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать.
-
Когда Агния Барто впервые принесла в издательство свои стихи, ей было всего 19 лет. Стихи получили самую высокую оценку редактора и их выпустили отдельной книжкой.
-
Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно её волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли быть верными в дружбе? Не ссорятся ли по пустякам? Помогают ли старшим? Любят ли читать? Учиться?
Об этом она писала в своих стихах.
Учитель:
А мы отправляемся путешествовать по космосу дальше. Займите свои места. Пристегните ремни.
2. По картинке отгадать , о каком произведении идёт речь,назвать его автора
Космонавт сидит в ракете,
Изучая все на свете -
На орбите как назло
Появилось … (НЛО) . (10 слайд)
-
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
-
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
-
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
-
КОЗЛЕНОК
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
-
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
-
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Учитель : Чьи это стихи ? (А.Барто) . ( 11 - 16 слайд)
- Распознали мы с вами НЛО и можем отправляться дальше. Займите места . Пристегните ремни. Поехали!
3. Игра в слова «Закончи фразу» . (17 слайд)
ДЯДЯ СТЁПА - МИЛИЦИОНЕР. (отрывки)
"Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то … ( моряком.)
Что давно когда-то жил он
у Заставы Ильича.
И что прозвище носил он:
Дядя Стёпа- … (Каланча.)
И сейчас средь великанов,
Тех, что знает вся … (страна,)
Жив-здоров Степан Степанов -
Бывший флотский ... (старшина.)
Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нём погоны,
С пистолетом … (кобура. )
Дядю Стёпу уважают
Все, от взрослых до … (ребят.)
Встретят взглядом провожают
И с улыбкой … (говорят)
Да -а! Людей такого роста
Встретить запросто … (не просто!)
Да-а! Такому молодцу
Форма новая к …. (лицу!)
Если встанет на посту,
Все увидят за … (версту!")
Учитель : Кто автор этих строк и как называется это произведение?
4.Музыкальная физкультминутка . (18 слайд)
Овощи
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
5.Инсценизация смешинок А.Барто
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
А чтобы он не был таким злым, давайте его рассмешим. Ведь смех - лучшее лекарство. (19 слайд)
- Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. Команда «Комета» «Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку - ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
Команда «Метеорит»
«Вот так защитник»
Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.
- Почему это смешинки? В чём их смысл?
6.Игра « Восстанови стихотворения»
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная … (Дыра) ( 20 - 24 слайд)
Дыра поглотила частично наши стихотворения . Попробуйте их восстановить.
-
- На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!..
……………………………………………..
(Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь! «Прививка» С.Михалков)
-
Лампа горит...
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
………………………….
(Должен он завтра
Экзамен сдавать!
Петя ему очинил
Карандаш.
Петя сказал:
- Обязательно сдашь! («У папы экзамен» А.Барто)
-
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
………………………..
(Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин. «Резиновая Зина» А.Барто)
-
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
………………….
( Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая! «ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ» Михалков)
-
Работа со стихами, которые стали песнями
Мы приближаемся к планете под названием «Песенка» . ( 25 слайд)
Многие стихи А. Барто и С. Михалкова стали песнями.
-
- Сейчас ваше задание будет таким :внимательно послушайте песенку
С. Михалкова «Котята» и потом попробуйте ответить на мои вопросы.
(Звучит запись песенки «Котята» с иллюстрациями)
- Сколько родилось котят?
- Как их назвали?
- Каким был котёнок по имени Раз? ( Самым белым)
- Каким был котёнок по имени Два? ( Самым смелым)
- Каким был котёнок по имени Три? ( Самым умным)
- Какой котёнок был самым шумным? ( Четыре)
-
Прогнозирование.
- В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. (Щенок)
Упражнение по тренажеру для чтения. ( 26 слайд) С А Щ Р Ф В Е М Г О Н К Л Е О Н А З К Л
-
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» (Звучит запись стихотворения с иллюстрациями)
-
Тестирование для девочек Заполните ,пожалуйста, тест. Работа в группах.
Тест
Почему девочка сбилась с ног :
А) долго занималась спортом;
Б) у неё пропал кот ;
В) у неё пропал щенок?
Сколько времени девочка звала щенка :
А) два часа;
Б) два дня ;
В) две минуты?
Что натворил щенок:
А) написал стихи, застелил кровать;
Б) порвал одеяло , порвал папины стихи, перевернул жбан с мёдом;
В) влез в клей , поел мёда и угостил друзей ?
Что сказала мама:
А) подождём;
Б) сама виновата;
В)всё что ни делается - к лучшему?
Почему девочка сразу не узнала щенка:
А)он стал очень красивым;
Б) он превратился во льва;
В)у него распух нос, не было видно глаза, перекошённой была щека?
Кто лечит щенка :
А) мама;
Б) девочка сама;
В) ветеринар?
-
Для мальчиков .Работа в группах.
Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности.
(Поставь цифры.)
-
Характеристика героев. Работа в парах.
Выбери и закрась слова, характеризующие девочку ( задание для девочек):
ответственная
заботливая
ленивая
добрая
Выбери и закрась слова, характеризующие щенка ( задание для мальчиков):
шаловливый
ленивый
непоседливый
трусливый
Обсуждение правильных ответов
8. Чтение наизусть стихотворений А. Барто и С. Михалкова
«Лунные посиделки» . (27 слайд)
6. Обобщение и систематизация знаний Наше путешествие подходит к концу , пора возвращаться на Землю. Давайте подведём итоги нашего путешествия.
- Кто являются героями произведений, о которых мы говорили? (Дети).
- Какие? (Ленивые, трудолюбивые, воспитанные, нерадивые).
- Чему учат нас стихи А.Барто и С.Михалкова?
7.Задание на следующий урок
На следующем уроке мы будем с вами изучать стихи- сказки Корнея Чуковского
8 . Рефлексия
- Что для вас было открытием?
- Какими впечатлениями ты поделился бы с родителями, друзьями?(Что чувствовал, что приобрёл, что удивило?)