- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению по теме: «Двенадцать месяцев»
Урок по литературному чтению по теме: «Двенадцать месяцев»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Камитова А.И. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок: литературное чтение
Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.
Межпредметные связи: познание мира, русский язык, развитие речи.
Цель:
- продолжить работу над пьесой - сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
- знакомство с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
- развивать творческие способности учащихся.
Задачи урока:
- развивать умение рассуждать, обобщать, работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому
- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;
-обогащать словарный запас учащихся.
- прививать любовь к книге.
Оборудование: мультимедийное оборудование Microsoft Point 2007 - Презентация, компьютер; книга С.Я.Маршак ; толковый словарь С.И.Ожегова, музыкальная физминутка «Цветик -семицветик», видеофрагменты из мультфильма, выставка книг; на доске: портрет писателя, тема урока, под темой иллюстрации к названию книг, рисунки по произведению, листы для составления кластера, разноуровневые карточки, иллюстрации к рефлексии, корзинка с цветами подснежниками (оригами)
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Добрый день ребята, уважаемые гости.! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их улыбками. Подарим им своё хорошее настроение . И настроимся на продуктивный урок.
2. Работа над выразительностью речи.
Для того чтобы вы правильно и понятно произносили звуки, подготовим язычок к работе. Произносим 3 раза, набирая темп.
Чтение скороговорки.(слайд 1)
Маленькая болтунья , молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Какое лексическое значение слова - болтала? (приводить жидкость в движение.)
А какое ещё значение имеет слово болтать? (говорить, разговаривать, беседовать.)
ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию?
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!
3. Целеполагание. Актуализация знаний.
- Какое время года наступило?
- Назовите зимние месяцы.
-А теперь обратите внимание на доску. Перед вами задача: вам необходимо вставить подходящие по смыслу название месяцев.
Объясните следующие пословицы.(2 слайд.)
- Как вы понимаете эту пословицу. (3 слайд)
- Какими погодными явлениями отличается месяц январь?
- А что вы можете сказать об этой пословице? Какие времена года объединяет эта пословица? (4 слайд)
4 Изучение нового материала
-Ребята в какой сказке С Я Маршак встречаются все времена года?
-Ребята а какая это сказка? (авторская, волшебная)
Составление кластера 3 группы авторская сказка, 3 группы волшебная сказка.
- Скажите определение литературной сказки.
Литературная сказка- художественное произведение , созданное автором на основе народных сказок.
Какой мы можем сделать вывод?
А на основе какой народной сказки С.Я Маршак создал свою сказку?
А сейчас посмотрите на доску . И я вам предлагаю побыть в роли авторов своих маленьких рассказов. Опишите эту картину . Составьте рассказ из 5-6 предложений.(слайд 5)
Разноуровневые задания.
А у кого на столах карточки, внимательно прочитайте задание и выполните его.
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.
- Прочитайте текст вполголоса. Зачеркните лишние предложения . объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст.
Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.
Зима.
Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.
Какое настроение вызывают рассказы ребят? (новогоднее)
А сюжет сказки разворачивается в предновогодние праздники.
- А какое настроение у вас в предновогодний период?
(волшебное, в ожидании чуда) И видимо С Я .Маршак , автор многих детских произведений именно с такими эмоциями писал сказку «Двенадцать месяцев.»
- Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?
Биографическая справка.
Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
Меня считают одним из основоположников детской литературы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой
А сегодня нам предоставляется возможность не только более подробно познакомиться с произведением , но и услышать бархатный голос С.Я Маршака.(слайд 6)
(до слов А вот как)
Слайд № 7
А сейчас давайте вспомним слова . которые вызвали затруднение при чтении.
Слайд № 8
- Найдите в тексте и прочитайте о том, в какой семье росла падчерица? (слайд 9)
- Что послужило поводом отправить падчерицу в лес?
-Как относилась сестра к падчерице? Докажите словами из текста.
-Обратите внимание на доску. Найдите отрывок , к которому относится данная картинка.(слайд 10 )
-Когда у девочки появилась надежда?
- Ребята , а какой отрывок из сказки подходит к данной картинке. (слайд 11)
-Какие мысли возникли у девочки, когда она увидела сидящих вокруг костра людей? Слова из сказки.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики.(слайд 12)
Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.
Ребята , а почему именно так сидели люди у костра?
-Давайте прочитаем по ролям диалог девочки с месяцем Январём. (Январь, девочка, автор.) (слайд 13)
- Ребята , а почему месяцы помогли девочки?
-Что произнёс месяц Март? Прочитайте.(слайд 14)
-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте месяце?
Подснежник , расцвёл подснежник.
-Что вы можете сказать об этом цветке?(слайд 15)
- Ребята , а он сказочный?
- А сейчас посмотрите на доску и мы с вами немного отдохнём. А смотреть мы будем на сказочный цветок Цветик -Семицветик. (слайд 16 )
6.Физ. Минутка.
- Посмотрите на картинку и найдите в тексте отрывок , подходящий к данной картинке.
Слайды 28 .29
-Как встретили девочку дома? Прочитайте.
Ребята , а сейчас я вам предлагаю сравнить между собой падчерицу и её сестру.
Давайте дадим им характеристики.
- Ребята , а друга с какими чертами характера вы бы хотели иметь? Такими как у падчерицы или у родной дочки? Почему?
-Какой можно сделать вывод?
- Мы все хотим видеть рядом с собой добрых, отзывчивых, и честных людей. Поэтому нужно стремиться быть такими людьми……
7. Дом. задание
Пересказ сказки и разукрасить рисунки с отрывками из сказки. 8.Обобщение. Вопросы учителя:
- Итак, что вы знали?
- Что нового узнали?
- В чём ошибались?
9. Рефлексия настроения и интереса. Оценивание
-Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- За что вы можете похвалить одноклассников?
- За что вы можете похвалить учителя?
Выставление оценок. А те кому интересно творчество С.Я Маршака , я предлагаю прочитать книги, которые представлены на выставке .
И я благодарна вам дети, за продуктивную работу.
Вам гости, за то что Вы нашли время посетить наш урок.
10. Рефлексия
А число 12 не простое , оно волшебное. 12 месяце в году, наши сутки поделены на день и ночь- по 12 часов каждый. И наконец под Новый год Когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство, И сегодня в руки мне тоже попала корзинка с подснежниками . И впредверии 2012 года разрешите всем присутствующим подарить эти нежные цветы - подснежники со словами С.Я Маршака
Самуил Маршак
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Спасибо за внимание!