Урок по литературному чтению по теме: «Двенадцать месяцев»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: литературное чтение

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: познание мира, русский язык, развитие речи.

Цель:

- продолжить работу над пьесой - сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

- знакомство с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;

- развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

- развивать умение рассуждать, обобщать, работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому

- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

-обогащать словарный запас учащихся.

- прививать любовь к книге.

Оборудование: мультимедийное оборудование Microsoft Point 2007 - Презентация, компьютер; книга С.Я.Маршак ; толковый словарь С.И.Ожегова, музыкальная физминутка «Цветик -семицветик», видеофрагменты из мультфильма, выставка книг; на доске: портрет писателя, тема урока, под темой иллюстрации к названию книг, рисунки по произведению, листы для составления кластера, разноуровневые карточки, иллюстрации к рефлексии, корзинка с цветами подснежниками (оригами)

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Добрый день ребята, уважаемые гости.! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их улыбками. Подарим им своё хорошее настроение . И настроимся на продуктивный урок.

2. Работа над выразительностью речи.

Для того чтобы вы правильно и понятно произносили звуки, подготовим язычок к работе. Произносим 3 раза, набирая темп.

Чтение скороговорки.(слайд 1)

Маленькая болтунья , молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Какое лексическое значение слова - болтала? (приводить жидкость в движение.)

А какое ещё значение имеет слово болтать? (говорить, разговаривать, беседовать.)

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию?

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!

3. Целеполагание. Актуализация знаний.

- Какое время года наступило?

- Назовите зимние месяцы.

-А теперь обратите внимание на доску. Перед вами задача: вам необходимо вставить подходящие по смыслу название месяцев.

Объясните следующие пословицы.(2 слайд.)

- Как вы понимаете эту пословицу. (3 слайд)

- Какими погодными явлениями отличается месяц январь?

- А что вы можете сказать об этой пословице? Какие времена года объединяет эта пословица? (4 слайд)

4 Изучение нового материала

-Ребята в какой сказке С Я Маршак встречаются все времена года?

-Ребята а какая это сказка? (авторская, волшебная)

Составление кластера 3 группы авторская сказка, 3 группы волшебная сказка.

- Скажите определение литературной сказки.

Литературная сказка- художественное произведение , созданное автором на основе народных сказок.

Какой мы можем сделать вывод?

А на основе какой народной сказки С.Я Маршак создал свою сказку?

А сейчас посмотрите на доску . И я вам предлагаю побыть в роли авторов своих маленьких рассказов. Опишите эту картину . Составьте рассказ из 5-6 предложений.(слайд 5)

Разноуровневые задания.

А у кого на столах карточки, внимательно прочитайте задание и выполните его.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

- Прочитайте текст вполголоса. Зачеркните лишние предложения . объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст.

Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.

Какое настроение вызывают рассказы ребят? (новогоднее)

А сюжет сказки разворачивается в предновогодние праздники.

- А какое настроение у вас в предновогодний период?

(волшебное, в ожидании чуда) И видимо С Я .Маршак , автор многих детских произведений именно с такими эмоциями писал сказку «Двенадцать месяцев.»

- Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?

Биографическая справка.

Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой

А сегодня нам предоставляется возможность не только более подробно познакомиться с произведением , но и услышать бархатный голос С.Я Маршака.(слайд 6)

(до слов А вот как)

Слайд № 7

А сейчас давайте вспомним слова . которые вызвали затруднение при чтении.

Слайд № 8

- Найдите в тексте и прочитайте о том, в какой семье росла падчерица? (слайд 9)

- Что послужило поводом отправить падчерицу в лес?

-Как относилась сестра к падчерице? Докажите словами из текста.

-Обратите внимание на доску. Найдите отрывок , к которому относится данная картинка.(слайд 10 )

-Когда у девочки появилась надежда?

- Ребята , а какой отрывок из сказки подходит к данной картинке. (слайд 11)

-Какие мысли возникли у девочки, когда она увидела сидящих вокруг костра людей? Слова из сказки.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики.(слайд 12)

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

Ребята , а почему именно так сидели люди у костра?

-Давайте прочитаем по ролям диалог девочки с месяцем Январём. (Январь, девочка, автор.) (слайд 13)

- Ребята , а почему месяцы помогли девочки?

-Что произнёс месяц Март? Прочитайте.(слайд 14)

-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте месяце?

Подснежник , расцвёл подснежник.

-Что вы можете сказать об этом цветке?(слайд 15)

- Ребята , а он сказочный?

- А сейчас посмотрите на доску и мы с вами немного отдохнём. А смотреть мы будем на сказочный цветок Цветик -Семицветик. (слайд 16 )

6.Физ. Минутка.

- Посмотрите на картинку и найдите в тексте отрывок , подходящий к данной картинке.

Слайды 28 .29

-Как встретили девочку дома? Прочитайте.

Ребята , а сейчас я вам предлагаю сравнить между собой падчерицу и её сестру.

Давайте дадим им характеристики.

- Ребята , а друга с какими чертами характера вы бы хотели иметь? Такими как у падчерицы или у родной дочки? Почему?

-Какой можно сделать вывод?

- Мы все хотим видеть рядом с собой добрых, отзывчивых, и честных людей. Поэтому нужно стремиться быть такими людьми……

7. Дом. задание

Пересказ сказки и разукрасить рисунки с отрывками из сказки. 8.Обобщение. Вопросы учителя:

- Итак, что вы знали?

- Что нового узнали?

- В чём ошибались?

9. Рефлексия настроения и интереса. Оценивание

-Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?

- За что вы можете себя похвалить?

- За что вы можете похвалить одноклассников?

- За что вы можете похвалить учителя?

Выставление оценок. А те кому интересно творчество С.Я Маршака , я предлагаю прочитать книги, которые представлены на выставке .

И я благодарна вам дети, за продуктивную работу.

Вам гости, за то что Вы нашли время посетить наш урок.

10. Рефлексия

А число 12 не простое , оно волшебное. 12 месяце в году, наши сутки поделены на день и ночь- по 12 часов каждый. И наконец под Новый год Когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство, И сегодня в руки мне тоже попала корзинка с подснежниками . И впредверии 2012 года разрешите всем присутствующим подарить эти нежные цветы - подснежники со словами С.Я Маршака

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Спасибо за внимание!


© 2010-2022