- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Правописание частицы не с глаголами
Урок «Правописание частицы не с глаголами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Биркле Г.А. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка Ф.И.О. учителя: Галина Алексеевна Биркле Класс: 4 Предмет: русский язык Тема урока: "Правописание частицы не с глаголами". Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»
Задачи:
Предметно-содержательная: формирование умения написания частицы не с глаголами
Деятельностно-коммуникативная: содействовать развитию орфографической зоркости,
Ценностно-ориентированная: способствовать воспитанию отношений сотрудничества через работу в паре.
Тип урока: открытия новых знаний. Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс, А.В.Полякова, Карточки 1.Карточка-эталон для проверки на этапе актуализации знаний сварить холодеть встречать свистеть глядеть удивить 2.Карточки для работы в паре при выполнении пробного действия
Карточка 1 ..Прочитай слова. Это глаголы? (не)цветёт (не)навидит
(не)пришёл (не)годовать
2. Произнеси без не.
3. Есть такое слово в речи?
Если да - пишу как?
Если нет - пишу как?
. Карточка 2 (разрезные) ( Предлоги, союзы, частица не)
3.Карточки для дифференцированной работы.
Карточка 3.
Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.
(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.
Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.
Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).
Как ты относишься к малышам?(обижаю)
Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)
Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не
Водой (…) - крепкая дружба.
Зуб на зуб (…) - сильно замёрзнуть.
В рот (…) - еда приготовлена невкусно.
(…) броду - (…) лезь в воду - предупреждение о принятии поспешных решений.
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. ---Прочитайте на доске:
Слайд 1 . Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Объясните смысл? Сегодня на уроке мы и будем учиться, открывать новые знания.
- Какое задание хотели бы выполнить?
Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок.
Настрой на позитивное восприятие урока
УУД
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2
Актуализация знаний.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу
Педагогические приемы: фронтальная беседа
Орфографическая минутка
Взаимопроверка.
Актуализация знаний.
А) - Рассмотрите данные слова :
св…рить
х…л…дить
встр…чать
гл…деть
св…стеть
уд…вить Слайд 3 - Какое задание предлагаете выполнить? -На какую орфограмму слова? (без.глас.) -Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы? -Запишите буквы гласных на полях .
Обменяйтесь тетрадями. Проверьте с доски. (открыть шторку в Инт .доске)
-Кто выполнил правильно? Оцените работу.
- Какое правило нужно было помнить?
В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверки безударных гласных в корне слов.
УУД
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД, формирование самооценки, взаимоконтроля.
Самоопределение к деятельности.
Б) - Прочитайте вновь слова. Что общего? (гл.н.ф.) Докажите.
- Что знаете о глаголах? - Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Начертите на полях под буквами лесенку знаний. Обозначьте, на какой ступени вы находитесь?
- Хотите узнать что- то новое?
Слайд 4.Тем , кто затрудняется, я предлагаю опереться на слова.
Карта мыслей
Имеет отвечает
глагол
обозначает изменяется
в предложении ?
- Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать.
Учащиеся по «Карте мыслей» обсуждают в паре постоянные и непостоянные признаки глагола.
Актуализация знаний по теме «Глагол»
УУД
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов,
Познавательные: формулирование познавательной цели, логические формулипрование проблемы
3.Постановка учебной задачи. (формулирование цели темы урока.)
Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат
Выявление места и причины затруднения.
- Послушайте пословицы. Запишите глаголы.( 2 чел на закрытой доске)
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит. - -Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не) Проверяем с помощью сигналов -В чем вы не согласны со своим товарищем? (). Подчеркните орфограммы.
- Что мы еще не знаем?-
Слайд 5. Цель : определить, как пишется не с глаголами.
- Назовите тему урока.
Слайд 6. Тема: Правописание не с глаголами.
Все включены в поисковую деятельность-
Надо писать их глаголы с не
Ошибка замечена и исправлена.
Формулирование темы и целей урока.
Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные
3. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.
-Выясним , какой частью речи является слово не.
- Даны карточки. Разделите слова на группы, Объясните свой выбор, опираясь на признаки глагола.(обозначает, отвечает, в предложении…).
Слайд 6.
- Все слова распределили? Какое осталось лишним? Почему? Как бы назвали эту часть речи? Что выражает это слово, если стоит перед глаголом?
Работа в паре с карточками предлогов и союзов.
1 ученик работает на интерактивной доске- маркером делит слова на группы. В ходе обсуждения выясняется, что не- частица, придает словам отрицательный смысл.
Доказывают.
-
Нельзя поставить вопрос.
-
Не обозначает предмет, действие, признак.
-
Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы соединяют части сложного предложения.
-
Не являются членами предложения.
УУД
Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
4.Первичное закрепление.
Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами .
Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, работа с шифровкой, самоконтроль, работа в группах.
Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.
1.Работа с правилом.
Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 91 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?
Что нового вы узнали о глаголе из учебника?
Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.
УУД
Регулятивные:контроль, оценка, коррекция
Познавательные:
Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Давайте придумаем схематичное изображение орфограммы, для того, чтобы лучше его запомнить. - Вернёмся к пословицам. Как же надо писать не с глаголами? Какие действия вы выполняли
2. Простановка проблемного вопроса.
- Всегда ли не с глаголами пишется раздельно?
2. Составление алгоритма написания не с глаголами.
- Пользуясь планом, попробуйте разобраться с глаголами, когда нужно писать не слитно, когда раздельно.
Карточка 1.
1.Прочитай слова. Это глаголы?
(не)цветёт (не) навидит
(не)пришёл (не) годовать
2. Произнеси без не.
3. Есть такое слово в речи?
Если да - пишу как?
Если нет - пишу как?
Проверка работы в парах
-Что выясняли? Как объясняли? Что сначала сделаем? Какой шаг следующий?
-К какому выводу пришли?
-Назовите алгоритм.
Работа в паре.
Составление схемы для правила по теме.
Работа в паре.
Учащиеся объясняют правило написания и схему.
Запись на доске.
1.Глагол.
2.Есть в речи -
не
3.Нет в речи - не
Развитие умения применять знания на практике
УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
5.
Самостоятельная работа .
Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами, закрепление нового
Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, дифференциация, самоконтроль.
УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.
- Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка. Выберете себе задание по силам. Прочитайте и запишите в тетради.
Карточка 3.
Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.
(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.
Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.
Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).
Как ты относишься к малышам?(обижаю)
Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)
Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не
Водой (…) - крепкая дружба.
Зуб на зуб (…) - сильно замёрзнуть.
В рот (…) - еда приготовлена невкусно.
(…) броду - (…) лезь в воду - предупреждение о принятии поспешных решений.
Учащиеся выбирают задание по силам, повторяют этапы работы по алгоритму написания не с глаголами .
Развитие умения применять знания на практике
УУД:
регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового
личностные:
самоопределение
6.Проверка самостоятельной работы.
Цель: формирование умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений.
1 уровень.- сверка с эталоном. Кто выполнил правильно? Какие нормы оценок знаем?
2 уровень. Зачитать. Оценка -аналогично.
3 уровень - Зачитать. Оценка - аналогично.
Выводы : Чему учились на этом задании? (Писать не с глаголами.)
-Как действовали?
1 уровень -учащиеся сверяют по эталону работу.
не мог
не сверкает
негодовать
неволить
не белею
не хотел невзлюбила недоумевать
не искали
УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль
Самооценка)
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.
Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.
Умение дать оценку учебной деятельности
- Вернёмся к цели урока.
- Какую цель ставили?
- Какие открытия сделали?
- Какие действия выполняли для этого?
- Какие оценки получили?
Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться.
Учащиеся пишут пожелания с глаголом с не и вывешивают листики на «Дерево желаний»
Обобщение материала, выводы, самооценка
УУД
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли,
Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование
9.
Домашнее задание.
Дома вы можете выполнить упражнение № 126, составить правила поведения в лесу с такими глаголами или найти пословицы по теме урока.
Диференцированное домашнее задание.-по выбору.
Регулятивные -самоопределение познавательные УУД.