Урок «Правописание частицы не с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиУрок «Правописание частицы не с глаголамиКонспект урока русского языка Ф.И.О. учителя: Галина Алексеевна Биркле Класс: 4 Предмет: русский язык Тема урока: "Правописание частицы не с глаголами". Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»

Задачи:

Предметно-содержательная: формирование умения написания частицы не с глаголами

Деятельностно-коммуникативная: содействовать развитию орфографической зоркости,

Ценностно-ориентированная: способствовать воспитанию отношений сотрудничества через работу в паре.

Тип урока: открытия новых знаний. Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс, А.В.Полякова, Карточки 1.Карточка-эталон для проверки на этапе актуализации знаний сварить холодеть встречать свистеть глядеть удивить 2.Карточки для работы в паре при выполнении пробного действия

Карточка 1 ..Прочитай слова. Это глаголы? (не)цветёт (не)навидит

(не)пришёл (не)годовать

2. Произнеси без не.

3. Есть такое слово в речи?

Если да - пишу как?

Если нет - пишу как?

. Карточка 2 (разрезные) ( Предлоги, союзы, частица не) Урок «Правописание частицы не с глаголами


3.Карточки для дифференцированной работы.

Карточка 3.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)

Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не

Водой (…) - крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) - сильно замёрзнуть.

В рот (…) - еда приготовлена невкусно.

(…) броду - (…) лезь в воду - предупреждение о принятии поспешных решений.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. ---Прочитайте на доске:

Слайд 1 . Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Объясните смысл? Сегодня на уроке мы и будем учиться, открывать новые знания.

- Какое задание хотели бы выполнить?


Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок.

Настрой на позитивное восприятие урока

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний.

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Орфографическая минутка


Взаимопроверка.

Актуализация знаний.

А) - Рассмотрите данные слова :

св…рить

х…л…дить

встр…чать

гл…деть

св…стеть

уд…вить Слайд 3 - Какое задание предлагаете выполнить? -На какую орфограмму слова? (без.глас.) -Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы? -Запишите буквы гласных на полях .

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте с доски. (открыть шторку в Инт .доске)

-Кто выполнил правильно? Оцените работу.

- Какое правило нужно было помнить?

В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверки безударных гласных в корне слов.

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Регулятивные УУД, формирование самооценки, взаимоконтроля.

Самоопределение к деятельности.

Б) - Прочитайте вновь слова. Что общего? (гл.н.ф.) Докажите.

- Что знаете о глаголах? - Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Начертите на полях под буквами лесенку знаний. Обозначьте, на какой ступени вы находитесь?

- Хотите узнать что- то новое?

Слайд 4.Тем , кто затрудняется, я предлагаю опереться на слова.

Карта мыслей

Имеет отвечает

глагол

обозначает изменяется

в предложении ?

- Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать.

Учащиеся по «Карте мыслей» обсуждают в паре постоянные и непостоянные признаки глагола.

Актуализация знаний по теме «Глагол»

УУД

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов,

Познавательные: формулирование познавательной цели, логические формулипрование проблемы

3.Постановка учебной задачи. (формулирование цели темы урока.)

Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат



Выявление места и причины затруднения.

- Послушайте пословицы. Запишите глаголы.( 2 чел на закрытой доске)

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит. - -Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не) Проверяем с помощью сигналов -В чем вы не согласны со своим товарищем? (). Подчеркните орфограммы.

- Что мы еще не знаем?-

Слайд 5. Цель : определить, как пишется не с глаголами.

- Назовите тему урока.

Слайд 6. Тема: Правописание не с глаголами.

Все включены в поисковую деятельность-


Надо писать их глаголы с не

Ошибка замечена и исправлена.


Формулирование темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

3. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.

-Выясним , какой частью речи является слово не.

- Даны карточки. Разделите слова на группы, Объясните свой выбор, опираясь на признаки глагола.(обозначает, отвечает, в предложении…).

Слайд 6.

Урок «Правописание частицы не с глаголами

- Все слова распределили? Какое осталось лишним? Почему? Как бы назвали эту часть речи? Что выражает это слово, если стоит перед глаголом?

Работа в паре с карточками предлогов и союзов.

1 ученик работает на интерактивной доске- маркером делит слова на группы. В ходе обсуждения выясняется, что не- частица, придает словам отрицательный смысл.

Доказывают.

  1. Нельзя поставить вопрос.

  2. Не обозначает предмет, действие, признак.

  3. Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы соединяют части сложного предложения.

  4. Не являются членами предложения.

УУД

Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4.Первичное закрепление.

Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами .

Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, работа с шифровкой, самоконтроль, работа в группах.

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.

1.Работа с правилом.

Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 91 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?

Что нового вы узнали о глаголе из учебника?

Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.

УУД

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Давайте придумаем схематичное изображение орфограммы, для того, чтобы лучше его запомнить. - Вернёмся к пословицам. Как же надо писать не с глаголами? Какие действия вы выполняли

2. Простановка проблемного вопроса.

- Всегда ли не с глаголами пишется раздельно?

2. Составление алгоритма написания не с глаголами.

- Пользуясь планом, попробуйте разобраться с глаголами, когда нужно писать не слитно, когда раздельно.

Карточка 1.

1.Прочитай слова. Это глаголы?

(не)цветёт (не) навидит

(не)пришёл (не) годовать

2. Произнеси без не.

3. Есть такое слово в речи?

Если да - пишу как?

Если нет - пишу как?

Проверка работы в парах

-Что выясняли? Как объясняли? Что сначала сделаем? Какой шаг следующий?

-К какому выводу пришли?

-Назовите алгоритм.

Работа в паре.

Составление схемы для правила по теме.


Работа в паре.




Учащиеся объясняют правило написания и схему.

Запись на доске.

1.Глагол.

2.Есть в речи -

не

3.Нет в речи - не


Развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

5.

Самостоятельная работа .

Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами, закрепление нового

Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, дифференциация, самоконтроль.

УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.

- Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка. Выберете себе задание по силам. Прочитайте и запишите в тетради.

Карточка 3.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)

Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не

Водой (…) - крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) - сильно замёрзнуть.

В рот (…) - еда приготовлена невкусно.

(…) броду - (…) лезь в воду - предупреждение о принятии поспешных решений.

Учащиеся выбирают задание по силам, повторяют этапы работы по алгоритму написания не с глаголами .

Развитие умения применять знания на практике

УУД:

регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового

личностные:

самоопределение

6.Проверка самостоятельной работы.

Цель: формирование умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений.




1 уровень.- сверка с эталоном. Кто выполнил правильно? Какие нормы оценок знаем?

2 уровень. Зачитать. Оценка -аналогично.

3 уровень - Зачитать. Оценка - аналогично.

Выводы : Чему учились на этом задании? (Писать не с глаголами.)

-Как действовали?

1 уровень -учащиеся сверяют по эталону работу.

не мог

не сверкает

негодовать

неволить

не белею

не хотел невзлюбила недоумевать

не искали

УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль

Самооценка)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Умение дать оценку учебной деятельности

- Вернёмся к цели урока.

- Какую цель ставили?

- Какие открытия сделали?

- Какие действия выполняли для этого?

- Какие оценки получили?

Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться.


Учащиеся пишут пожелания с глаголом с не и вывешивают листики на «Дерево желаний»

Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли,

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

9.

Домашнее задание.

Дома вы можете выполнить упражнение № 126, составить правила поведения в лесу с такими глаголами или найти пословицы по теме урока.

Диференцированное домашнее задание.-по выбору.

Регулятивные -самоопределение познавательные УУД.



© 2010-2022