ПРОГРАММА работы ГБОУ СОШ с. Хилково с одаренными и талантливыми детьми (2012 – 2014 гг.)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор школы:












ПРОГРАММА

работы ГБОУ СОШ с. Хилково

с одаренными и талантливыми детьми

(2012 - 2014 гг.)

























Цель программы:


Разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие творческих и одаренных детей.



Основные задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;
  • создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
  • изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;
  • совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
  • расширение банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательном учреждении и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях;















Этапы реализации: 1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2012 -2014 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  • банка данных по одаренным детям;

  • банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

  • рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

  • системы дополнительного образования;

  • элективных курсов, индивидуально-групповых занятий;

  • внеклассной работы по предмету;

2 этап: деятельностный (2012-2014 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Внедрение метода проектов.

  • Проведение выставок детского творчества.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: результативный (2014 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
  • Выпуск методического вестника на сайте школы по теме: «Опыт работы с одаренными детьми».
  • Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.



  1. Актуальность разработки Программы:


В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой основные парадигмы развития одаренности: 1. Все дети одарены от природы. 2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагно­стике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельностного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и само­воспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обосно­вание принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.


  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.


В последние годы можно наблюдать стабильность числа участников и победителей творческих конкурсов и спортивных соревнований различного уровня, включая международных и, как следствие, высоких образовательных достижений. Стабильность наблюдается в числе участников районного и областного этапов предметной олимпиады, при этом уменьшается количество победителей. Хочется также отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью. Наблюдается увеличение числа участников школьного этапа научно-практических конференций. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на районных научно-практических конференциях. Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы. Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.







  1. Концепция Программы


В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают дела, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. • Не могут четко развести реальность и фантазию. • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.
Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся. Это в первую очередь зависит от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф­ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятель­ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения. При этом деятельность педагогов предусматривает: а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развиваю­щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза­ции всех учебных дисциплин в системе базис­ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов струк­турирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, ва­риативность образовательных программ - определение индивиду­альных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - по­мощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е., сообра­зуясь с его «самостью», выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав­ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че­ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности; - на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей; - на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития; - на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.





Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися


Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения и уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия проектно-исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.












План работы с одарёнными и талантливыми детьми.

Мероприятие


Сроки

Ответственные 1. Работа по совершенствованию модели образовательной среды школы. 2012 г. Зам.директора, учителя-предметники 2. Внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения 2012-2013 гг.
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
3. Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

2012-2014 гг.

Учителя-предметники, педагоги доп.образования 4. Создание комплексно-целевых программ по организации системной деятельности в работе с одаренными детьми 2012-2014 гг.
Зам.директора по УВР

5. Экспертиза программ элективных курсов и профильных курсов 2012-2014 гг. Зам.директора по УВР, руководители ШМО 6. Создание и пополнение базы данных одаренных детей гимназии 2012-2014 гг. Зам.директора по УВР, ВР 7. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных обучающихся 2012-2014 гг.
Зам.директора по УВР, психологи ППЦ 8. Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах различного уровня 2012-2014 гг. Учителя-предметники
9. Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми 2012- 2014 гг.
Зам.директора по УВР, руководители ШМО 10. Размещение на сайте школы материалов по работе с одаренными детьми 2012-2014 гг.
Учителя-предметники, зам.директора по ИТ

10


© 2010-2022