Кружок общекультурного направления «Оригами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению, позволяет младшим школьникам удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Актуальность программы. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальности учащихся, их познавательной и личностной активностью, волевым развитием, формированием индивидуального стиля поведения. Значение оригами для развития ребенка:

  • учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
  • развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
  • развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения. Цель программы. Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников. Задачи программы:
  • формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве - следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, составлять схемы и таблицы, систематизировать и обобщать полученную информацию;
  • формирование умений работать в режиме творческой мастерской - формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи;
  • формирование умений работы в режиме проблемного обучения.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • снятие эмоционального напряжения школьников.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения. На реализацию курса «Оригами» отводится: в 1 классе - 33 часа в год (1 час в неделю), во 2-4 классах - 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35минут. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек. Формы и методы обучения. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах.
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



  1. Учебно-тематический план программы


Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

1класс

2класс

3класс

4класс

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

1.

Раздел 1. «История оригами»

18

4

2

8

4

1

3

-

2

7

1

-

4

1.1

Бумага и её история.

2

-

2

-

-

-

-

-

-

Знакомство с историей бумаги, её свойствами.

1.2

История оригами.

4

-

1

-

1

1

-

-

1

Знакомство с историей возникновения оригами, легендами, видами оригами.

1.3

Современное оригами

12

1

-

-

1

6

1

-

3

Знакомство с современными видами оригами, посещение сайтов Интернета.

2.

Раздел 2. «Такое разное оригами!»

98

27

30

14

27

7

20

10

20

13

1

10

17

2.1

Базовые формы.

8

1

2

1

-

-

1

-

3

Складывание базовых форм оригами.

2.2

Традиционное оригами.

54

5

17

5

11

13

-

-

-

Складывание традиционных форм оригами.

2.3

Модульное оригами.

8

-

-

4

4

-

-

-

-

Складывание модульного оригами.

2.4

Феноменальное оригами.

4

1

1

-

2

-

-

-

-

Складывание феноменального оригами.

2.5

Кусудами.

19

-

-

-

-

-

-

8

11

Складывание кусудами.

2.6

Киригами.

5

-

-

-

-

-

-

2

3

Складывание киригами.

3.

Раздел 3. «Демонстрация».

19

2

2

12

3

-

2

-

2

-

12

-

3

3.1

Волшебные сказки.

11

-

-

-

-

-

11

-

-

Демонстрация сказочных спектаклей фигурок оригами.

3.2

Выставки.

8

-

2

-

2

-

1

-

3

Оформление выставок работ.


Итого:

135

33

34

34

34



8

25

10

24

20

14

10

24


  1. Содержание программы


1класс (33ч.) Раздел 1. «История оригами» (4ч.) Аудиторные часы (1 ч.) Современные тенденции в искусстве. Три направления, три потока. Внеаудиторные часы (3 ч.) Бумага и её история. Разновидность бумаги. Свойства листовых материалов. Удивительное оригами. История появления и развития. Раздел 2. «Такое разное оригами!» (27ч.) Аудиторные часы (7 ч.) Базовые формы: квадрат, двойной квадрат, книжка, дверь, дом, треугольник, блин, воздушный змей, бомбочка, рыба. Традиционное оригами: кубики, гармонь, веерная салфетка, кармашек для столовых приборов, салфетка «гребешок». Феноменальное оригами: говорящий лисёнок. Внеаудиторные часы (20 ч.) Основные условные обозначения классического оригами. Виды и приёмы складывания. Традиционное оригами: звезда, зайка, парусник, лягушонок, золотая рыбка, собачка, карп, морской котик, человечек, корзина для ягод, чайка, пароход, коробок, лодка, машина, лебедь, бабочка. Феноменальное оригами: прыгающий лягушонок. Раздел 3. «Демонстрация» (2ч.) Внеаудиторные часы (2 ч.) Соревнования пароходиков. Оформление выставки.


2класс (34ч.) Раздел 1. «История оригами» (2ч.) Внеаудиторные часы (2 ч.) Традиции и культура оригами в разных странах. Современное оригами. Оригами и первые книги о нём. Известные мастера-оригамисты. Раздел 2. «Такое разное оригами!» (30ч.) Аудиторные часы (10 ч.) Базовые формы: катамаран, лягушка, птица. Традиционное оригами: елочка для ёлочки, крылатый кубик, коробочка, кактус, письмо-бабочка. Модульное оригами: стриж, цапля, ласточка, улитка. Внеаудиторные часы (20 ч.) Традиционное оригами: тюльпан, сказочный цветок, автомобиль, хоровод, сказочная птица, голубь, ракета, зайка, рыбка, лягушка, журавль счастья, ниндзя. Модульное оригами: пион, кошечка, собачка, гвоздика, ирис. Феноменальное оригами: мальчик на горке, журавлик, машущий крыльями. Раздел 3. «Демонстрация» (2ч.) Внеаудиторные часы (2 ч.) Оформление выставки.


3 класс (34 ч.) Раздел 1. «История оригами» (8 ч.) Аудиторные часы (7 ч.) Оригами в Интернете. Знакомство с сайтом «origami-school.narod.ru». Знакомство с сайтом «TraveltoOriland». Знакомство с сайтом Омского центра оригами. Путешествие по сайту Московского центра оригами. Компьютерная презентация «Цветочные композиции». Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами». Внеаудиторные часы (1 ч.) Оригами и рекорды Гиннеса. Легенды об оригами. Раздел 2. «Такое разное оригами!» (14ч.) Аудиторные часы (13 ч.) «Гуси-лебеди». Яблонька. Гуси. Маша и её братик. «Три поросёнка». Домик. Мордочка волка. Три поросёнка. «Котёнок по имени Гав». Котёнок. Собачка. «Гадкий утёнок». Утка-мандаринка. Гадкий утёнок. «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка. Гномики. «Конёк-горбунок». Замок. Царский трон. Конёк Горбунок. Жар-птица. Чудо-юдо рыба кит. «Репка». Герои сказки. «Аленький цветочек». Герои сказки. «Лиса и петух». Лисица. Петух. Кот. «Муха-цокотуха». Герои сказки. «Царевна-лягушка». Герои сказки. Озеро с лебедями. Царский трон. Внеаудиторные часы (1 ч.) Базовые формы: квадрат, двойной квадрат, книжка, дверь, дом, треугольник, блин, воздушный змей, бомбочка, рыба, катамаран, лягушка, птица. Раздел 3. «Демонстрация» (12ч.) Волшебные сказки. «Гуси-лебеди». «Три поросёнка». «Котёнок по имени Гав». «Гадкий утёнок». «Белоснежка и семь гномов». «Конёк-горбунок». «Репка». «Аленький цветочек». «Лиса и петух». «Муха-цокотуха». «Царевна-лягушка». Оформление выставки.

4 класс (34 ч.) Раздел 1. «История оригами» (4 ч.) Внеаудиторные часы (4 ч.) Оригамные праздники. Оригами в Интернете. Кусудама. Киригами. Раздел 2. «Такое разное оригами!» (27ч.) Аудиторные часы (10 ч.) Кусудами. Венок из роз. Базовая форма «роза». Изготовление роз. Сборка венка. Венки для праздника. Цветочный шар. Изготовление цветка. Букет из лилий. Заготовка малых лилий. Заготовка средних лилий. Заготовка больших лилий. Киригами. Яблоко. Ёлка. Внеаудиторные часы (17 ч.) Базовая форма: роза, утренняя роса, лилия. Кусудама. Венок из роз. Изготовление цветов на основе «утренней росы». Сборка шара «утренняя роса». Кусудама «утренняя роса» для праздника. Цветочный шар. Сборка. Цветочный шар для праздника. Кусудама. Сборка букета «Лилии». Лилии для праздника. Свободная тема. Киригами. Кошка. Бабочка. Свободная тема. Раздел 3. «Волшебные упражнения» (3 ч.) Внеаудиторные часы (3 ч.) Оформление выставки.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы


Первый уровень:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познакомятся с искусством оригами.
Второй уровень:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Третий уровень:
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
  • создание композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Формы и виды контроля


Составление альбома лучших работ.Проведение выставок работ учащихся:в классе,в школе,в библиотеке.Участие в ежегодной районной выставкедетского прикладного и технического творчества.Участие в районных и городских выставках.
  1. Методические рекомендации


Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 4 года обучения. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

В первый год обучения детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Демонстрируются инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог последовательно предъявляет детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. На 4-й год обучения дети составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. На занятиях«Оригами в Интернете» учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогают учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

1. Схемы оригами.

15

Технические средства обучения

1. Компьютер.

1

2. Интерактивная доска.

1

Экранно-звуковые пособия

1. Компьютерная презентация «Цветочные композиции».

1

2. Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами».

1

Оборудование класса

1. Компьютер.

1

2. Интерактивная доска.

1



© 2010-2022