Статья «Обучение невербальному общению как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маслова И. Н.

Статья

«Обучение невербальному общению как средство формирования

ценностных ориентаций младших школьников».


Современная школа призвана сыграть одну из главных ролей в вопросах приобщения младших школьников к социокультурным, духовным и личностным ценностям.

Ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе на личностных ценностях является одним из основных положений Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Ценностным ориентиром в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии со стандартом является эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им [4: с.9].

Обучение младших школьников пониманию чувств собеседника, сопереживанию и правильной передачи собственного эмоционального состояния в соответствии с речевой ситуацией обнаруживает необходимость становления и развития у учащихся умений невербального общения.

В лингвистических трудах (Н. А. Ипполитова, М. Р. Савова, И. А. Стернин и др.) отмечено, что вербальное и невербальное общение сопутствует друг другу. Вербальное общение − это общение словесное, на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение − это общение несловесное, в котором системой знаков в устной речи служит сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи условно. Применительно к общению, по мнению Н. А. Ипполитовой, правильно говорить о вербально-невербальном балансе как норме речевого общения. Восприятие и раскодирование слушающим средств невербального общения зависит от речевой ситуации. Умение «декодировать» невербальную информацию в конкретной речевой ситуации − важное условие эффективности общения. В процессе общения невербальные средства могут замещать словесную информацию, дублировать ее. Однако чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи обеспечивают выразительность речи.

Развитие у младших школьников умений понимать чувства собеседника и передавать собственное настроение в процессе коммуникации достигается эмоционально-психической функцией невербальных средств общения. Комплекс чувств и психических состояний говорящего в процессе общения передается с помощью его мимики, жестов, позы и интонации. Эмоционально окрашенные посредством невербального общения слова позволяют собеседникам эмпонировать друг другу, выражать внимательное и уважительное отношение.

Таким образом, роль невербальных средств общения в процессе приобщения учащихся к личностным ценностям велика. Формировать у учащихся умения невербального общения целесообразно одновременно с обучением их способам передачи говорящим эмоционального состояния и настроения [1: с.44].

Особый интерес в вопросах обучения младших школьников невербальному общению представляют труды Т. А. Ладыженской и М.С. Соловейчик. Ученые предлагают основную работу по обучению несловесному общению проводить в первом классе в период обучения грамоте.

Приведем пример фрагмента урока на тему «Мимика - помощник общения». Целью урока является формирование у первоклассников представления о мимике как средстве передачи говорящим чувств и настроения.

« - Дети, как вы понимаете слово «мимика»? (Выражение лица).

- В толковом словаре мимика определяется как «изменение выражения лица при промощи лицевых мышц». Что выражает наше лицо? (Состояния, эмоции, чувства).

- Какие эмоции может испытывать человек? (Радость, печаль, испуг, гнев, удивление).

- Изобразить в овалах выражение лица при разных эмоциях. Как вы нарисуете радость? (Улыбка, глаза открыты, брови подняты).

- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Восторг, восхищение, подъем).

- Как можно нарисовать грусть? (Уголки рта, брови и глаза опущены).

- Какими еще словами можно передать это настроение? (Печаль, тоска, уныние, огорчение).

- Если мы хотим изобразить гнев, то каким будет выражение лица? (Глаза сжаты, рот широко раскрыт, брови резко подняты вверх).

- Нарисуйте эту эмоцию (Рисуют в тетрадях и на доске).

- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Ярость, злость, воз-мущение).

- Как бы мы изобразили удивление? (Рот открыт, глаза широко раскрыты).

- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Изумление, недоумение).

- Изобразите эту эмоцию [Рисуют в тетрадях и на доске].

- Посмотрите на рисунки, что мы изобразили? (Эмоции).

- С помощью чего? Что мы рисовали? (Глаза, брови, губы).

- Обратите внимание, что глаза, брови, губы - главные средства, с помощью которых мы выражаем мимику. Используем мы такую мимику в повседневной жизни? (Да).

- Приведите примеры (Здороваемся улыбкой, взглядом). Молодцы!»

По мнению М. С. Соловейчик, при обучении первоклассников созданию или восприятию высказывания с опорой на невербальные средства общения учитель должен обеспечить понимание школьниками речевой ситуации и ее компонентов. Соблюдение данного требования объясняет необходимость формирование у учащихся следующих умений: а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать коммуникативную задачу; б) планировать содержание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера [3: с.225].

Так, во время организации беседы по иллюстрации букваря учителю целесообразно предлагать первоклассникам не только ответить на вопросы или составить предложение, рассказ по сюжету картинки, но и «разыграть» речевую ситуацию. В данном случае дети принимают роль героев иллюстрации и высказываются от имени своего персонажа. Большое значение в данной работе отводится анализу невербальных средств общения персонажей. Важно формировать у первоклассников умение «читать» мимику, жесты, позу собеседников и с учетом предложенных обстоятельств формулировать и интонационно оформлять реплики-вопросы и реплики-ответы.

Приведем пример такой работы по иллюстрации букваря В.Г. Горецкого.

«- Откройте «Русскую азбуку» на с.72 - 73 [2: 72-73]. Посмотрите на иллюстрацию, кто изображен? (Звери).

- Перечислите их (Волк, ворона, сова, осел, чебурашка, заяц, крокодил Гена, лев, Пух, Пятачок).

- Что они делают? (Играют в футбол).

- Как вы это поняли? (По их позе, держат мяч, волк стоит в воротах).

- Изобразил ли автор мимику героев? (Да).

- Какое выражение лица у волка? (Удивление).

- Как вы догадались? (Глаза и рот широко раскрыты).

- Чему удивился волк? (Неожиданно летит мяч в ворота).

- Что бы сказал он в этот момент? («Мяч!»).

- Что мы видим по его позе, жестам? (Он очень сосредоточен, хочет поймать мяч).

- Какое выражение лица у Зайца и льва? (Радостное).

- Как вы определили? (Улыбаются, руки подняты вверх)»

В работе по развитию умений интонационного оформления высказываний особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния героев иллюстрации. Осознание настроения персонажа позволяет учащимся представить себя вместе с героями (или вместо героев) и построить высказывание с соответствующей интонацией. Важно в данной работе уделять внимание анализу высказываний учащихся, их интонированию, соотносить высказывание с чувствами и настроением героя.

Приведем вариант продолжения работы по иллюстрации букваря:

- Что бы сказали герои в этот момент? («Ура! Гол»).

- С каким чувством? (Радости, восторга, ликования).

- Кто из вас хочет сказать эти слова за льва и зайца? (Говорят).

- Удалось ли передать нужные чувства? (Да).

- Почему? (Говорили уверенно, радостно).

Подобная работа позволяет первоклассникам обнаружить, что эффективное общение определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда. Средства невербального общения позволяют собеседникам ярче выразить свои чувства и проявить ценностное отношение к партнеру по общению.

Литература:

1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи.__ М.: Академия, 2006. __ С.44 - 45.

2. Русская азбука. В 2ч./ В. Г. Горецкий и др. __ М.: Просвещение, 2009. -с. 72-73.

3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/ под ред. М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.- М.: Просвещение, 1997. - с. 225.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010.- с.9.

5


© 2010-2022