- Преподавателю
- Начальные классы
- Согласные звуки [п], [п], буква П, п. , 1 класс
Согласные звуки [п], [п], буква П, п. , 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Журавлева О.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Согласные звуки [п], [п'], буква П, п., 1 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
-
познакомить учащихся с согласными звуками[п], [п'], согласной буквой П, п;
-
научиться выделять в словах новые звуки;
-
определять местонахождение новых звуков в словах;
-
составлять звуковые схемы слов с новыми звуками;
-
продолжить формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами;
-
развивать речь, память, логическое мышление.
Ход урока:
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Тихо в классе, тихо в школе,
Всё на месте, всё готово?
Ну-ка улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Повторение изученного.
Учитель: Какие гласные буквы вы уже знаете?
Учащиеся: а, о, у, ы, и, е.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о букве е? в чем ее особенность?
Учащиеся: Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы и один звук после мягкого согласного.
Учитель: Какая еще гласная буква обозначает мягкость согласного звука?
Учащиеся: Буква И.
Постановка целей и задач урока.
Учитель: Как пыхтит тесто?
Учащиеся: Пых - пых - пых.
Учитель: Как пищит мышонок?
Учащиеся: Пи - пи - пи.
Учитель: Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся?
Учащиеся: Со звуками [п],[п']
Учитель: Верно, сегодня мы будем знакомиться со звуками [п],[п']
Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
Постановка цели и задач урока учащимися:
1) Узнать какой буквой обозначаются эти звуки.
2) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
Работа над новым материалом.
Слого-звуковой анализ слова паук, запись схемы в тетрадь.
Учитель: Отгадайте загадку.
Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет.
Учащиеся: Паук. СЛАЙД
Учитель: Давайте хором произнесем слово.
Учащиеся: П - а - у - к.
Учитель: Сколько звуков в слове?
Учащиеся:
Учитель: Сколько гласных звуков в этом слове?
Учащиеся:
Учитель: Сколько слогов?
Учащиеся:
Учитель: На какой слог падает ударение? Позовите слово.
Учащиеся:
Учитель: Произнесите первый слог.
Учащиеся: Па.
Учитель: Выделите первый звук в этом слоге.
Учащиеся: [п]
Учитель: Какой этот звук? Гласный или согласный?
Учащиеся: Согласный.
Учитель: Докажите, что согласный?
Учащиеся: При произношении встречает преграду.
Учитель: Как произносим новый звук: твердо или мягко?
Учащиеся: Твердо.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Т.к. после согласного стоит гласная буква а, которая указывает на твердость предшествующего согласного.
Учитель: Звонкий или глухой этот звук? Все вместе закрыли ушки и произнесли звуки [п], что слышите?
Учащиеся: Этот звук глухой, т.к. при произношении он не дает вибрацию голоса. Горлышко спокойно и не дрожит.
Учитель: Каким цветом обозначим на схеме этот звук?
Учащиеся:
Учитель: Произнесите слияние.
Учащиеся: Па.
Учитель: Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке)
Слого-звуковой анализ слова пила, запись схемы в тетрадь.
Учитель: Отгадайте вторую загадку.
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
Учащиеся: Пила. СЛАЙД
Учитель: Давайте хором произнесем слово.
Учащиеся: п - и - л - а.
Учитель: Сколько звуков в слове?
Учащиеся:
Учитель: Сколько гласных звуков?
Учащиеся:
Учитель: Сколько слогов?
Учащиеся:
Учитель: Давайте поставим ударение. Позовите слово.
Учащиеся:
Учитель: Произнесите первый слог.
Учащиеся: Пи.
Учитель: Произнесите первый звук в этом слоге?
Учащиеся: [п']
Учитель: - Какой этот звук? Гласный или согласный?
Учащиеся: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Учащиеся: Глухой.
Учитель: А он твердый или мягкий? Почему?
Учащиеся: Мягкий, т.к. после согласного стоит гласная и, которая смягчает предшествующий согласный.
Учитель: Каким цветом обозначим?
Учащиеся:
Учитель: Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке)
Учитель: Какой вывод сделаем?
Учащиеся: Вывод: Звуки [п], [п'] могут быть твердыми и мягкими.
Игра - физкультминутка «Лед и трава».
Учитель: Я буду называть вам слова, услышав:
Твердый звук - вы встаете,
Мягкий звук - присели.
Повар, топор, капитан, репа, пистолет, посуда, пират. Молодцы!!!
Знакомство с буквой.
Учитель: На письме звуки [п], [п'] обозначаются буквой П, п. СЛАЙД.
Учитель: Почему в учебнике показаны две буквы?
Учащиеся: Одна строчная, другая заглавная.
Учитель: В каких случаях мы используем заглавную букву?
Учащиеся: В начале предложения и когда пишем имена собственные.
На что похожа буква. (Ответы детей)
Учитель:
Влез на букву озорник:
Он решил, что П - турник. (Е. Тарлапан) СЛАЙД.
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле. (В. Степанов) СЛАЙД.
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем. (Т. Ванюхина) СЛАЙД.
Построение и печатание буквы.
Повторение правил написания и правил посадки.
Учитель: Постройте букву П на парте из подручного материала. Обведите ее пальчиком. Учитель: Напечатайте буквы П, п в тетрадях столько раз, сколько хлопну в ладоши.
Работа в тетрадях.
Учащиеся печатают буквы П, п.
Физкультминутка для глаз.
Чтение слогов с буквой П.
па ап
по оп
пи ип
пу уп
пы ып
пе еп
Учитель: Мальчики найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют первой схеме. Учитель: Девочки найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют второй схеме.
Учитель: Все вместе найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют третьей схеме.
Запись слогов под диктовку в тетрадь.
Па, по, пи, пу, пы, пе.
А теперь переставьте местами буквы и запишите новые слоги.
Ап, оп, ип, уп, ып, еп.
Составление слов и их звуко - буквенный анализ.
На доске: пе-, по-, пи-.
Учитель: Прочитайте слоги, дополните эти слоги до слов, которые обозначают профессии людей. Составьте звуко - буквенный анализ этих слов. Напечатайте под каждым звуком знакомую вам букву. (Три ученика работают у доски, остальные в тетрадях)
Пекарь повар пилот
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.
А теперь придётся встать, тихо сесть, и начать читать.
Чтение слов по учебнику.
Пила повар
Пилит пилот
Плотник капитан
Учитель: Прочитать слова по столбцам и объяснить значения этих слов (фронтальная работа).
Работа в паре.
(На парте карточка)
Учитель: Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова. Напечатайте первое предложение у себя в тетради.
Плотник летает.
Повар пилит.
Капитан варит.
Пилот плавает.
Учитель: Докажите, что Вы составили предложение?
Учащиеся: Первое слово пишем с заглавной буквы, все слова пишутся на расстоянии друг от друга, связаны по смыслу, на конце точка.
Чтение текста «Скоро конкурс», с. 80
(Дети читают по цепочке)
Вопросы по тексту:
- Что скоро будет в классе?
- Что нарисовала Вера? А Павел?
- Что нарисовал Виктор? А Полина?
Ответив на вопросы, дети легко дополняют предложения, пользуясь картинками.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Оцените, чему же вы сегодня научились на уроке.
Продолжите высказывание:
Я научился(ась) ………
Я понял(а)………….
Я смогу…………
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Изобразите при помощи смайлика, как вы работали:
Весёлый человечек - был активен, выполнил все задания.
Печальный - затруднялся при выполнении заданий.
Грустный - было трудно работать.
Я очень рада, что вы все работали хорошо. Вы все - молодцы!