- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему: Практическое использование ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка (2 класс)
Статья на тему: Практическое использование ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Шарова А.Н. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Практическое использование ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе.
Обоснование необходимости использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка.
В результате анализа научно-методической литературы по применению ИКТ и статей учителей по описанию такого опыта выявляется противоречие между потребностью школьной практики в использовании современных компьютерных средств и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ их использования в начальном обучении русскому языку и литературному чтению.
Первой задачей моей работы стало обобщение и систематизация отдельных методических рекомендаций. Существующих рекомендаций мало: большинство авторов рассказывает об одном и том же, приводятся фрагменты отдельных уроков, а не показывается система работы. Поэтому следующая задача моей методической разработки: дополнение имеющихся рекомендаций материалами из собственного опыта.
В 2009-2010 учебном году я набрала свой очередной первый класс. Результаты психологической диагностики познавательного развития первоклассников показали, что только 50% обучающихся были готовы слышать и выполнять указания учителя, произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и тонкая моторика руки на высоком уровне были развиты только у 2 учащихся. Читающими в школу пришли из 17 обучающихся только 2 человека.
Диагностика интеллектуального развития детей к концу первого года обучения показала, что уровень развития интеллектуальных операций только у 2 обучающихся выше среднего.
Содержание речи детей не отличалось богатством, а ведь именно словом человек выражает свой внутренний мир. У большинства учеников была слабо развита эмоциональная сфера, отсутствовала необходимая мотивация к школьному труду. Уроки литературного чтения и русского языка проходили исключительно на энтузиазме учителя. Дети были пассивны, не слушали учителя, при вызове к доске большинство просто молчали.
Передо мною встала задача: увлечь детей предметом, включить их в активную деятельность на уроке. Частичному решению этих проблем, на мой взгляд,
должны помочь методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка и литературного чтения. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу: применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературному чтению не должно заменять традиционных методов и приемов обучения. Использовать информационные технологии в учебном процессе необходимо постоянно, в системе, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Подготовительная работа.
Перед тем, как включить компьютер в работу на данных уроках, была проведена следующая работа:
1) в конце первого года обучения мною было проведено тестирование обучающихся и родителей с целью выяснения: имеется ли персональный компьютер у детей дома, сформированы ли элементарные навыки работы на компьютере у обучающихся (у 9 человек из 17 дома имелся компьютер);
2) исходя из результатов тестирования, мною была разработана серия уроков, включающая:
- ознакомление с устройством компьютера;
- ознакомление с правилами ТБ при работе с компьютером;
- введены понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню",
"рабочий стол", " значок", "графический редактор";
- ознакомление с устройствами ввода информации: клавиатурой
манипулятором "мышь";
- основные инструменты текстового редактора;
- основные инструменты графического редактора;
Необходимость проведения этих уроков была продиктована тем, что в базисный учебный план не был включён предмет информатика и не предусматривалась практика работы на компьютере. Проводить подобные уроки пришлось во внеурочное время (в ГПД), частично на уроках технологии.
Тематическое планирование по литературному чтению и русскому языку во 2 классе с использованием ИКТ.
Для качественного преподавания этих предметов во 2 классе мною было разработано тематическое планирование, которое включало уроки с использованием компьютера. Работа проводилась с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивало здоровьесберегающий режим обучения.
В тематическое планирование по русскому языку были включены следующие виды работ с компьютерной поддержкой:
1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);
2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ на ММО указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);
3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);
4) сочинение с использованием аудио-видео средств;
5) помощь компьютера при различных видах разбора;
6) задания занимательного характера (загадки, ребусы, кроссворды, «Найди лишнее слово», «Составь пословицу» и.т.д);
7) контрольные задания (рабочие тесты, контрольные тесты),
8) готовые программные продукты (программа «Семейный наставник». В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков или после контрольного диктанта для отработки типичных ошибок).
Тематическое планирование по литературному чтению включает в себя следующие виды работ с использованием ИКТ:
1) знакомство с творчеством писателей и поэтов( презентации, содержащие сведения о писателях и поэтах; компьютер помогает улучшить содержательную сторону урока: узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта);
2) воспроизведение эталонной художественной речи (помогает прочувствовать авторский замысел, способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства);
3) задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения;
4) видеофрагменты (оживляют урок, позволяют заинтересовать учащихся);
5) тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся.
Вариант примерного тематического планирования уроков литературного чтения и русского языка с использованием ИКТ во 2 классе.
Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе.
В самом начале своего «творческого» пути я ставила перед собой вопрос: каким образом измерить эффективность использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка. Не нашла ответ на этот вопрос и, проанализировав научно-методическую литературу, касающуюся вопроса использования ИКТ в учебном процессе начальной школы.
Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения была произведена по следующим показателям:
1) Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка.
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках литературного чтения и русского языка с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся были на уроках более активны. Если на обычном уроке во 2 «А» классе работало 5 - 6 человек (35%), то на уроках с использованием компьютера - 14 человек (82%). Дети стремились участвовать в обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы.
Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по данным предметам.
2) Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся.
Положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся по данным предметам указана в таблице 2.1.2.
Работа с текстом .
В методической литературе нет чётких критериев для определения степени сформированности речевой компетенции. Оценка образовательных достижений проводилась на разных этапах обучения: входном, промежуточном и итоговом.
Итоговый контроль оценивался по следующим критериям:
- определение последовательности предложений в тексте (деформированный текст);
- выделение и формулировка темы и основной мысли текста (подбор заголовка из предложенных);
- поиск в тексте простейшей информации (ответы на вопросы);
- определение значения в слове.
Результаты проверки указаны в таблице 2.1.3.
Анализ итоговой контрольной работы по русскому языку.
Целенаправленная работа, проводимая в течение года по русскому языку во 2«А» классе со словами с непроверяемыми написаниями, систематическая работа с программой «Семейный наставник», отработка орфограмм, на которые дети чаще всего допускали ошибки (работа над «своими» ошибками после контрольных диктантов), разнообразные тестовые задания, значительно снизили количество допускаемых ошибок в контрольных диктантах.
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
2 «А» кл.
1. Большая буква в начале предложения.
-
2. Знаки препинания в конце предложения.
-
3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.
-
4. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
1ч.(6%)
5. Большая буква в именах собственных.
2ч.(12%)
6. Раздельное написание простейших предлогов.
-
7. Слова с непроверяемыми написаниями.
1ч.(6%)
8. Звонкие и глухие согласные на конце слова.
-
9. Безударные гласные в словах.
2ч.( 12%)
10. Разделительный ь знак.
-
11. Двойные согласные.
-
11. Перенос слов
-
Из таблицы видно, что большинство обучающихся 2 «А» класса усвоило основные темы и допустили меньшее количество ошибок на изученные правила.
3)Учебная мотивация как показатель качества обучения.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Использование компьютера на уроках литературного чтения и русского языка в течение всего учебного года, считаю, частично помогло решить данную проблему.
В конце первого класса обучающимся была предложена анкета на определение доминирующих мотивов учения. У 12 обучающихся преобладали мотивы собственного благополучия («хочу получать хорошие отметки», «хочу получать одобрение родителей) и мотивы престижности («хочу быть лучшим учеником класса», «хочу, чтобы мой ответ был самым лучшим»). Проведённая в конце второго класса диагностика показала, что у 13 из 17 опрошенных учащихся стали преобладать мотивы содержания учебной деятельности («нравятся необычные, нестандартные уроки») и мотивы отношения к процессу обучения («мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности»).
Внешними показателями сформированности мотивации на уроках литературного чтения и русского языка являются:
1. высокая успеваемость по литературному чтению и русскому языку в 2010-20011 учебном году;
2. высокая активность детей на уроках;
3. инициативность;
4. проявление интереса к изучаемому предмету 13 из 17 опрошенных учащихся высказали своё отношение к предмету литературное чтение: «нравится», 11 из 17 опрошенных учащихся высказали своё отношение к предмету русский язык: «нравится».
4) Формирование информационной компетентности обучающихся.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Как отмечалось выше, в базисный учебный план не входил такой предмет, как информатика, не предполагалась практика работы на компьютере. Систематическое использование компьютера на уроках литературного чтения и русского языка со 2 класса было перспективной работой. Учащиеся получили необходимые навыки общения с компьютером (научились набирать текст на компьютере, создавать собственные небольшие презентации - 4 класс).
Таким образом, результаты работы подтвердили необходимость использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка:
1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества.
Таким образом, применение компьютера на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Однако существуют недостатки и проблемы применения ИКТ:
- нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся;
- недостаточная компьютерная грамотность учителя;
- отсутствие контакта с учителем информатики;
- отсутствие необходимого оборудования в классе (интерактивной доски, доступа к сети Интернет).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва 2009г.
2. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.
3. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. ippolitova.info/index. (26.07.2010г.)
4. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
5. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г.
6. Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. « Начальная школа плюс До и После». № 1 2009г.
7. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.
8. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http ://academy.it.ru (26.07.2010г.)
9. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г.
10. Концепция информатизации общего образования.
11. Колесникова Ю.А. Первое место - компьютеру. «Начальная школа. Плюс до и после» № 7 2007г.