Развитие универсальных учебных навыков младших школьников в урочное время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие универсальных учебных навыков младших школьников в урочное время Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться». ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Умения организовывать свою деятельность Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Умения общаться, взаимодействовать с людьми Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно - этическая ориентация. В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение - значит осознание ребенка себя учеником, учитель - это не мама, а ведущий вид деятельности - учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.) Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности - не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества. Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Главный тезис данного вида - ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Познавательные УУД - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения. Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; работа в группе (команде) - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение. Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель - ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором: учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией; учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе; учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно - деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.

Рекомендации по формированию универсальных учебных действий Личностные УУД:

  1. Помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личностные особенности.
  2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый - это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
  3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально - психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
  4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Регулятивные УУД:
  1. Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
  2. Научите школьников: выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.
  3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
  1. Если Вы хотите, чтобы дети усвоили материал по Вашему предмету, научите их мыслить системно.
  2. Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно - познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот кто это использует на практике. Найдите способ применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по Вашему предмету.
  3. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
  4. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.





07.11.2014 Педагог -психолог Волох Т.А.
© 2010-2022