Статья «Современные уроки в рамках введения ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Типы современных уроков в начальной школе

в рамках введения ФГОС


За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт более 25 тысяч уроков. Уроку отводится более 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то. Что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

В соответствии с введением ФГОС исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Понятие урок можно рассмотреть в двух направлениях -

  • традиционное представление:

  • Урок как интервал в 35-40 минут. Имеет сои пространственно-временные характеристики

  • Урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков (по содержанию может быть отнесен к тому или иному типу)


  • в развивающем образовании:

-Урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволяют ребенку в будущем решать неизвестные проблемы

-Это не отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия

Может быть правы те, кто утверждает, что эффективно только традиционное обучение, а от добра добра не ищут, и развивающее обучение - не более чем миф? Или все-таки развивающее обучение - это не до конца понятая технология, а потому отвергаемая? Противостояние между ними вечный спор, только проблема педагогическая: традиционное обучение не развивает, а развивающее обучение - не обучает. Попробую разобраться в перечисленных вопросах и найти на них ответы.

Традиционный урок -

  1. Учитель проверяет домашнее задание учеников.

  2. Учитель объявляет новую тему.

  3. Учитель объясняет новую тему.

  4. Учитель организует закрепление знаний.

Ученики самостоятельно не включают знания в структуру собственной деятельности.

Урок в развивающем обучении - важную роль на современном этапе играет решение жизненных проблем:

  1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель «Чего мы хотим добиться»

  2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний, умений.

  3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости, добывая новые знания)

  4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.

Рассмотрим отличительные признаки традиционного урока и урока в развивающем обучении.

Принцип управления развитием - организовать обучение детей таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием их развития

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному - введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета

Принцип исследования и поиска - знания не даются в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета дети сами обнаруживают в процессе решения учебных задач

Принцип моделирования- общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает модель

Принцип соответствия содержания и формы - использование форм организации коллективно-распределённой деятельности.

Целью развивающего обучения является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Ребенок в роли субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель.

В развивающем обучении цель и результат заключается не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности.

Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

  • внутренняя свобода личности ученика;

  • умение свободно объяснять свои действия;

  • умение критически их оценивать;

  • умение оценивать свои возможности;

  • рефлексировать свои действия;

  • способность самостоятельно решать учебные задачи;

  • интерес к учению.

Типы уроков в развивающем обучении

Урок постановки учебной задачи

Цель урока постановки учебной задачи- выделить учебную задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они эту учебную задачу «увидели», а логический итог урока - дети должны вывести сами эту учебную задачу

Учебная задача - задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач.

Проще сказать, учебная задача - это ситуация, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия, а не изменение предмета, с которым действует субъект учения. Усвоение учеником всех понятий, всех теоретических знаний, умений и навыков происходит в ходе решения учебных задач. В развивающем обучении используются следующие методы обучения: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной поисковой работы.

Первоначально задачи, предлагаемые ребёнку, являются учебно - практическими:

  • Научить преобразовывать практическую задачу в учебную

  • Научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия

  • Обеспечить ребёнка средствами решения учебно-практических задач

  • Вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность

Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую:

школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий.

Обязательное условие - насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка - «думанье руками».

Структура урока постановки учебной задачи

1.Создание ситуации успеха и решение практических задач.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

  • стимулирует к высокой результативности труда;

  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

  • развивает инициативность, креативность, активность;

  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

На этом этапе формируются УУД:

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

2.Создание ситуации разрыва.

Знаю - не знаю - ставится учебная задача

Важно создать учебный диалог

На этом этапе формируются УУД:

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. Нужно обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Этот инструмент - схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска решения задачи.

На этом этапе формируются УУД:

Познавательные УУД

4. Необходимо перейти от отношения «спрашивающий учитель - отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». Ученик должен сформулировать учебную задачу.

На этом этапе формируются УУД:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

5. Рефлексия своих действий.

Это обязательное условие создания развивающей среды на уроке. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

На этом этапе формируются УУД:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Урок моделирования и преобразования модели

Цель моделирования - выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования.

За моделью у каждого ребёнка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.

Этот урок обеспечивает:

  • Построение модели как средства конструирования нового способа;

  • Обучение построению модели на основе анализа принципов, способов её создания.

Урок моделирования имеет следующую структуру


  • Преобразование условия задачи

  • Собственное моделирование

  • Преобразование модели

  • Рефлексия

Урок решения частных задач

Уроки данного типа можно разделить на две группы:

  • Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи

Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действий.

Урок контроля и оценки

Основная цель урока - через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

Целенаправленно осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивают позиции «учителя» и «учащегося».

Требования для заданий на уроке контроля и оценки


  • Задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия (действовали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании

  • Задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин. Как умение младшего школьника найти, исправить ошибку и объяснить её причину, так и неумение её обнаружить является для учителя достоверным показателем качества овладения учащимся определенным способом действия.

  • Задания с «ловушками». Объясняя смысл «ловушек», дети снова будут возвращаться к характеристике исходного отношения, лежащего в основе понятия.

На данных уроках младшие школьники действуют в соответствии со знакомым планом действий. Дети учатся разграничивать собственное «знание» и «незнание», задавать «умные вопросы», осознанно отказаться от выполнения некоторых заданий, учатся оценивать свою работу в соответствии с критериями.

Предоставляется возможность выбора заданий из предложенных. А также возможность составления проверочных работ( в том числе заданий с «ловушками») для одноклассников или детей из другого класса.

Структура урока контроля и оценки


  • Создание учебной ситуации

  • Контроль и оценка использования способа действия

  • Рефлексия

Данная технология даёт возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия. Можно заметить, что эта типология уроков не выделяется как таковая в переходные периоды: на этапе 1 и 5 классов.

Основным результатом учебной деятельности в системе РО является изменение личности самого ученика. Это значит, что собственные действия ребёнка должны фиксироваться в ясных, чётких последовательных знаковых формах. Именно здесь и реализуется принцип наглядности. Перед детьми должна быть открыта общая картина совершаемой ими деятельности, чтобы они могли осознать субъектами этой деятельности, понять её содержание, цель, а также необходимость использования определённых средств для её совершения, оценить свои возможности в ней.

Каждый урок должен начинаться с ориентировки учеников в предстоящей деятельности, с оценки уже освоенного ими способа решения. По времени эта часть урока занимает 5-6 минут. Здесь ученики фиксируют имеющиеся у них знания в моделях об изучаемом предмете и формулируют новую задачу. Это будет своеобразное повторение (актуализация знаний) - если на прошлом уроке намечена новая задача - это сегодня мы будем изучать. Или в предложенных примерах обнаруживается такой, который не может быть решён, это и будет новая задача на данный урок. Вопрос на модели - то, что сегодня мы будем изучать на уроке.

Всё это фиксируется на левом поле доски. Организация поля доски - особый психологический важный момент урока. Эта запись должна в строгом порядке вестись на каждом уроке.

На центральной части доски - вся работа по решению поставленной задачи. Тут отражаются варианты решения, результаты групповой работы и т. д.

Итогом урока должно стать получение нового знания. Этот результат (тоже в модельной форме) записывается на правом поле доски. Рядом с ним фиксируется проблема на завтра. Здесь же записывают домашнее задание. Домашнее задание должно быть направлено на отработку и уточнение знаний, полученных на уроке. Оно может быть на выбор, по желанию. Некоторые задания дети предлагают сами.

Такая форма записи на доске чётко фиксирует этапы урока и их содержание. Наглядное последовательное отражение повышает личностную самооценку. Это позволяет учителю реализовать основной принцип - самостоятельности и ответственности в обучении.

Возрастающая самостоятельность детей позволяет учителю предлагать им в 3-4 классах начинать урок без его участия и за 6-7 минут до звонка самостоятельно заканчивать его.



© 2010-2022