Календарно - тематическое планирование по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (175 часов)

Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» учебник для 3 класса
(УМК «Перспектива»)

Тема

Кол -во

часов

УУД

Стр.

учеб.

Дата

план

факт

1 четверть - 43ч

Мир общения. Повторяем - узнаем новое. (16 часов)

1. Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1 Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных детям орфограмм.

с. 4

2.09


2. Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами.

1 Работа по вопросам и заданиям учителя. Сравнение алгоритмов определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

с. 6

3.09

3. Тема и главная мысль текста.

1 Вспоминают, каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторяют изученные во втором классе орфограммы.

с. 8

4.09

4. Разница между диалогом и спором.

1 Решают проблемную ситуацию: с какой целью люди общаются. Самостоятельное определение различий между спором и диалогом.

с. 9

7.09

5. Речевой этикет. Р/р Сочинение по упр 14

1 Работа в паре: чтение диалога по ролям, определение манеры ведения диалога.

с.11

8.09

6. Работа над ошибками. Связь главной мысли текста и его настроения.

1 Озаглавливают текст, определяют его тему, главную мысль и настроение. Работа с рубрикой «Из толкового словаря». Анализ связи главной мысли текста и его настроения. Составление разных по настроению рассказов на одну и ту же тему.

с. 12

9.09

7.

Культура устной и письменной речи

1 Самостоятельная работа учащихся: ответы на вопрос «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» с использованием опорных словосочетаний .

с.13

10.09

8. Речь устная и письменная.

1 Работа по вопросам и заданиям учителя. Ответы на вопросы Совенка. Работа с пословицами о важности хорошей речи.

с.15

11.09

9. Тема и главная мысль текста.

1 Определение термина «текст» уточняется при чтении «Узелков на память» со с. 134 учебника. Сравнение темы и главной мысли текста при работе с баснями Л. Н. Толстого (упр. 221, 222 из учебника). Чтение «Узелков на память» на с. 135 учебника. Работа над содержанием пословиц к упр. 222. Анализ заглавий текстов в упр. 223 учебника, прогнозирование их предполагаемого содержания. Определение общей темы двух текстов (упр. 161 из РТ)..

с.17

14.09

10. Заголовок текста.

1 Определение общей темы двух текстов (упр. 161 из РТ). Определение сферы использования разных текстов на одну и ту же тему (упр.163изРТ). Списывание второго текста или в форме комментированного письма, или с объяснением орфограмм при работе в паре. Составление плана текста (упр.162 из PT).Устный пересказ текста по плану.

с.19

15.09

11. Виды текстов. Составные части текста.

1 Определение типа каждого текста из упр. 225 учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста (упр.226 из учебника). Составление текста-описания по рисунку к упр.227 учебника.

с.20

16.09

12. Входной контрольный диктант

1 Проверка остаточных знаний, самоконтроль и самооценивание работы.


17.09

13. Работа над ошибками. Сфера употребления текстов.

1 Писать сочинения повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Составлять тексты-рассуждения на заданные темы.

с.23-25

18.09

14. Обобщение знаний о тексте.

1 При наличии времени можно дать дополнительное задание: записать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, вместе с проверочными словами. Найти слово с орфограммой чн.

с.27

21.09

15. Проверочная работа по разделу «Текст в речевом общении»

1 Задания 1-6 выполняются письменно, задание 7 - коллективно устно. Самостоятельно учащиеся могут составить план текста.

с.28

22.09

16. Р/р Сочинение «Как бы я хотел провести выходной день»

1 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа в паре. Составить рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нем было вступление, основная часть и заключительная часть.


23.09

Язык - главный помощник в общении ( 45 ч )

17. Работа над ошибками. Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения.

1 Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, в форме игры «Мы артисты». Знакомство с пунктуационным правилом оформления слов речевого этикета - чтение сообщения Совенка.

с.31

24.09

18. Звуки и буквы

1 Проводить звуко-буквенный анализ слов.

с.32

25.09

19. Звуки и буквы.

1 Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах, зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем.

с.34

28.09

20. Деление слов на слоги.

1 Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами.

с.35

29.09

21. Ударение.

1 Работа по заданиям и вопросам учителя. Тренировка в постановке ударения в словах и словоформах, «проблемных» с точки зрения орфоэпии. Знакомство с новым видом словаря - орфоэпическим словарем.

с.37

30.09

22. Орфограммы слова. Р/р Изложение по упр 54

1 Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах - проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее?».

с.39

1.10

23. Работа над ошибками. Имена собственные.

1 Работа с текстами, воспитывающими патриотические чувства. Упр. выполняется в форме комментированного письма с объяснением пропущенных букв. Коллективное составление заявления любого содержания с записью его на доске и в тетрадях.

с.41

2.10

24. Безударная гласная в корне слова.

1 Работа по вопросам и заданиям учителя. Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова.

с.43

5.10

25. Проверка безударной гласной в корне слова.

1 Комментированное письмо, самодиктант; работа в паре; запись стихотворения по памяти.

с.44

6.10


26. Способы проверки безударной гласной в корне слова.

1 Работа с текстом. Составление плана текста; устная работа по проверке безударных гласных в корне слова проверяемых ударением.

с.45

7.10

27. Правила переноса слов.

1 Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо.

с.46

8.10

28. Парные согласные. Словарный диктант.

1 Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы при выполнении заданий. Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

с.46

9.10

29. Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.

1 Работа со словами. Составление диктанта для второклассников. Самостоятельная работа по заданию.

с.47

12.10

30. Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

1 Распределительный диктант. Выполнение текстового задания с обязательной самопроверкой и самостоятельным выставлением оценки . Списывание и озаглавливание текста.

с.47

13.10

31. Непроизносимые согласные.

1 Выполнение упр. в форме комментированного письма. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

с.48

14.10

32. Проверка непроизносимых согласных.

1 Распределительный диктант. Игра «Назови антоним». Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

с.48

15.10

33. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1 Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми орфограммами. Составление рассказа по опорным словам с изучаемыми орфограммами.

с.49

16.10

34. Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

1 Игра «Найди антоним». Образование с помощью приставок новых слов от слов ехать, есть, явить. Распределительный диктант. Составление устных рассказов на тему «Когда деревья стали красивыми».

с.50

19.10

35. Удвоенные согласные. Р/р Изложение по упр 76

1 Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов; составлением словосочетаний; составлением предложений; повторением всех известных детям орфографических правил работы с текстом.

с.51

20.10

36. Работа над ошибками. Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

1 Выполнение упр. из учебника в форме комментированного письма. Запись текста по памяти. Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.

с.53

21.10

37. Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление.

1 Объяснение, почему буквосочетания чк, чн - это орфограммы. Составление рифмованных строчек с данными словами. Поиск слова с буквосочетанием чн в тексте. Определение типа текста.

с.54

22.10

38. Написание слов с изученными орфограммами.

1 Нахождение орфограмм в словах из упр. 78 учебника. Выполняется в форме комментированного письма. Самостоятельное выполнение упр. из учебника.

с.58

23.10

39. Роль слова и жеста в речевом общении.

1 Чтение сообщения Самоварова из учебника, выполнение упр. из учебника - составление устного рассказа по рисунку с использованием опорных слов. Знакомство с ролью жеста в общении людей.

с.59

26.10

40. Основные функции слова.

1 Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы ( игра «Цепочки слов и рисунков»).

с.61

27.10

41. Звуко-буквенная форма слова и его значение.

1 Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами. Конкурс «Кто летче и быстрее произнесет скороговорки?». Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях ,чтение сообщения Самоварова.

с.65

28.10

42. Как «устроено» слово. Словарный диктант.

1 Игра «Кто знает больше слов?». Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на стр. учебника. Знакомство с библией. Словарный диктант

с.66

29.10

43. Контрольный диктант по теме «Язык - главный помощник в общении»

1 Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Уметь ориентироваться в тексте.

с.69

30.10

2 четверть

44. Работа над ошибками. Откуда слово пришло.

1 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа в паре. Работа с этимологией топонимов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Происхождение имен рек и озер.

с.71

9.11

45. Синонимы.

1 Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами, чтение сообщения Самоварова. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов.

с.73

10.11

46 Роль синонимов в речи.

1 Расположение синонимов по степени возрастания признака. Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления. Наблюдение за употреблением синонимов в тексте определенной стилистической направленности.

с.75

11.11

47 Антонимы.

1 Значение термина «антонимы» самостоятельно или при чтении «Узелков на память» из учебника. Нахождение антонимов в пословицах. Анализ антонимов с использованием моделей слова.

с.76

12.11

48 Омонимы.

1 Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов. Нахождение омонимов в текстах, определение их значений. Составление предложений с омонимами.

с.78

13.11

49 Многозначные слова. Р/р Изложение повествовательного текста

1 Определение различий между омонимами и многозначными словами. Нахождение многозначных слов в тексте. Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова «хвост» с помощью рисунков: хвост - то, что расположено в конце чего-либо.

с.79

16.11

50 Работа над ошибками. Многозначные слова.

1 Игра «Четвёртый лишний». Подбор слов общего значения.

с.81

17.11

51 Многозначные слова.

1 Отработать знания по подбору слов.

с.83

18.11

52 Словосочетание. Словарный диктант.

1 Чтение определения словосочетания (сообщение Самоварова). Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных слов. Составление словосочетаний по вопросам. Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте.

с.84

19.11

53 Связь слов в предложении.

1 Самостоятельная работа по выписыванию словосочетаний из связного текста. Игра «Словесное рисование».

с.86

20.11

54 Предложение. Отличие предложений от словосочетаний и слов.

1 Уточнение сведений об отличии слова, словосочетания и предложения при чтении диалога Ани, Вани и Самоварова. информация о предложении, которое может состоять из одного слова.

с.87

23.11

55 Главные члены предложения. Составление предложений по схеме. Р/р Сочинение по картине с 90 упр 148

1 Определение главных членов в предложениях. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?».

с.88

24.11

56 Работа над ошибками. Распространённые и нераспространенные предложения.

1 Игра «Самое длинное предложение». Устное или письменное (по выбору учителя) редактирование текста. Нахождение главных членов предложения в тексте объявления. Наблюдение за особенностями жанра объявления. Устное составление собственного объявления на любую тему.

с.90

25.11

57 Главные члены предложения.

1 Выделять главные и второстепенные чтены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

с.91

26.11

58. Однородные члены предложения.

1 Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Чтение сообщения Самоварова и слов Совенка из учебника. Работа над смысловой емкостью предложений с однородными членами.

с.92

27.11

59 Однородные члены предложения. Закрепление.

1 Наблюдение за особенностями однородных членов предложения. Игра «Вспомни сказочных и литературных героев». Надо так составить предложения с именами героев, чтобы в них были однородные члены предложения. Викторина.

с.93

30.11

60 Контрольный диктант.

1 Проверка знаний.


1.12

61 Работа над ошибками.

1 Провести работу над ошибками.


2.12

Состав слова ( 18 ч )

62 Состав слова.

1 Чтение сообщения Самоварова и слов Совенка из учебника. Нахождение корня в родственных словах из скороговорки. Нахождение приставки в словах из данных предложений и определение ее значения. Создание наглядно-образного представления о составе слова с помощью рисунка-схемы.

с.94

3.12

63 Корень.

1 Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами. Поиск однокоренных слов в тексте. Работа с омонимичными корнями проводится в форме игры «Найди лишнее». Разбор по составу слов пригорки, алмазный, цыпленок.

с.95

4.12

64 Корень. Чередование согласных в корне слова.

1 Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами. Поиск однокоренных слов в тексте. Работа со словами, в которых чередуются согласные: г и ж, х и ш, ц и ч и др.

с.96

7.12

65 Корень. Однокоренные слова.

1 Выделение корня в именах собственных из сказки Дж. Родари. Работа с многозначным словом петух. Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Самодиктант.

с.98

8.12

66 Орфограммы в корне слова. Р/р Сочинение по картине с 101 упр 172

1 Письменные ответы на после текстовые вопросы. Дополнительные вопросы: Какие еще сказки Г.Х. Андерсена вы знаете? Какие его герои вам нравятся? Выполняют самопроверку, выставляют себе оценки.

с.100

9.12

67 Работа над ошибками. Написание корня слова с изученными орфограммами.

1 Определение позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове. Составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний; проверка повторяемой орфограммы. Игра «Кто быстрее?».

с.101

10.12

68 Приставка.

1 Определение приставки при чтении «Узелков на память» со с. учебника, учащиеся находят приставки в однокоренных словах с корнем -лет-, определяют их значения. Образование слов с данными приставками, наблюдение за значениями приставок.

с.103

11.12

69 Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1 Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак» при выполнении упр. из учебника.

с.105

14.12

70 Написание приставок и предлогов. Словарный диктант.

1 Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Выполнение упр. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками, составление словосочетаний. Пишут словарный диктант.

с.107

15.12

71 Суффикс. Р/р Изложение по упр 197

1 Определение суффикса, чтение «Узелков на память» из учебника. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Распределение слов в зависимости от значения суффиксов.

с.109

16.12

72 Работа над ошибками. Уменьшительно - ласкательные суффиксы.

1 Выполнение упр. из учебника. Та же работа проводится на материале упр. из учебника. Работа с рубрикой «Из толкового словаря». Наблюдение за использованием (ролью) суффиксов в именах собственных из русских народных сказок.

с.111

17.12

73 Окончание. Контрольное списывание.

1 Выделение окончаний у слов разных частей речи. Исправление ошибок в употреблении окончаний. Выделение окончаний в рифмующихся словах из стихотворения.

с.113

18.12

74 Работа над ошибками. Основа слова.

1 Выделение основы и окончания в словах . Осмысление значения термина «основа слова»

с.115

21.12

75 Обобщение о составе слова.

1 Обобщение знаний детей о составе слова, формирование представления о слове как единстве определенных морфем, о ведущей роли корня в слове. Разбор слов по составу с помощью условных обозначений.

с.116

22.12

76 Как образуются слова. Значение приставок и суффиксов в словах.

1 Определение значений приставок и суффиксов в словах из упр. учебника. Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок. Нахождение в словах устаревшего суффикса -арь. Игра «Кто больше?».

с.117

23.12

77 Сложные слова. Написание корня в сложных словах.

1 Задание-загадка. Чтение определения сложных слов (сообщение Самоварова из учебника). Работа по заданиям к упр. учебника. Задание повышенной сложности. Развитие языковой интуиции ребенка при объяснении значения необычных слов.

с.119

24.12

78 Контрольный диктант по теме «Слово в речевом общении».

1 Проверка навыков письма под диктовку.

с.121

25.12

79 Работа над ошибками.

1 Разбирают слова по составу. Подбирают однокоренные слова к данным. Пишут распределительный диктант, объяснительный диктант. Учащиеся, отлично справившиеся с контрольной работой, работают по карточкам.


28.12

Часть речи (87 ч )

80 Части речи.

1 Чтение обращения Самоварова. О чем новом мы узнаем? Для чего надо знать части речи? Игра «Кто разделит верно?».

с.122

29.12

81 Определение частей речи с помощью вопросов.

1 Определение частеречной принадлежности слов при работе по образцу . Исправление ошибок, допущенных при распределении слов по частям речи. Составление предложений по рисунку с использованием опорных слов разных частей речи. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частеречной принадлежности слов, работа с текстом.

с.126

30.12

3 четверть

82 Определение частей речи.

1 Создание проблемной ситуации: Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? Выполнение заданий с обязательным чтением диалога Ани, Вани и Совенка. Выполнение тестовых заданий.

с.128

11.01

83 Роль слов разных частей речи в тексте.

1 Вывод о том, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании - глаголов. Составление устных рассказов на одну из предложенных тем.

с.132

12.01

84 Проверочная работа по теме «Части речи».

1 Самостоятельная письменная работа по заданиям раздела «Проверь себя».

с.130

13.01

Имя существительное (34 часа)

85 Имя существительное. Повторяем, что знаем.

1 Чтение диалога Ани, Вани и Совенка. Игра «В магазине». Разграничение имен существительных и омонимичных им глаголов.

с.134

14.01

86 Собственные и нарицательные имена существительные.

1 Повторения правила употребления прописной буквы в именах собственных: исправление допущенных в словах ошибок. Сопоставление имен собственных и нарицательных, употребляемых в сочетаниях типа город Москва. Выявление отличий в орфографическом оформлении (прописная или строчная буква в начале слова) и в значении имен собственных и нарицательных.

с.136

15.01

87 Большая буква в именах собственных. Р/р Изложение по упр 249 с 142

1 Знакомство детей со сложными фамилиями, определение способа образования и первоначального значения каждой из них. Выяснение того, как могут возникать прозвища . Викторина: «Ты и твое имя».

с.138

18.01

88 Работа над ошибками. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Синонимы и антонимы.

1 Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных, выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов. Подбор к неодушевленным именам существительным синонимов и антонимов. Игра «Волшебные превращения».

с.140

19.01

89 Систематизация знаний об имени существительном.

1 Конкурс чтения скороговорок. Систематизация знаний школьников об имени существительном.

с.142

20.01

90 Число имён существительных. Словарный диктант.

1 Чтение «Узелков на память». Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа .

с.144

21.01

91 Изменение имён существительных по числам.

1 Создание проблемной ситуации - игра «Один - много». Распределение имен существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются.

с.145

22.01

92 Определение числа имени существительного.

1 Чтение диалога Ани и Самоварова. Игра «Измени картину». Возможно устное выполнение задания с комментированием орфограмм. Работа с текстом, составление плана из вопросов, повторение изученных орфограмм.

с.146

25.01

93 Число имён существительных Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе

1 Употреблять имена cyществительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний.

с.148

26.01

94 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1 Проверка знаний по теме: Имя существительное. Число имени существительного.

с.150

27.01

95 Работа над ошибками. Род имён существительных.

1 Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое. Наблюдение за ролью окончания при определении рода имени существительного. Распределение имен существительных по родам. Объяснение орфограмм в словах из словаря.

Ч.2

с.4

28.01

96 Определение рода имён существительных.

1 Выявление роли суффиксов в определении рода имени существительного. Игра «Собери семью вместе: маму, папу и детеныша».

с.6

29.01

97 Значение категории рода имён существительных.

1 Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в составленном тексте. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными.

с.8

1.02

98 Употребление имён существительных разных родов.

1 Составляются и записываются словосочетания со словами, «проблемными» с точки зрения определения их рода. Исправление ошибок в употреблении имен существительных разных родов.

с.10

2.02

99 Сочетание имён существительных с другими словами в предложении и словосочетании. Р/р Сочинение по картине с 6 упр 4

1 Наблюдение за тем, как изменяются окончания имен прилагательных и глаголов при изменении рода имени существительного. Наблюдение за некоторыми именами существительными, род которых со временем изменился.

с.12

3.02

100 Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1 Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных. Игра «Найди третье лишнее». Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний.

с.13

4.02

101 Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.

1 Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении. Разграничение случаев употребления мягкого знака. Игра «Волшебные превращения слов». Командная игра «Кто больше?».

с.15

5.02

102 Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных.

1 Игра «Кто самый внимательный?», комментированное письмо; при работе с текстом.

с.17

8.02

103 Изменение имён существительных по падежам. Словарный диктант.

1 Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Коллективное выполнение заданий для лучшего запоминания названий падежей. Знакомство с этимологией названий падежей.

с.18

9.02

104 Определение падежа имён существительных.

1 Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова). Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа. Определение падежа имен существительных в пословицах.

с.21

10.02

105 Именительный падеж имён существительных.

1 Чтение сообщения Самоварова. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов.

с.23

11.02

106 Родительный падеж имён существительных.

1 Работа по заданию Совенка. Нахождение в тексте имен существительных в родительном падеже, выделение их окончаний. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже. Игра «Вернись назад».

с.25

12.02

107 Окончания имён существительных в родительном падеже.

1 Составление словосочетаний с именами существительными, при употреблении которых в родительном падеже возникают сложности в выборе окончания.

с.27

15.02

108 Дательный падеж имён существительных. Адресат. Р/р Сочинение по упр 48 с 28

1 Нахождение словосочетаний с существительными в дательном падеже в предложениях может быть проведено в форме работы в паре. Комментированное списывание текста .

с.29

16.02

109 Работа над ошибками. Винительный падеж имён существительных.

1 Работа по заданию Совенка. Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте. Чтение сообщения Самоварова из учебника. Заполнение таблицы. Диктант с грамматическим заданием. Ученики записывают загадки, находят имена существительные в винительном падеже и в именительном падеже, указывают падеж над каждым именем существительным.

с.31

17.02

110 Творительный падеж имён существительных.

1 Работа по заданию Совенка. Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже. Составление рассказа по опорным словосочетаниям . Заполнение таблицы. Игра «Я творю!».

с.33

18.02

111 Значение имён существительных в творительном падеже.

1 Чтение сообщения Совенка о сравнении. Поиск сравнений, выраженных существительными в творительном падеже, в текстах загадок. Замена сравнительных оборотов с союзом как именами существительными в творительном падеже. Диктант с грамматическим заданием.

с.35

19.02

112 Предложный падеж имён существительных.

1 Работа по заданию Совенка. Поиск существительных в предложном падеже в тексте. Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже. Заполнение таблицы. Определение значений имен существительных в предложном падеже

с.36

22.02

113 Нахождение имён существительных в предложном падеже.

1 Работа с упражнениями, ориентированными на формирование умения находить имена существительные в предложном падеже. Выполнение упражнений из учебника, работа в паре, комментированная запись ответов на вопросы.

с.38

23. 02

114 Обобщение о склонении имён существительных. Р/р Изложение по упр 74 с 41

1 Выполнение упражнений из учебника. Задание повышенной сложности - составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах. Составление словосочетаний из предложенных слов.

с.40

24.02

115 Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного.

1 Помощь Ане в устном разборе имени существительного. Наблюдение за порядком оформления письменного разбора. Устный и письменный разбор имен существительных из данных предложений. Исправление ошибок, допущенных при разборе имен существительных.

с.42

25.02

116 Повторение об имени существительном.

1 Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифм. Составление плана текста и его устный пересказ по составленному плану. Письменный разбор выделенных имен существительных. Письменные ответы на вопросы к тексту с устным указанием падежей имен существительных.

с.44

26.02

117 Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1 Проверка орфографической зоркости, правильного определения имени существительного в предложении.

с.46

29.02

118 Работа над ошибками.

1 Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Изменение имени существительного. Командная игра «Выбери свое слово». Распределительный диктант. Карточки с индивидуальным заданием.


1.03

Местоимение (3 ч)

119 Местоимение.

1 Чтение диалога из учебника, сообщения Совенка. Выяснение роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте. Выбор местоимений в зависимости от рода заменяемого имени существительного. Нахождение местоимений в загадках. Устное составление текста-рассуждения «Почему собеседники не поняли друг друга».

с.47

2.03

120 Личные местоимения (общее представление).

1 Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения.

с.49

3.03

121 Роль местоимений в предложении. Словарный диктант.

1 Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи? Наблюдение за употреблением местоимений в диалоге. Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. Исправление некорректного в речевом отношении текста.

с.51

4.03

Глагол (28ч).

122 Глагол.

1 Игра «Кто больше?». Распределение глаголов по группам. Выписывание глаголов из ряда однородных слов. Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

с.52

7.03

123 Р/р Сочинение по рисункам и опорным словам. С 57 упр 103 Роль глаголов в речи.

1 Лексическая работа с глаголами по учебнику: объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов подбор антонимов к данным глаголам, замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами. Определение синтаксической функции глаголов.

с.54

8. 03

124 Работа над ошибками. Роль глаголов в речи.

1 Составление рассказов по рисункам и опорным словам. Наблюдение за ролью глаголов в прозаическом тексте. Продолжение начатых наблюдений на материале поэтических текстов. Особое внимание уделить работе с олицетворением.

с.56

9.03

125 Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.

1 Поиск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме.

с.59

10.03

126 Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам.

1 Задание повышенной сложности - распределение глаголов по временам, составление с ними предложений (упр. 148 из учебника) - выполняется коллективно, при необходимости - с помощью учителя. Важно, чтобы дети правильно ставили вопросы к глаголам. Игра «Путешествие на машине времени»

с.61

11.03

127 Р/р Изложение по упр 111 с 62

1 Работа с текстом. Пропущенные буквы вставляются в слова с комментированием (объяснением каждой орфограммы при чтении текста).

с.62

14.03

128 Работа над ошибками. Образование формы глаголов настоящего времени по образцу.

1 Чтение сообщения Совенка из учебника. Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени - чтение примеров Совенка из учебника. Образование форм глагола в настоящем времени. Самостоятельное выполнение.

с.63

15.03

129 Употребление глаголов в настоящем времени.

1 Поиск глаголов в настоящем времени в скороговорках и проведение конкурса «Кто быстрее и четче?». Составление рассказа по данным вопроса. Исправление ошибок, допущенных при употреблении глаголов в речи. Изменение текста, связанное с изменением временной формы глаголов в нем .

с.64-66

16.03

130 Контрольный диктант по теме «Местоимение и глагол»

1 Проверка знаний.


17.03

131 Работа над ошибками. Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

1 Работа над ошибками в группе. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Чтение сообщения Совенка из учебника. Заполнение таблицы с подбором примеров. Дописывание окончаний глаголов в форме работы в паре.

с.67

18.03

132 Образование форм глаголов в будущем времени.

1 Игра «Машина времени». Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно, с комментированной записью. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах.

с.68

21.03

133 Изменение глаголов в форме будущего времени.

1 Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени. Определение времени глаголов в стихотворении-путанице. Дописывание предложений с определением времени глаголов. Исправление письма Вани с изменением формы глаголов: поставить глаголы в форму прошедшего времени.

с.70

22.03

134 Неопределённая форма глагола.

1 Чтение сообщения Самоварова из учебника. Нахождение начальной формы для каждого из данных глаголов- коллективная работа в классе, работа в паре с последующей проверкой в классе. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? и что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов. Составление видовых пар глаголов (называют похожие действия, но отвечают на разные вопросы).

с.72

23.03

4 четверть

135 Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

1 Задание повышенной сложности - может быть выполнено или при работе в паре, или, если учащиеся испытывают затруднения, с коллективным комментированием.

с.74

4.04

136 Неопределённая форма глагола. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы.

1 Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы.

с.75

5.04

137 Изменение глаголов по числам. Словарный диктант.

1 Определение числа и времени глаголов в предложениях. Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов - это орфограмма. Устное составление рассказов по рисункам. Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответ на после текстовые вопросы.

с.77

6.04

138 Изменение глаголов по числам.

1 Наблюдать за изменением глаголов по числам, выполняя упр. Из учебника.

с.79

7.04

139 Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

1 Изменение предложений в связи с изменением формы глаголов. Работа по вопросу Совенкаа из учебника. Изменение текста в связи с изменением числа глаголов в нем. Устная работа в паре. Самостоятельная работа: дети вписывают в слова пропущенные буквы, обводят нужные буквы в скобках и определяют время и число данных глаголов.

с.80

8.04

140 Роль окончаний при изменении глаголов по числам. Р/р Сочинение по картинке и вопросам с 81 упр 147

1 Изложение по тексту учебника. Грамматическое задание после написания изложения - подчеркнуть в тексте глаголы, указать их время, число и, если возможно, род.

с.81

11.04

141 Работа над ошибками. Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

1 Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина).Чтение сообщения Самоварова из учебника.

с.82

12.04

142 Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончания глаголов в прошедшем времени.

1 Наблюдать за изменением глаголов по лицам. Чтение сообщения Самоварова из учебника.

с.84

13.04

143 Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончания глаголов в прошедшем времени.

1 Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина). Сравнение глаголов по числам.

с.86

14.04

144 Не с глаголами.

1 Выявление значения частицы не . Чтение сообщения Самоварова из учебника. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках. Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте. Составление правил поведения ученика на уроке.

с.88

15.04

145 Роль частицы не и правила её написания с глаголами.

1 Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо. Задание может быть выполнено в паре. Работа с рубрикой «Твой словарик». Составление предложений на основе личных впечатлений. Работа с текстом. Упражнение может быть выполнено самостоятельно.

с.90

18.04

146 Морфологический разбор глагола.

1 Систематизация знаний детей о глаголе по плану, предложенному Самоваровым, из учебника. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола.

с.92

19.04

147 Разбор глагола как части речи.

1 Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

с.94

20.04

148 Контрольный диктант по теме «Глагол».

1 Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» в устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор.

с.96

21.04

149 Работа над ошибками.

1 Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе: определение времени глагола, определение рода глагола в прошедшем времени, распределительный диктант, карточки с индивидуальным заданием.


22.04

Имя прилагательное (17 ч)

150 Имя прилагательное. Р/р Изложение повествовательного текста

1 Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи при выборе наиболее точного ответа на данный вопрос. Игра «Кто больше?». Конкретизация и расширение понятия «признак предмета» начинается с чтения диалога Совенка и Ани в учебнике, затем выполняется упр. из учебника (задание распределить имена прилагательные в группы по значению).

с.97

25.04

151 Роль имён прилагательных в речи.

1 Определение роли имен прилагательных в речи - работа по вопросу Совенка,со страниц учебника. Редактирование описания Незнайки (только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова). исключение из текста всех имен прилагательных, определение типа текстов, в которых наиболее часто используются имена прилагательные.

с.99

26.04

152 Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

1 Образование имен прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов). Подбор антонимов к именам прилагательным. Подбор синонимов к именам прилагательным. Распределение имен прилагательных по синонимическим группам. Словесное иллюстрирование .

с.101

27.04

153 Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

1 Образование имен прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов). Подбор антонимов к именам прилагательным. Подбор синонимов к именам прилагательным.

с.103

28.04

154 Работа над ошибками. Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

1 Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное. Формирование умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в словосочетании.

с.105

29.04

155 Изменение имён прилагательных по родам.

1 Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных .

с.108

2.05

156 Изменение имён прилагательных по родам.

1 Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов.

с.110

3.05

157 Изменение имён прилагательных по числам. Словарный диктант.

1 Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выписывание словосочетаний прилагательных с существительными из учебника с обязательным указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, определением его рода и числа (после определения рода и числа имени существительного). Запись стихотворного отрывка по памяти можно считать факультативным заданием.

с.111

4.05

158 Изменение имён прилагательных по числам.

1 Выписывание словосочетаний прилагательных с существительными из учебника с обязательным указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, определением его рода и числа (после определения рода и числа имени существительного).

с.113

5.05

159 Проверка безударных окончаний имён прилагательных. Р/р Изложение с 112 упр 201

1 Формирование умения определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных . Игра-соревнование .

с.114

6.05

160 Работа над ошибками. Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

1 Формирование умения определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме.

с.116

9. 05

161 Основные признаки изученных единиц речи.

1 Повторяют отличия предложения от текста, типы предложений и текстов. Находят в предложении главные члены, однородные члены предложения.

с.117

10.05

162 Р/р Сочинение упр 212 с 118

1 Составление словосочетаний по рисунку; выписывание словосочетаний из текста при работе в паре; исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных.

с.119

11.05

163 Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного.

1 Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

с.120

12.05

164 Морфологический разбор имени прилагательного. Выборочный диктант.

1 Чтение «Узелков на память» из учебника. Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи - чтение сообщения Самоварова. Устный и письменный разбор имен прилагательных по предложенной схеме. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных.

с.121

13.05

165 Контрольный диктант за год.

1 Самостоятельная работа по заданиям. Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы


16.05

166 Работа над ошибками.

1 Коллективная работа над ошибками, допущенными в диктанте.

с.123

17.05

Повторение (9 ч) 167-170

171

172 - 175
Повторение изученного материала за год.

Контрольное списывание Работа над ошибками. Повторение изученного материала за год.

4

1

1

3 Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи - слова, предложения. Работа над основными особенностями текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста типы текстов по сфере употребления: научные и художественные типы предложений по цели высказывания и по интонации.

с.125-

с.135

18.05

19.05

20.05

23.05

24.05

25.05

26.05

27.05

30.05



© 2010-2022