- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Камаева Е.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»
МБОУ СОШ №27 г.Шахты
346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]
Утверждаю:
пр. №___от «____»____ 2015 г.
Директор МБОУ СОШ № 27
__________________________
Гарковец Т.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
окружающему миру
по_____________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
начальное общее (3-в класс)Уровень общего образования (класс)
_______________________________________________________________
68(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____________
Учитель________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф, 2014 и авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»; М.:Вентана-Граф, 2014.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г.Шахты
2015
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Нормативные акты и учебно-методические документы.
-
закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf);
- федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты;
- программа формирования УУД;
- учебный план ОО на 2015-2016 учебный год;
- сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014;
- программа «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова; М.: Вентана-Граф, 2014.
-
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
-
Место предмета в базисном учебном плане.
-
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля - наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и географическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта Росси.
Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условное изображение карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновении карты.
Растительным мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждения отравлений ими.
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и не съедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные - живые тела (живые организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных. Горожан и крестьян представители разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили далекие славяне. Принятие христианства в Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовства и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капитализмы.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
ГРАФИК
прохождения практической части программы по видам работ
№
Тема
Дата
План
Факт
К.р.
1.
Проверочная работа. Тема: «Солнечная система».
12.09
2.
Проверочная работа. Тема: «Солнце, воздух, вода».
23.09
3.
Контрольная работа. Тема: «Растительный мир Земли».
24.10
4.
Проверочная работа «Человек и растения
11.11
5.
Контрольная работа. Тема: «Животный мир Земли».
23.12
6.
Самостоятельная работа: «История нашей Родины от Руси до России»
30.01
7.
Самостоятельная работа: «Как жили наши предки»
12.03
8.
Самостоятельная работа: «Труд людей в разные времена»
13.04
9.
Самостоятельная работа «Что создавалось трудом человека»
07.05
10.
Контрольная работа.«Повторение изученного в 3 классе»
25.05
Практические работы Чтобы не заблудиться в лесу. Разнообразие мира растений.
Изготовление игрушки.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения в 3 классе научатся:
называть (приводить примеры):
-
тела живой и не живой природы;
-
планеты Солнечной системы (2-3);
-
свойство воздуха, воды;
-
состав почвы;
-
древние города и их достопримечательности;
-
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
-
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
-
год, век, арабские и римские цифры;
-
названия русского государства и их соответствия исторической эпохе;
-
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-
животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
-
приспособления животных к среде обитания;
-
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
-
понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
-
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
-
характеризовать условия жизни Земле; природные зоны России;
-
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
-
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
-
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
-
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
-
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
-
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
-
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
-
работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
-
высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Устный ответ Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителя. Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачёт»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Варианты оценивания
Уровневая шкала
Процентная балльная шкала
Низкий
выполнены отдельные задания 0-60% менее 17 баллов
оценка «2»
Средний
выполнены все задания, с
незначительными погрешностями
60-77% 18-22 балла
оценка «3» 77-90% 23-26 баллов
оценка «4»
Высокий
все предложенные задания выполнены правильно 90-100% 27-30 баллов
оценка «5»
ФО- фронтальный опрос РГ-работа в группе ИЗ-индивидуальные задания
№ урока
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика
основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
Вид контроля, самостоятельной деятельности
Ресурсы
уроков
По плану
Факт
1 четверть. 18ч.
1
02/09
Где и когда ты живешь. Счёт лет в истории. Первые поселения на Дону.
1
Определяют век, эпоху.
Называют планеты Солнечной системы
Выделяют особенности объектов Солнечной системы: Солнца и Земли.
Находят тепловые пояса.
Находят на карте реки Ростовской области
Называют значение воздуха для жизни на Земле. Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Читает, наблюдает. Применяет правила участия в диалоге, составляет план текста. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.
2
05/09
Солнечная система. Природные тела и природные явления.
1 ФО Презентация: «Солнечная система»
3
09/09
Солнце - звезда. Планета Земля - шар.
1 ФО
4
12/09
**Значение Солнца для жизни на Земле.
1
**Проверочная работа «Солнечная система
Изображение Земли»
5
16/09
Водная оболочка Земли.
1 ФО
6
19/09
Воздушная оболочка Земли.
1 ФО
Как человек изучает Землю.2ч
7
23/09
**Человек познаёт мир. Как изображают Землю.
1 Читают условные знаки на географической карте. Читают условные знаки на плане местности. Владеет смысловым чтением. Определяет главную мысль текста. Составляет рассказ-рассуждение, пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.
**Самостоятель-ная работа «Солнце, воздух, вода».
8
26/09
Чтобы не заблудиться в лесу.
1 РГ Практическая работа «Чтобы не заблудиться в лесу»
Царства природы
23ч
9-10
30/09,03/10
Бактерии.
Грибы.
2 Называют строение грибов, особенности бактерий.
Презентация: «Бактерии» Презентация: «Грибы»
11
07/10
Растения. Если бы на Земле не было растений.
1 Рассказывают о значении растений для жизни на Земле. Определяют разнообазные виды растений на Земле Называют основные части растения и их значение для жизни растений. Знакомятся как размножаются растения Называют виды культурных и дикорастущих растений Представляет ответ на поставленный вопрос. Оценивает взаимодействия в совместной деятельности. Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. ФО
12-13
10,14/10
*Разнообразие растений (флоры).
2 ФО Практич. Работа «Разнообразие мира растений.»
14-15
17,21/10
Растения - живые существа (организмы)
2 ФО
16
24/10
**Размножение растений. Как долго живут растения.
1 **Контрольная работа: «Растительный мир Земли» (тест)
17-18
28,31/10
Растения дикорастущие и культурные. Хлеб -великое чудо земли.
2 ИЗ
2 четверть
15ч
19
11/11
**Красная книга России.
1 Изучают Красную Книгу России Изучают цепь питания, приводят примеры цепи питания. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Выделяет признаки различия; анализирует; готовит вывод, обобщение. **Проверочная работа «Человек и растения» (тест) Презентация: «Красная книга Росии»
20
14/11
Животные. Разнообразие мира животных (фауны).
1
21-23
18,21,25/11
Животные - живые существа (организмы).
3
Называют виды животных, виды беспозвоночных, виды позвоночных, строение тела птиц.
Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Учат устройство природного сообщества.
Называют виды заповедников. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает.
24-25
28/11,02/12
Беспозвоночные животные.
Разнообразие насекомых. Пауки.
2
26-28
5,9,12/12
Позвоночные животные. Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
3
29-30
16,19/12
Птицы.
Млекопитающие.
2
31
23/12
**Природные сообщества.
1
Контрольная работа. Тема: «Животный мир Земли».
(тест)
32
26,30/12
Почему люди приручали диких животных. О заповедниках.
2
3 четверть
20
Наша Родина от Руси до России.
7
33
13/01
Древнерусское государство.
1
Анализируют исторические события.
Сравнивают эпохи.
Называют этапы развития нашей Родины.
Предвидит результат своей деятельности.
Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. Умеет доводить работу до конца.
Выполняет интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение. Осознает долг человека - защищать своё Отечество от врагов. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Предвидит результат своей деятельности.
34
16/01
Первые русские князья.
1
35
20/01
Московская Русь.
1
Презентация: «Московская Русь»
36
23/01
*Российская империя. Пётр I Великий.
1
37
27/01
Создание русского флота. Санкт-Петербург -новая столица России.
1
38
30/01
**Екатерина II Великая. Последний российский император.
1 **Самостоятельная работа: «История нашей Родины от Руси до России»
39
03/02
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
1
Как люди жили в старину 13ч
40
06/02
Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.
1
Объясняют смысл имени. Знают особенности предметов быта наших предков. Называют состав древней трапезы, значение принятия христианства для Руси. Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.
41-42
10,13/02
Какими людьми были славяне.
2
Презентация: «Тайна моего имени»
43
17/02
Какие предметы окружали людей в старину. Скажи какой у тебя дом…
1
44
20/02
Первые каменные постройки.
1
45
24/02
По одёжке встречают.
1
46
27/02
Одежда по приказу.
1
47
02/03
Русская трапеза. Хлеб и вода - крестьянская еда.
1
Презентация: «Русская трапеза»
48
05/03
Богатый дом - обильная еда.
1
49
09/03
*Верования языческой Руси. Боги древних славян.
1
50
12/03
Праздники древних славян.
1 **Самостоятельная работа: «Как жили наши предки» Презентация: «Крещение Руси»
51
16/03
Принятие христианства на Руси.
1
52
19/03
Христианские праздники.
1
4 четверть
16
Как трудились в старину 16
53
02/04
Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве.
1
Читают о крепостном праве.
Анализируют труд людей в разные времена.
Называют способы изготовления игрушек, чем занимались дети.
Анализируют работу гончара, устройство прялки и ткацкого станка.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране.
Различают виды оружия.
Определяют то, что создавалось трудом рабочего. Обобщают знания о труде рабочего.
54
06/04
Как трудились крестьянские дети.
1
55
09/04
Труд крепостных.
1
56
13/04
Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло?
1 **Самостоятельная работа: «Труд людей в разные времена»
57
16/04
Игрушки делать - тоже ремесло.
1
Практич. Работа «Изготовление игрушки»
58
20/04
Маленькие мастера
1
59
23/04
Гончарное ремесло.
1
60
27/04
О веретене, прялке и ткацком станке.
1
61
30/04
Российские оружейники.
1
62
04/05
Что создавалось трудом рабочего
1 Называют новые изобретения человека, как устроены новые машины. Анализируют устройство самолёта и аэростата. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка).
63
07/05
*Что создавалось трудом человека. 1 **Самостоятельная работа. Что создавалось трудом человека
66
11,14/05
Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. 2
67
18/05
Изобретение парохода и автомобиля. 1
68
21/05
Изобретение самолёта и аэростата. 1
69
25/05
Время космических полётов. 1 Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Контрольная работа «Повторение изученного в 3 классе»
-
Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Литература
Дополнительно: № Автор Название Издательство Год 1 Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС 2003 2 Петров В,. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. - 2-е изд., доп. М.: Просвещение 1991 3 Смит М. Тело человека: Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН. 2014 4 Соколова Э. В., Заболотная В. В., Николаева И. Р., Семочкина Е. Н., Сиволапова Г. П. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие. СПб.:ИГ «Весь» 2007 5 Ольховая Л. С., Иванова Л. Л., Сухаревская Е. Ю., Федотенко С. В. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир. 4-5класс. Мониторинг учебных достижений - изд 7-е. Ростов-на-Дону: Легион 2013
Печатные и другие пособия
- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др;
- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
- энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания;
- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- модель торса человека с внутренними органами;
- репродукции с изображением исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений;
- иллюстрации с изображением строения цветкового растения, цветка, реки;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
-
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
-
живые объекты (комнатные растения).
- Технические средства обучения и программное обеспечение
Мультимедиа проектор
1 Интерактивная доска 1500х900
1 Программные средства
Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система
Windows 7 Pro, Офисные приложения
Microsoft Office 2010,
-
-
Учебно-практическое и лабораторное оборудование.
-
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
-
-
Цифровые образовательные ресурсы.
-
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru).
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №27 г.Шахты
_________ В.А. Трофимова
от __________2015 года №_____ (подпись)
«___»_____________2015 года
Руководитель МО
И.А.Гончарова _____________