Урок окружающего мира 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока «Окружающий мир» в 4 классе.

Учитель :Бородина Н.В.

Тема: Тундра

Цели: Сформировать представления о природной зоне тундры.

Познакомить с географическим положением этой зоны, климатическими

условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать.

Оборудование :Карта природных зон, картины и слайды, видеофильм, раздаточный материал, гербарий.

. Работа над новой темой

  • Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
  • Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. «Тундра находится на побережье северных морей; за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.»
- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.
А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя:
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
  • Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?
    (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
  • Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую
    схему:

ТУНДРА

равнина

вечная мерзлота

суровая зима (t до -50°)

прохладное короткое лето Работа по группам. . - А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут? Материалы для ботаников: Гербарный материал ,учебник (стр. 51-52), картина «В тундре весной», карточки с изображением растений. Карточка-«помогайка»: 1, Какие растения растут? 2. Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

Материалы для зоологов: , Карточки с изображением зверей й птиц, материал учебника (стр. 52-55). Карточка-«помогайка»:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
    -Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
    -Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
-Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Материалы для экологов: Учебник (стр.56-59) Карточка-«помогайка»: 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.
Рассказ ботаников: В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. - Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов: Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. - Как приспособились к жизни представители животного мира? (У
птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей -гус-
той мех.) Рассказ экологов: Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота - браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии). - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологиче
ских связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под
охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику,
бережно относиться к природным богатствам.)

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователям.А сейчас предлагаю вам выполнить тест.

Тест «Тундра»

1. Зона тундры расположена ...

д) севернее арктических пустынь;

т) южнее арктических пустынь.

2. В тундре ...

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

у) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3. Главное занятие коренного населения тундры - ...

з) рыболовство;

н) оленеводство;

в) земледелие.

4. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

д) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся ...

л) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

р) карликовая ива, мох-ягель, черника.

6. В тундре обитают ...

к) тюлени, моржи, киты;

а) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

( В итоге должно получиться слово ТУНДРА)



© 2010-2022