Конспект урока по литературному чтению Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Севера. Р. К. Морянка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение.

Тема: Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Севера. Курс: «Морянка».

Цели: Через художественное своеобразие произведений раскрыть красоту зимней природы; воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи, музыке; развивать способность внимательного отношения к авторскому слову.

Учебные материалы: рисунки: снеговик, дом, дерево, снегирь, сугроб, сосульки, снежная туча, северное сияние, лед, снег;

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, ученические нетбуки, учительский компьютер.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке Вы будете мыслить, сочинять, слушать, творить, рисовать. Надеюсь, что у вас это хорошо получится.

- Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.

1. Он из снега слеплен ловко:

Три колобка и нос - морковка. (Снеговик)

2. Чернокрылый, красногрудый

Он у нас найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

3. Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла,

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла… (Сугроб)

4. Висит под крышей

Кулёк ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосульки)

5. Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озёрышки

Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)

6. Я, как песчинка мал, а всю землю покрываю. (Снег)

7. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, не от матери рожден, он и мать рождает. (Лед)

8. Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет. (Северное сияние)

Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.

- Какой красивая картина у нас получилась. Теперь можно подобрать название для неё. Как бы вы её назвали?

Зимушка-зима

- Что указывает именно на зимнее время года?

- Значит, какая тема сегодняшнего урока по чтению?

- Красота русской природы в зимнее время года нашла своё отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов.

Постановка учебной задачи.

- Мы сегодня будем говорить о зиме в произведениях наших северных поэтов, писателей, художников. Мы все в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица русская зима.

Слушание музыки.

- Поэты выражают свои чувства в стихах, композиторы в музыке.

- Послушайте музыку П.И. Чайковского "Зимние грёзы". Какие зимние картины можно представить?

Рассматривание картин о зиме.

Музыка оживила наши зимние картины. (Открыть иллюстрации, приготовленные на доске.)

- Расскажите, что вы изобразили на ваших рисунках? Какая она зимушка зима?

- А теперь посмотрим, какой видят зиму наши северные известные всему миру художники. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников.

- Сказочник Степан Писахов прославился и стал известен сначала как художник.

На первый взгляд может показаться, что пейзажи Писахова однообразны. Это всегда море, скалистый берег и тонкие, словно безжизненные сосны, среди которых выделяется одна - высокая и сильная. Возможно именно потому, что Писахов в разное время года, суток, в разные годы жизни так часто повторял один и тот же мотив, он и сумел создать запоминающийся образ северного пейзажа, который часто называли «писаховские сосенки».

- Александр Алексеевич Борисов

Белый мягкий снег преображает природу - пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине А. А. Борисова "Зимняя сказка ".

Наш с вами современник Сергей Никандрович Сюхин - график, иллюстратор, вот такой видит нашу северную зиму.

Главная тема творчества художника - переплетение сказки и реального мира Русского Севера, царство Северного Лукоморья. Картина называется «Развилка у Пучуги».

- Каким настроением проникнуты картины? (радостным, счастьем)

Физкультминутка.

Работа с «Морянкой».

- Давайте откроем учебник «Морянка» и посмотрим, как называется раздел о зиме? Страница 88. (Шепот снегов) Какие поэты и писатели писали о зиме?

Федор Абрамов, Иван Полуянов, Дмитрий Ушаков, Тадеуш Плешак, Панов Р., Николай Рубцов.

Федор Абрамов родился в д. Веркола Пинежского района. Во всех своих произведениях он писал о своей малой родине, о красоте северной природы и о людях, которые стали праобразами героев его произведений. И мы сегодня прочитаем его зарисовки о природе.

- Работать будем группами.

Рассказ «Серебряные сполохи» с. 88

1) Прочитайте выразительно.

2) Представьте данную картину.

3) Декабрьский день. Каким Вы его представили? Расскажите.

4) Найдите в тексте слова, зачитайте, как писателю удалось передать, что декабрьские дни очень короткие?

5) А почему текст называется «Северное сияние»? Можно ли подобрать другой заголовок к рассказу?

Рассказ «На воробьиный скок» с. 89

1) Прочитайте выразительно.

2) Представьте данную картину.

3) Как Вы понимаете, «немного - всего на воробьиный скок прибавился день после Нового года»?

4) Что Федор Абрамов пишет про солнце? Зачитайте. Как Вы это понимаете?

5) Как это можно изобразить на рисунке?

Рассказ «Январь» с. 90

1) Прочитайте выразительно.

2) Представьте данную картину. Утро это или вечер?

3) Найдите в тексте сравнения. Зачитайте.

4) Как изменилась природа ночью?

5) Как называется это зимнее явление природы?

Рассказ «Утренняя заря» с. 90

1) Прочитайте выразительно.

2) Как автор называет утреннюю зарю? Найдите этот эпитет, зачитайте.

3) Размеры утренней зари? Зачитайте.

4) Как является солнце миру? Зачитайте.

5) Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому рассказу?

Рассказ «Где лето с зимой встречается» с. 90

1) Прочитайте выразительно.

2) Вспомните времена года. Между летом и зимой стоит ли какое-нибудь время года? Могут ли встретиться зима и лето?

3) Где Федор Абрамов увидел встречу зимы и лета?

4) Что там увидел автор?

5) Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому рассказу?

- С какими рассказами Ф. Абрамова мы познакомились? Перечислите.

9. Работа на нетбуках.

- Сейчас я Вам предлагаю, нарисовать иллюстрацию к любому из данных рассказов-зарисовок Абрамова.

Физкультминутка.

Работа с «Морянкой».

- Наше путешествие по зимней сказке продолжается.

- Кому из животных всего труднее в зимние морозы?

- Конечно птицам. Мы сейчас прочитаем стихи нашего земляка, поэта, родившегося в селе Емецк Холмогорского района Николая Рубцова. У него есть цикл стихов для детей, их всего 12, и все они о животных.

А) Чтение стихотворений учителем с. 91 «Ворона», «Воробей».

Б) - Какие чувства вызвали у Вас эти стихотворения?

- Все ли слова понятны?

В) - Прочитайте стихотворение самостоятельно, подготовьтесь читать выразительно.

- В каких словах стихотворения заключается главная мысль поэта?

- Найдите строчки о том, что за горе, беда бывает у птиц зимой?

Г) Выразительное чтение учащихся. - Давайте, прочитаем выразительно.

Создание своего стихотворения о зиме

Учителю на заметку

Синквейн создается следующим образом: первая строчка - существительное, вторая строчка - три прилагательных, третья строчка - три глагола, четвертая строчка - предложение о предмете, последняя строчка - существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения.

Сначала предлагаем учащимся образец, который они анализируют; затем на основе образца дети самостоятельно создают свои произведения.

Зима!

Метелица!

Волшебная, чудесная, удивительная -

Веселая, шумная, звонкая -

Пришла, рассыпалась, восхитила,

Прилетела, рассыпалась, удивила,

Одела всю землю в праздничный наряд!

Ковром накрыла всю землю!

Красота.

Зима!

- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Вспомним, как оно строится?

Давайте выберем любое зимнее слово…

Итог.

-Вот и подошёл к концу наш урок. -Каких северных художников запомнили?

- Рассказы какого автора мы сегодня читали?

- Стихи какого поэта читали?

- Чему Вы научились на уроке?

-Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?

-Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?

- Оцените своё настроение по окончанию урока с помощью снежинок (они у нас тоже необычные, сказочные): если настроение радостное, бодрое - розовая снежинка, если печальное, грустное - синяя снежинка.

Спасибо! Молодцы!

© 2010-2022