- Преподавателю
- Начальные классы
- Склонение имен существительных
Склонение имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Палажова С.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Карпунихинской сош Уренского района
Проект урока
Три типа склонения имен существительных
в единственно числе
Выполнил
учитель начальных классов
Шабарова Мария Фёдоровна
Квалификационная категория
первая
Контакты ( сот.телефон 89087491643, адрес эл.почтыh-m-f@mailru
Структура проекта.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: «Начальная школа 21 века»
Программа по учебному предмету: «Начальная школа 21 века» автор Н.Ф.Виноградова
Рабочая тетрадь 3 класс «Пишем грамотно» М.И.Кузнецова
Автор учебника: Русский язык 3 класс С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,М.И.Кузнецова.
Календарно- тематическое планирование .
Название раздела: «Как устроен наш язык»
Тема урока: «Склонение имён существительных»
( Урок по теме «Склонение имён существительных» - №1.) Диагностика уровня развития и обученности учащихся.
По данным социологического исследования в классе выделяются группы лидеров- 50% ,которые имеют по 4 и более выбора. Изолируемых в классе 10%. Отвергаемых, пренебрегаемых в общении не выявлено.
Мотивация.
Методика определения уровня мотивации к учёбе. (автор Н.Г.Лусканова)
уровень
Количество учащихся
В процентах
Высокий
6
60
средний
3
30
низкий
1
10
Вербально- логическое мышление.Методика «Исключение слов» (автор А.И.Рогов)
уровень
Количество учащихся
В процентах
Высокий
5
50
средний
3
30
низкий
2
20
Зрительная память. Методика «Образная память»
уровень
Количество учащихся
В процентах
Высокий
6
60
средний
3
30
низкий
1
10
Методика «Корректурная проба» (автор Б. Бурдон)
уровень
Количество учащихся
В процентах
Высокий
5
50
средний
3
30
низкий
2
20
Эмоционально- волевые качества учеников можно охарактеризовать как устойчивые, позитивно настроенные.Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, дети готовы прийти на помощь друг другу. Негативных эмоций, связанных со школой, с учителями не наблюдается. Изучение самооценки показало, что у многих учащихся завышена, у 50% адекватная.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся знают:
- части речи;
- что обозначают имена существительные;
- на какие вопросы отвечаютимена существительные;
- как изменяются имена существительные;
- что такое род;
- форму числа;
- что такое окончание.
Учащиеся умеют:
- находить имена существительные в тексте;
- определять род;
- выделять окончание;
- определять форму числа;
- ставить вопросы.
Результаты:
- знать как определить тип склонения;
- знать способ определения склонения имени существительного;
- уметь определять тип склонения, которое находится позициях в предложении.
Тема урока: «Склонение имён существительных»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока:
1. Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению правила: у существительных женского, мужского и среднего рода разные падежные окончания и способов действия при определении склонения по их признакам (через работу в парах, через решение проблемной ситуации и создание алгоритма).
2. Создать условия для совершенствования у обучающихся умений формулировать проблему, предлагать пути её решения.
3. Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать существительные по склонениям с опорой на их признаки.
4. Содействовать у обучающихся умений выделять главное при определении признаков трёх склонений имён существительных.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
-овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Оборудование:
- учебник по русскому языку 4 класс,
- компьютер,
- интерактивная доска SmartBoard,
- карточки для работы в парах
- листочки с таблицей.
- карточки с дифференцированными заданиями.
План урока с хронометражем:
1. .Самоопределение к деятельности с применением раскрытия смысла пословицы. - 1 мин.
2. Актуализация знаний, мотивация с введением приёма ТРКМ- 5 мин.
3. Постановка учебной задачи. - 10 мин.
4. «Открытие» учащимися новых знаний - 10мин.
5.Физкультминутка. - 1 мин
6.Самостоятельная работа по определению склонения с самопроверкой по эталону.-5мин.
7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.-10 мин.
8. Рефлексия.-1 мин.
9.Домашнее задание.- 1 мин. С.36-выучить правило. Написать эссе по опорным словам.
Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание.
10. Итог урока.-1 мин.
ХОД УРОКА.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование
I.Самоопределение к деятельности
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»
- Объясните, как понимаете эту пословицу?
-Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
А сейчас я предлагаю поработать в парах.
Приветствуют учителя.
Объясняют смысл пословицы.
ЛичностныеУУД:положительное отношение к уроку.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие учителя с учеником.
II. Актуализация знаний
-
Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
2. Постановка учебной проблемы.
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Работаете по карточкам и обсуждаете данные утверждения в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор?
-Почему?
-Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
- А что мы уже знаем об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Как ещё могут изменяться имена существительные?
- Давайте вернёмся к нашим карточкам.
- Какое высказывание у вас вызвало разногласие?
- А что нового узнаем из этого высказывания?
- А как узнаем?
- Что мы ребята поставили?
Работа в парах по карточкам.
1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что?
2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
Дети высказывают своё мнение.
Дают объяснение.
-Имена существительные имеют мужской род, женский род, средний род.
- Имена существительное имеет форму единственного и множественного числа.
- Имена существительные изменяются по падежам.
Дети читают высказывание.
- Познакомимся с термином склонение, с тремя склонениями.
- Совершим определённые действия.
- Определим тип склонения.
- Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям.
- Учебную задачу учиться определять тип склонения, к какому склонению относятся имена существительные.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске информации;
умение слушать собеседника.
Познавательные УУД:
формирование умения делать умозаключения;
Регулятивные УУД:
умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:умение слушать собеседника
Познавательные логические УУДанализ
Познавательные УУД: действие постановки и решения проблем - формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:участие в диалоге;умение слушать одноклассников.
Личностные УУД:
самоопределение - формирование мотивации к изучению новой темы.
III. Постановка учебной задачи.
1.Коллективное выведение и обсуждение правила.
2.Постановка проблемы
- Прочитайте стихотворение «Склонение», записанное на доске.
-Выпишите из текста и определите, в каких падежах употреблено слово весна.
-Посмотрите на выписанные слова и таблицу на доске.
-Какие окончания могут иметь имена существительные при изменении по падежам?
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Что у них общего?
-Распределите слова в три столбика в зависимости от того, как изменяются их падежные окончания.
- Отметьте окончание и определите род имён существительных.
- Какого рода слова в 1 группе?
- Какого рода слова во 2 группе?
-Какого рода слова в3 группе?
- По какому признаку разделили эти слова?
Дети читают стихотворение.
В рощах птичье пение,
А в классе- тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух:весна,весны…
А за окном ручьи слышны.
За партой не сидится мне,
А тут весна, весны,весне…
Весна,весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет «зайчик» по окну,
Как солнце по стене.
Работа у доски.
- Дети выписывают из стихотворения слово весна, выделяют окончание, определяют падеж.
- Существительные при изменении по падежам могут иметь окончания такие же, как в
первом или в третьем столбике таблицы.
В первом столбике, либо как во втором, либо как в третьем столбике таблицы.
Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель, цепь, море, лошадь. (Дети читают слова записанные на интерактивной доске.)
-Это имена существительные.
Зима двор степь
земля конь мель
Толя окно цепь
папа море лошадь
- К первой группе относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями -а,-я в начальной форме .
Зима земля Толя папа
- Ко второй группе относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода,имеющиев начальной форме окончания -о,-е.
двор конь окно море
-К третьей группе относятся имена существительные женского рода,имеющие в начальной форме нулевоеокончания и ь на конце.
Ответы детей.
Регулятивные УУД:
целепологание -
постановка учебной задачи;
планирование - составление плана и последовательности действий.
Познавательные
УУД:
общеучебные-формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
планирование - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Познавательные, логические:классификация
Логические: на сравнение, доказательство
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
1.Чтение правила в учебнике.
3. Прием ТРКМ «Составление кластера»
По каким признакам объединяли эти слова в группы?
- Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 84
•Сколько склонений у имен существительных?
•Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
- По родам и окончаниям.
- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.
- Чтение детьми правила в учебнике.
(Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют кластер.)
Познавательные УУД:
логические - анализ с целью выделения признаков;
- построение логической цепи рассуждений;
общеучебные - поиск и выделение информации
Коммуникативные УУД:
участие в диалоге;
умение слушать одноклассников
4.Первичное закрепление.
А) Практическая работа № 41 стр.85
б) Работа в паре.
Графически обосновывают правильность определения склонения.
А)Учебник с.85, упр. 41.
Упражнение выполняется коллективно
б)Упражнение 42 с.42
Один ученик записывает имена существительные 1 склонения, второй ученик имена существительные 2 склонения.
Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?
Проверка.
Познавательные УУД: общеучебные
КоммуникативныеУУД: умение сотрудничать
Регулятивные УУД:
Оценка, контроль
VФизкультминутка
Слушай, думай, хлопай!
Школа, стул, дерево, море, книга, пень, цветок, степь.
1 склонение-1 хлопок,2 склонение- 2хлопка, 3 склонение- 3 хлопка.
Коммуникативные
УУД:
формирование умения слушать и слышать.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Прочитайте слова.
- Какое задание можно выполнить с данными словами?
Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.
-Распределить слова в три столбика по склонениям.
Дети работают в тетради. Проверка на слайде.
Познавательные УУД: классификация
Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
а)Игра «Третье лишнее»
Каждая группа получает конверт с заданием.
б)Отгадывание загадок.
Учитель читает загадки.
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
•Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста)
•Белая вата
Поплыла куда-то. (облако)
•Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
•Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
•И железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдет-
Остановит пароход. (Якорь)
в)Дифференциация по уровню трудности.
Низкий уровень:
1.Определить род имен существительных.
а) сахар, кот, мост -
б) тетя,луна,лошадь -
2.Найди лишнее слово:
диван, стул, дверь, шкаф, стол.
3.Определи склонение имен существительных.
а) лень, рожь, мышь -
б) озеро, стол, животное -
Средний уровень :
1Отметь + все имена сущ. м. р.
а) ладонь б) огонь в) окунь
г) ткань д) пень
2.Отметь + все имена сущ. с. р.
а) поле б) сравнение
в) скорость г) чувство
д) санаторий
3.Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) молодежь б) конь
в) день г) огонь д) горечь
4. Отметь + все сущ.1скл.
а) дядя б) страна в) семья
г) зеркало д) Степа
Высокий уровень.
1.Отметь + все сущ. м. р.
а) соболь б) метель
в) уголь г) рояль д) соль
2.Отметь + все сущ. с. р.
а) гербарий б) облако
в) уравнениег) письмо
д) полет
3.Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) зверь б) метель в) уголь
г) олень д) радость
4.Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
а) свекла б) дедушка
в) рог г) земля д) Коля
Дети записывают отгадки в тетради. Взаимопроверка тетрадей.
Задание на слайде.
Самопроверка .
Познавательные УУД: классификация задание «Третье лишнее»
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно организовывать работу;
Регулятивные УУД:
взаимопроверка;
контроль - умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.
Регулятивные УУД:умение самостоятельно организовывать работу.
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признака.
VIII. Рефлексия
1.На уроке я работал(а)… активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я…доволен/не доволен3.Материал урока мне был понятен/не понятен
Самооценка результатов деятельности
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
IX. Домашнее задание.
По выбору:
1)выучить правило используя составленный « кластер».
Написать эссе по опорным словам. Опорные слова: существительное, род ,падеж,окончание;
2)выучить правило с.36-37 по учебнику,с.38 упр.4
Дети записывают домашнее задания по сложности выполнения.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать свою деятельность.
X. Итог урока.
-Решили мы проблему, которую ставили перед собой?
- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?
Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.
Регулятивные УУД:умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.