- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения с презентацией по теме: Воспитание чувства дружбы, трудолюбия и уважительного отношения к труду других людей в рассказе Н. Носова На горке (2 класс)
Урок литературного чтения с презентацией по теме: Воспитание чувства дружбы, трудолюбия и уважительного отношения к труду других людей в рассказе Н. Носова На горке (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евченко Т.Л. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «На горке».
Развивающая: развивать мышление, память, воображение, речь.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, чувство дружбы.
Задачи:
-
формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию;
-
формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения;
-
формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев;
-
развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе;
-
формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста);
-
развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
-
развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;
-
формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
-
развивать умение преобразовывать таблицу;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, пользоваться условными знаками для передачи информации. Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
Методы и формы обучения.
Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
-
Организационно - мотивационный момент
Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодейс-твия
УУД
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения
-Садитесь. Вы видите, что мы сегодня работаем необычно.
-На уроке мы будем художниками, литераторами, артистами, критиками, строителями.
Демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свои действия
-
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала
Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся
Речевая разминка. . Дыхательная гимнастика
• Вдох носом выдох через рот
• Нюхаем цветок
• Тушим свечи
• Читаем на выдохе
А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж
2. Отработка дикции
Ок-ок-ок - падает снежок
Ип-ип-ип- слышу снега скрип
Ре-ре-ре - горы в снежном серебре
3. Работа со скороговоркой
От топота копыт
Пыль по полю летит.
• Прочитать медленно, тихо.
• Прочитать медленно громко.
• Прочитать с ускорением.
• Прочитать с разной интонацией:
Почему пыль по полю летит?
Что летит от топота копыт?
Где пыль летит?
Что делает пыль?
-Для чего мы проводим речевые разминки? (чтобы выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие)
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей
. (Слайд с портретом Н. Н. Носова)
Установка:
- Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель?
- А сейчас уберите лишние!
-
Задание: (на карточках: «Фантазёры», «Вовка - добрая душа», «Незнайка на луне», «Живая шляпа», «Затейники», «Верёвочка»).
- На партах лежат карточки - работаете быстро.
-Прочитайте что вы подобрали о Носове?
-
Карточка №1
- Сопоставьте фамилии и факты биографии.
Агния Львовна Барто
Николай Николаевич Носов
Самуил Яковлевич Маршак
-
Родился в Воронеже, в семье талантливого изобретателя.
-
Родился в Киеве, в семье актёра. Сам был постановщиком мультфильмов. Первый рассказ написал для своего сына.
-
Нет такого мальчика или девочки, которые не могли бы с ходу прочитать стихи этого автора.
-Прочитайте ответ.
-
Карточка № 2
- Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2…
-
Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу.
-
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
-
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
-
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу.
- Как называется рассказ?
- Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик)
- Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску.
-Перед вами снежинки, на них слоги. Составьте слова из слогов.(снежинки собираются в горку)
лы, ка, сан, жи, ток, ки, конь.
-Какое слово лишнее? Почему?
- В какое время года мы слышим эти слова? Мы сделали из снежинок ещё одно «зимнее» слово. Какое?
-- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. (Анаграмма - игра буквами, задача образования из одних и тех же букв различных слов)
Слайд АН КЕГОР
- Правильно. Произведение называется «На горке»
1)
группа детей составляют кластер, убирая лишние слова
2)другая часть учеников выполняют задание на карточках.
Фронтальная, групповая
Регулятивные: планируют собственную деятельность. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.
Познавательные: логические; анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни
Коммуникативные: строить связное высказывание
3. Этап изучения нового учебного материала
Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность
Проблемный вопрос:
- может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске)
- Что же это такое, горка?
-У нас в гостях толковый словарь русского языка.
- «Горка - это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь»
- А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.
- Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной.
- Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д.
- О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной)
(На доске слайд с названием. Включаем рассказ ) (дети слушают) Целеполагание - Понравилось? Почему? - Как читал мальчик? (выразительно) - Вы прослушали театральную постановку. Читали артисты «Постановка - это произведение сценического искусства, может ставиться как на театральной сцене, так и на радио» -
Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы
учителя
Индивидуальная
Фронтальная
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы
Коммуникативные: строить связное высказывание
Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари;
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; допускать существование других точек зрения.
- Определите жанр этого произведения. Назовите признаки. (на столах лежат карточки с признаками разных жанров) Слайд (рассказ) - Откройте книгу - Прежде чем начнём читать, посмотрите на слайд: Словарная работа (на слайде трудные слова) - В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.) -1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой», 2 группа- «нацепил коньки», 3 группа - «бух носом»? - Молодцы.
4. Физкультминутка выполняем движения, имитирующие лыжников, фигуристов и т.д. - Прочитайте тему урока на доске: «Чему нас учат рассказы Н. Н. Носова? В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.
Обучающиеся объясняют значение слов, сохраняют учебную задачу.
5. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного
Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися - Читаем текст, даю установку: -В каждой группе выберите по 2 чтеца. Они должны читать быстро и выразительно. Когда закончится логическая часть, вы прервётесь, тогда литераторы придумывают заголовок, а критики дают оценку чтецу. 1 часть. - Что строили ребята? - Долго они работали? - Что они сделали после работы? - Как вы назвали бы эту часть? (горка) 2 часть. - Каким вы представляете Котьку? (хитрый) - Почему? - Как назовём эту часть? (Котька) 3 часть. - Что произошло, когда ребята ушли? - Понравилась ему горка? Радовался ли мальчик успехам чужого труда? - Почему не удалось прокатиться? - Что придумал Котька? - Получилось ли теперь прокатиться? - Как назовём эту часть? (Ошибка Котьки) 4 часть. - Когда прибежали ребята, какие чувства у них возникли? Рассмотрите иллюстрацию. Как художники - иллюстраторы показали на рисунке, что ребята очень рассердились, а Котька испугался? - Вызывает ли улыбку этот рисунок? Почему? - Как назовём эту часть? (Возмущение; горка испорчена) 5 часть. - Исправил ли Котька ошибку? - Понравилось ли ему самому трудиться? - Понял ли он, что чужой труд надо ценить? По каким словам понятно, что Котька стал переживать, что кто-нибудь может сломать горку? - Как назовём эту часть? (На ошибках учатся) - Кто помог Котьке стать лучше? Какие в группах получились заголовки, прочитайте.
Делят текст на логические части, понимают информацию,представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, переводят её в словесную форму; анализируют, обобщают, классифицируют
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: формирование умения ценить и принимать базовые ценности: «труд»
Познавательные: знаково-символические; логические;
Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив
6. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения
Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала
-Вернёмся к вопросам. Ответим на них.
Задание на размышление.
- Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя». Продолжаем работать в группах. Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам (на слайде сравниваем работу детей с образцом)
-Художники в это время(1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев? 2 группа составляет картинный план; 3 группа художников рассматривает животных на картинке)
Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.
Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе.
Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать ребят.
Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.
Групповая
Познавательные УУД:
Знаково-символические: моделирование, преобразование модели;
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Выберите пословицы, которые подходят к рассказу:
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
«Умел ошибиться, умей и поправиться»
«Волков бояться - в лес не ходить»
« Любишь кататься, люби и саночки возить!»
« Поспешишь-людей насмешишь»
Вернёмся к теме нашего урока.
Чему нас учат рассказы Носова?
Уважай труд других людей!
Будьте трудолюбивы, играйте дружно! ог урока.
- С какой целью Н. Носов написал этот рассказ?
Чтобы:
1.Развеселить читателя?
2.Подшутить над кем-нибудь?
3.Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними?
4.Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного
Расставляют картинки по порядку на презентации.
Работают фронтально, подбирают заголовки к иллюстрации.
Личностные: допускать существование других точек зрения
7. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Домашнее задание: выберите себе выберите по желанию Прочитать, рассказать рассказ «На горке» от своего имени, пересказать.
8. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это, построив свою горку. Для этого выберите те пазлы, символы на которых подходят к нашему уроку и соберите их. Один пазл от группы принесёт самый активный сегодня участник группы.
- У вас на парте снежки, прикрепите их на горку вверху, в середине, внизу, кто как ощущает себя по работе на уроке.
-Продолжите предложение:
Я сегодня познакомился с рассказом…
Я узнал, что …
Я справился со всеми …
Я не понял …
Я хочу похвалить…
Настроение после урока …
Ориентируются в нравственном содержании прочитанного, соотносят поступки с нравственными нормами; моделирование
Личностные: допускать существование других точек зрения