• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения с презентацией по теме: Воспитание чувства дружбы, трудолюбия и уважительного отношения к труду других людей в рассказе Н. Носова На горке (2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по теме: Воспитание чувства дружбы, трудолюбия и уважительного отношения к труду других людей в рассказе Н. Носова На горке (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «На горке».

Развивающая: развивать мышление, память, воображение, речь.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, чувство дружбы.

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию;

  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения;

  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев;

  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе;

  • формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста);

  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;

  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

  • развивать умение преобразовывать таблицу;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, пользоваться условными знаками для передачи информации. Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

  1. Организационно - мотивационный момент

Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейс-твия

УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения

-Садитесь. Вы видите, что мы сегодня работаем необычно.

-На уроке мы будем художниками, литераторами, артистами, критиками, строителями.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Речевая разминка. . Дыхательная гимнастика

• Вдох носом выдох через рот

• Нюхаем цветок

• Тушим свечи

• Читаем на выдохе

А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж
2. Отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре - горы в снежном серебре

3. Работа со скороговоркой

От топота копыт

Пыль по полю летит.

• Прочитать медленно, тихо.

• Прочитать медленно громко.

• Прочитать с ускорением.

• Прочитать с разной интонацией:

Почему пыль по полю летит?

Что летит от топота копыт?

Где пыль летит?

Что делает пыль?

-Для чего мы проводим речевые разминки? (чтобы выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие)

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:

Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей
. (Слайд с портретом Н. Н. Носова)

Установка:

- Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель?

- А сейчас уберите лишние!

  • Задание: (на карточках: «Фантазёры», «Вовка - добрая душа», «Незнайка на луне», «Живая шляпа», «Затейники», «Верёвочка»).

- На партах лежат карточки - работаете быстро.

-Прочитайте что вы подобрали о Носове?

  • Карточка №1

- Сопоставьте фамилии и факты биографии.

Агния Львовна Барто

Николай Николаевич Носов

Самуил Яковлевич Маршак

  • Родился в Воронеже, в семье талантливого изобретателя.

  • Родился в Киеве, в семье актёра. Сам был постановщиком мультфильмов. Первый рассказ написал для своего сына.

  • Нет такого мальчика или девочки, которые не могли бы с ходу прочитать стихи этого автора.

-Прочитайте ответ.

  • Карточка № 2

- Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2…

  • Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу.

  • Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

  • Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

  • Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

  • Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу.

- Как называется рассказ?

- Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик)

- Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску.

-Перед вами снежинки, на них слоги. Составьте слова из слогов.(снежинки собираются в горку)

лы, ка, сан, жи, ток, ки, конь.

-Какое слово лишнее? Почему?

- В какое время года мы слышим эти слова? Мы сделали из снежинок ещё одно «зимнее» слово. Какое?

-- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. (Анаграмма - игра буквами, задача образования из одних и тех же букв различных слов)

Слайд АН КЕГОР

- Правильно. Произведение называется «На горке»

1)

группа детей составляют кластер, убирая лишние слова

2)другая часть учеников выполняют задание на карточках.

Фронтальная, групповая

Регулятивные: планируют собственную деятельность. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: логические; анализ объектов с целью выделения признаков





Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Коммуникативные: строить связное высказывание

3. Этап изучения нового учебного материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность

Проблемный вопрос:

- может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске)

- Что же это такое, горка?

-У нас в гостях толковый словарь русского языка.

- «Горка - это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь»

- А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

- Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

- Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д.

- О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной)

(На доске слайд с названием. Включаем рассказ ) (дети слушают) Целеполагание - Понравилось? Почему? - Как читал мальчик? (выразительно) - Вы прослушали театральную постановку. Читали артисты «Постановка - это произведение сценического искусства, может ставиться как на театральной сцене, так и на радио» -


Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы

учителя



Индивидуальная

Фронтальная

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание



Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари;

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; допускать существование других точек зрения.


- Определите жанр этого произведения. Назовите признаки. (на столах лежат карточки с признаками разных жанров) Слайд (рассказ) - Откройте книгу - Прежде чем начнём читать, посмотрите на слайд: Словарная работа (на слайде трудные слова) - В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.) -1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой», 2 группа- «нацепил коньки», 3 группа - «бух носом»? - Молодцы.
4. Физкультминутка выполняем движения, имитирующие лыжников, фигуристов и т.д. - Прочитайте тему урока на доске: «Чему нас учат рассказы Н. Н. Носова? В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.

Обучающиеся объясняют значение слов, сохраняют учебную задачу.


5. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися - Читаем текст, даю установку: -В каждой группе выберите по 2 чтеца. Они должны читать быстро и выразительно. Когда закончится логическая часть, вы прервётесь, тогда литераторы придумывают заголовок, а критики дают оценку чтецу. 1 часть. - Что строили ребята? - Долго они работали? - Что они сделали после работы? - Как вы назвали бы эту часть? (горка) 2 часть. - Каким вы представляете Котьку? (хитрый) - Почему? - Как назовём эту часть? (Котька) 3 часть. - Что произошло, когда ребята ушли? - Понравилась ему горка? Радовался ли мальчик успехам чужого труда? - Почему не удалось прокатиться? - Что придумал Котька? - Получилось ли теперь прокатиться? - Как назовём эту часть? (Ошибка Котьки) 4 часть. - Когда прибежали ребята, какие чувства у них возникли? Рассмотрите иллюстрацию. Как художники - иллюстраторы показали на рисунке, что ребята очень рассердились, а Котька испугался? - Вызывает ли улыбку этот рисунок? Почему? - Как назовём эту часть? (Возмущение; горка испорчена) 5 часть. - Исправил ли Котька ошибку? - Понравилось ли ему самому трудиться? - Понял ли он, что чужой труд надо ценить? По каким словам понятно, что Котька стал переживать, что кто-нибудь может сломать горку? - Как назовём эту часть? (На ошибках учатся) - Кто помог Котьке стать лучше? Какие в группах получились заголовки, прочитайте.

Делят текст на логические части, понимают информацию,представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, переводят её в словесную форму; анализируют, обобщают, классифицируют

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: формирование умения ценить и принимать базовые ценности: «труд»


Познавательные: знаково-символические; логические;

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив

6. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала

-Вернёмся к вопросам. Ответим на них.

Задание на размышление.

- Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя». Продолжаем работать в группах. Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам (на слайде сравниваем работу детей с образцом)

-Художники в это время(1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев? 2 группа составляет картинный план; 3 группа художников рассматривает животных на картинке)

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.

Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе.

Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать ребят.

Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.

Групповая

Познавательные УУД:

Знаково-символические: моделирование, преобразование модели;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выберите пословицы, которые подходят к рассказу:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Умел ошибиться, умей и поправиться»

«Волков бояться - в лес не ходить»

« Любишь кататься, люби и саночки возить!»

« Поспешишь-людей насмешишь»

Вернёмся к теме нашего урока.

Чему нас учат рассказы Носова?

Уважай труд других людей!

Будьте трудолюбивы, играйте дружно! ог урока.

- С какой целью Н. Носов написал этот рассказ?

Чтобы:

1.Развеселить читателя?

2.Подшутить над кем-нибудь?

3.Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними?

4.Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного

Расставляют картинки по порядку на презентации.

Работают фронтально, подбирают заголовки к иллюстрации.

Личностные: допускать существование других точек зрения

7. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Домашнее задание: выберите себе выберите по желанию Прочитать, рассказать рассказ «На горке» от своего имени, пересказать.

8. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это, построив свою горку. Для этого выберите те пазлы, символы на которых подходят к нашему уроку и соберите их. Один пазл от группы принесёт самый активный сегодня участник группы.

- У вас на парте снежки, прикрепите их на горку вверху, в середине, внизу, кто как ощущает себя по работе на уроке.

-Продолжите предложение:

Я сегодня познакомился с рассказом…

Я узнал, что …

Я справился со всеми …

Я не понял …

Я хочу похвалить…

Настроение после урока …

Ориентируются в нравственном содержании прочитанного, соотносят поступки с нравственными нормами; моделирование

Личностные: допускать существование других точек зрения


© 2010-2022