Презентация на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Формирование читательской компетенции у младших школьников в условиях введения ФГОС начального образования». ( Слайд 1)

«Книга - духовное завещание одного

Поколения - другому».

А. И. Герцен

«Основная задача взрослых -

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я. Маршак

1. Компетенция - это совокупность определённых знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Читательская компетентность определяется: (Слайд 2)

  1. владением техники чтения;

  2. приёмами понимания прочитанного произведения;

  3. знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

  4. сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Этапы формирования читательской компетенции: ( Слайд 3)

- подготовительный

- начальный

- основной

- заключительный


  1. подготовительный

На данной ступени в своей работе я использовала индивидуально - дифференцированный подход в обучении. В связи с этим были выявлены 3 группы детей.

1 группа: не читающие дети ( требующие постоянного контроля);

2 группа : дети, читающие по слогам (способные справляться самостоятельно);

3 группа: дети, читающие целыми словами (способные за короткий срок справляться с материалом с высоким качеством и оказывать помощь другим).

Определив структуру читательской компетентности и изучив возможности моего класса, ( у большинства учащихся развиты познавательные интересы, чувство товарищества, взаимовыручки) , с целью создания целостного образовательного пространства , обеспечивающего создание условий для формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения и во внеурочной работе на разных этапах развития младших школьников. Я наметила следующие направления моей работы:


  1. совершенствование навыка чтения;

  2. предоставление возможности участия детей в проектной деятельности, которая ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся ( групповая, индивидуальная, парная);

  3. развития интереса к чтению путём расширения круга чтения и взаимодействие с родителями;

Итак, рассмотрим подробно каждую ступень развития учащихся младших классов.

Направления работы по формированию читательской компетенции на подготовительном этапе ( 1 класс). (Слайд 4).

  1. карточки - задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;

2. создание проекта « Мудрая гусеница» (Слайд 9).

Первый класс собирает гусеницу из разноцветных кругов. Каждое звено - прочитанная книга. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом, чтобы получилась длинная гусеница. Она растёт, развиваясь по стенам класса по мере того, как дети читают книги. Тот ученик, который прочитает больше книг награждается грамотой и объявляется «Знатоком» класса. Итоги подводят в конце 1 класса.


  1. Круг чтения: предлагаются произведения для чтения учителем вслух

( сказки, стихи, рассказы, загадки), детская художественная книга, объёмом 8 -15 страниц в типовом оформлении. Это произведения о родине. О её героях , о животных, о растениях.

Приложение

Карточки - задания на подготовительном этапе

Карточка №1 (Слайд 6)


  1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных: РРРРЬРРРР

  2. прочитай:

ар - Ра ор -ро ыр - ры Ир - ри

тур рык рот лир

крот - кро -ты рос - рос -ли

И -ра Ла -ра Ри -та Ки - Ра

Ро - лан Ки - рилл

Карточка №2 ( Слайд 7)

Обведи названия школьных вещей: пенал, кукла, карандаш, учебник, стакан, дневник, ранец.

Обведи названия животных: волк, синица, кабан, воробей, крокодил, ботинки, медведь.

Карточка №3 ( Слайд 8)

Найди и подчеркни предложение, которое к рассказу не относится.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. Листья на деревьях разноцветные. На реке появился лёд.

Карточки - задания на начальном этапе ( Слайд 11)

1.Прочитай скороговорку:

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

2.Прочитай скороговорку, выделяя голосом нужное слово.

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.

Карточки - задания на основном этапе. ( Слайд 16)

Прочитай слова в разном темпе.

кол знать ма

укол узнать мал

уколол познать мама

уколоть опознать марка

укололся опознанный маркиз

Карточки - задания на заключительном этапе ( Слайд 19).

Упражнения для увеличения темпа чтения:

- «Буксир» (быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по прочитанной строке).

- Приём « Буратино» ( разучивание скороговорок)


Направления работы по формированию читательской компетенции на начальном ( 2 класс). (Слайд 10).

  1. карточки - задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;


  1. создание проекта «Литературное лото» по произведениям С.Я. Маршака ( Слайд 12)

3. Круг чтения: предлагаются произведения русского народа и народов других стран, произведения русских и зарубежных писателей и классиков, произведения современных детских писателей.

Направления работы по формированию читательской компетенции на основном (3 класс). (Слайд 15).

1. карточки - задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;

2. « Угадай - ка» (викторина о животных, основанная на самостоятельном прочтении учащимися произведений о животных).

3. Круг чтения: : произведения УНТ, стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей, художественные и научно - популярные рассказы и очерки.

Направления работы по формированию читательской компетенции на заключительном этапе ( 4 класс). ( Слайд 18).


  1. . карточки - задания, способствующие развитию у учащихся навыков чтения;

  2. Проект « Время читать произведения А. С. Пушкина».(суть проекта заключается в том, что каждый участник за время проекта должен прочитать10 произведений А.С. Пушкина. Список произведений даётся в начале проекта. Итогом проверки является литературная викторина « Что? Где? Когда?»

Вывод: данная работа на разных этапах развития позволяет повысить учебную мотивацию на уроках чтения и во внеурочное время.


© 2010-2022