Конспект урока по окружающему миру на тему Равнины и горы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Равнины и горы.

Цели: - ознакомить ребят с понятием «равнина», «горы» с особенностями и природой равнин и гор; - научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, макет вулкана, образцы горных пород, карточки, презентация.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Задание 1

На доске высвечиваются названия предыдущих тем.

Океаны Материки Реки Озёра

- Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в этом списке?

- Почему?
- Какие материки вы знаете? (дети называют материки и показывают их на карте)
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

- Сейчас мы рассмотрим участки суши. - Нам поможет в этом крупные реки, которые протекают по территории Южной Америки и Африки.(работа в пате) - Найдите на карте самую крупную реку и поработайте по карточкам.

Детям раздаются листочки с изображением материков Южная Америка и Африка. Южная Америка Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом. Африка Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом. (Дети работают сам - но по карточкам. Затем выходят по 1 ученику от пары к карте, зачитывают вслух и показывают на карте.) -Каким цветом обозначены участки суши, по которым протекают крупные реки? (зелёным и жёлтым) -Что обозначается на карте зелёным и жёлтым цветом? (равнины) -Посмотрите как выглядят эти реки. (а презентации показываются реки: Амазонка и Нил) -А посмотрите ещё на одну реку. (показывается горная река Тургень) -В чём разница? (одни реки спокойные, а эта бурная) -Как вы думаете, почему эта река бурная? (она течёт в горах) -Какова же тема урока? (равнины и горы)

3.Постановка учебной задачи.

- Определяем основной вопрос урока.

- Нам помогут в этом наши друзья, которые вместе с нами путешествуют по окружающему миру. Кто это ребята? (Лена и Миша)

-Увидев картинку в книге «Окружающий мир», Лена сказала: Я считаю, что это равнина. Ведь ровная же поверхность.

-А Миша ей ответил: А я думаю, что это всё таки горы. Ведь поверхность расположена высоко над уровнем моря.

-Кто прав?

-Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор?

Вот мы спланировали нашу работу. Наша задача ответить на поставленные вопросы.

4.Совместное открытие знаний.

Равнины

- Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?

(большая часть суши обозначена зелёным и жёлтым цветом)

-Как узнать высоту участков суши? ( Чтобы узнать высоту участков суши нужно обратиться к условному знаку «Шкала высот в метрах»)

-Рассмотрим эту шкалу. (Дети рассматривают высоту и цвет участков суши)
- Какую высоту имеют участки суши зелёного и жёлтых цветов? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров).
-Чем отличаются эти равнины? (плоская и холмистая)

-Так какие же участки суши можно назвать равниной?( Равнина - ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря)

-Найдите самые крупные равнины на карте Европы и покажите. (Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская равнина)

-Рассмотрите два фрагмента карт. (стр.115)

-Чем различаются изображённые на них равнины?

-Чем ниже расположена равнина относительно уровня моря, тем медленнее текут по ней реки и тем больше на ней болот. Болота обозначают вот таким условным знаком (учитель показывает). Такую равнину называют низменностью.

-Самая большая низменность на карте в Европы - это Прикаспийская низменность. (учитель показывает)

-На Прикаспийской низменности тоже много болот.

-Есть ли польза от болот, как вы думаете? Это мы сейчас и узнаем.

(выступают дети и показывают карточки мха - сфагнума)

1.На болотах растёт мох-сфагнум. Он хорошо впитывает влагу и убивает микробы. Поэтому высушенный сфагнум можно использовать вместо ваты. Что и делали врачи во время Великой Отечественной войны.

2.Мох сфагнум живёт много лет. Пока его верхушка растёт, нижняя часть отмирает.

3.Отмершие части накапливаются и превращаются в торф. Торф - это ценное полезное ископаемое. Высушенный торф при сжигании даёт много тепла.

Физминутка

Горы

-Ребята, что вы видите на слайде? (горы)

-Горы - это очень красивые места. В горах можно увидеть - крутые снежные вершины и бездонные пропасти, каменные глыбы и узкие быстрые реки.

-Хотели бы вы оказаться в таких местах? Почему?(Там очень красиво, но и очень опасно. Не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть)

-Давайте поработаем с картой (с.128 - 129)

-Давайте обратимся к шкале высот и рассмотрим, каким цветом обозначают на карте горы? (коричневым)

-Найдите и покажите горы на карте.

Евразия - Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи.

Северная Америка - Кордильеры.

Южная Америка - Анды.

(Показ по слайдам гор)

-Какие горы самые высокие? Почему вы так решили? (Гималаи)

-Горы по высоте делятся на 3 вида: низкие горы (до 1000м - Хибины), средние горы (от 1000м до 2000м - Уральские горы) и высокие горы (более 2000м - Гималаи, Кавказ).

Самой высокой в мире считается гора Джомолунгма (более распространенное название - Эверест) в Гималаях, высота которой над уровнем моря 8 848 метров.

-Какие участки земной поверхности мы можем назвать горами? (Горы - это участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность)

-Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на стр.113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах (Работа по картинкам. Дети по книге рассказывают, что бывает в горах и на равнинах, и прикрепляют карточки на доску к надписям «равнина» и «горы»).

Полезные ископаемые

- Почему именно на равнине люди строят города и сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады? (Потому что равнины сложены из рыхлых пород)

- Давайте посмотрим из каких рыхлых пород сложены равнины? (с.114 учебник)

(Песок, глины, галька) (Учитель показывает эти породы)

- А из каких горных пород сложены горы? (с.114) (Известняк, гранит, базальт, мрамор).

(Учитель показывает эти горные породы).

- Как называются горные породы, которые использует человек? Прочитайте на стр.114.

(Горные породы, которые человек использует в своём хозяйстве, называют полезными ископаемыми).

- Прочитайте какие виды полезных ископаемых представлены в книге. (Магнитный железняк, каменный уголь, гранит, каменная соль)

- А чем полезны эти горные породы мы сейчас и узнаем.

(Сообщения детей о полезных ископаемых.)

Магнитный железняк - минерал тёмного цвета. На металлургических заводах, в доменных печах из железной руды выплавляют чугун и сталь. А затем на заводах изготавливают различные предметы из металла.

Железная дорога и гвоздь, станок и часы, океанский корабль и чайная ложка-всё это сделано из металлов.

Каменный уголь.

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник он настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Важное свойство угля - горючесть. Каменный уголь - используется как топливо. При горении он даёт много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Отгадайте загадку

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна. (ответ: соль)

Это - каменная соль. Очищенная каменная соль - важный пищевой продукт.

В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, соды. Соль используют в медицине и сельском хозяйстве.

Гранит.

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Гранит - очень прочный камень. Его используют в строительстве. Гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Исследовательская работа

- Ребята, мы с вами выяснили, что горы состоят из плотных горных пород.

- У вас на столе лежит представитель плотных горных пород - гранит. Давайте попробуем эту горную породу разломать. Получилось? (нет) Попробуйте расковырять или расколоть гвоздём. Получилось? (нет)

-Как вы думаете, могут ли горы и твёрдые камни (горные породы) разрушаться из которых состоят эти горы? (Ответы детей)

-А вот сейчас мы это и узнаем.

(Ребёнок представляет исследовательскую работу)

-Так могут ли разрушаться горы? (Да, но очень медленно)

5.Применяем полученные знания.

1.Работа в парах.

- А сейчас мы поработаем в парах.

- Выбери отличительные особенности гор и равнин.

(Два ученика работают у доски, прикрепляя карточки)

(Выдаются карточки с надписями. Дети распределяют: 1 вариант - равнины, 2 вариант - горы.)

-удобно построить город

-встречаются болота

-легче строить дороги

- ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря

- текут бурные реки

-больше дикой нетронутой природы

-сходят лавины и встречаются землетрясения

-местность лежит высоко над уровнем моря

- участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность

2.Работа с презентацией и картой.

-Материк, на котором находятся горы Альпы и Гималаи? (Евразия)

-Горы состоят из … (плотных горных пород)

-Железная руда, каменный уголь, соль, гранит - это … (полезные ископаемые).

-Самые крупные равнины в Европе? (восточно - Европейская и Западно - Сибирская)

-Самые высокие горы? (Гималаи)

-Какие бывают равнины? (Ровные и холмистые)

-Какие бывают горы? (Низкие, средние и высокие)

6.Рефлексия деятельности.

1.- Что нового узнали?
- Выберите карточку и продолжите её (на презентации).

2. - Оцените себя

(Дети оценивают себя по схеме «Самооценка», 1 - 2 ученика)

3.На доску каждый ученик прикрепляет самооценку за урок

(на гору камешек)

- Спасибо за урок.


© 2010-2022