- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Равнины и горы
Конспект урока по окружающему миру на тему Равнины и горы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина М.С. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цели: - ознакомить ребят с понятием «равнина», «горы» с особенностями и природой равнин и гор; - научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, макет вулкана, образцы горных пород, карточки, презентация.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Задание 1
На доске высвечиваются названия предыдущих тем.
Океаны Материки Реки Озёра
- Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в этом списке?
- Почему?
- Какие материки вы знаете? (дети называют материки и показывают их на карте)
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)
- Сейчас мы рассмотрим участки суши. - Нам поможет в этом крупные реки, которые протекают по территории Южной Америки и Африки.(работа в пате) - Найдите на карте самую крупную реку и поработайте по карточкам.
Детям раздаются листочки с изображением материков Южная Америка и Африка. Южная Америка Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом. Африка Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом. (Дети работают сам - но по карточкам. Затем выходят по 1 ученику от пары к карте, зачитывают вслух и показывают на карте.) -Каким цветом обозначены участки суши, по которым протекают крупные реки? (зелёным и жёлтым) -Что обозначается на карте зелёным и жёлтым цветом? (равнины) -Посмотрите как выглядят эти реки. (а презентации показываются реки: Амазонка и Нил) -А посмотрите ещё на одну реку. (показывается горная река Тургень) -В чём разница? (одни реки спокойные, а эта бурная) -Как вы думаете, почему эта река бурная? (она течёт в горах) -Какова же тема урока? (равнины и горы)
3.Постановка учебной задачи.
- Определяем основной вопрос урока.
- Нам помогут в этом наши друзья, которые вместе с нами путешествуют по окружающему миру. Кто это ребята? (Лена и Миша)
-Увидев картинку в книге «Окружающий мир», Лена сказала: Я считаю, что это равнина. Ведь ровная же поверхность.
-А Миша ей ответил: А я думаю, что это всё таки горы. Ведь поверхность расположена высоко над уровнем моря.
-Кто прав?
-Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор?
Вот мы спланировали нашу работу. Наша задача ответить на поставленные вопросы.
4.Совместное открытие знаний.
Равнины
- Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?
(большая часть суши обозначена зелёным и жёлтым цветом)
-Как узнать высоту участков суши? ( Чтобы узнать высоту участков суши нужно обратиться к условному знаку «Шкала высот в метрах»)
-Рассмотрим эту шкалу. (Дети рассматривают высоту и цвет участков суши)
- Какую высоту имеют участки суши зелёного и жёлтых цветов? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров).
-Чем отличаются эти равнины? (плоская и холмистая)
-Так какие же участки суши можно назвать равниной?( Равнина - ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря)
-Найдите самые крупные равнины на карте Европы и покажите. (Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская равнина)
-Рассмотрите два фрагмента карт. (стр.115)
-Чем различаются изображённые на них равнины?
-Чем ниже расположена равнина относительно уровня моря, тем медленнее текут по ней реки и тем больше на ней болот. Болота обозначают вот таким условным знаком (учитель показывает). Такую равнину называют низменностью.
-Самая большая низменность на карте в Европы - это Прикаспийская низменность. (учитель показывает)
-На Прикаспийской низменности тоже много болот.
-Есть ли польза от болот, как вы думаете? Это мы сейчас и узнаем.
(выступают дети и показывают карточки мха - сфагнума)
1.На болотах растёт мох-сфагнум. Он хорошо впитывает влагу и убивает микробы. Поэтому высушенный сфагнум можно использовать вместо ваты. Что и делали врачи во время Великой Отечественной войны.
2.Мох сфагнум живёт много лет. Пока его верхушка растёт, нижняя часть отмирает.
3.Отмершие части накапливаются и превращаются в торф. Торф - это ценное полезное ископаемое. Высушенный торф при сжигании даёт много тепла.
Физминутка
Горы
-Ребята, что вы видите на слайде? (горы)
-Горы - это очень красивые места. В горах можно увидеть - крутые снежные вершины и бездонные пропасти, каменные глыбы и узкие быстрые реки.
-Хотели бы вы оказаться в таких местах? Почему?(Там очень красиво, но и очень опасно. Не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть)
-Давайте поработаем с картой (с.128 - 129)
-Давайте обратимся к шкале высот и рассмотрим, каким цветом обозначают на карте горы? (коричневым)
-Найдите и покажите горы на карте.
Евразия - Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи.
Северная Америка - Кордильеры.
Южная Америка - Анды.
(Показ по слайдам гор)
-Какие горы самые высокие? Почему вы так решили? (Гималаи)
-Горы по высоте делятся на 3 вида: низкие горы (до 1000м - Хибины), средние горы (от 1000м до 2000м - Уральские горы) и высокие горы (более 2000м - Гималаи, Кавказ).
Самой высокой в мире считается гора Джомолунгма (более распространенное название - Эверест) в Гималаях, высота которой над уровнем моря 8 848 метров.
-Какие участки земной поверхности мы можем назвать горами? (Горы - это участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность)
-Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на стр.113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах (Работа по картинкам. Дети по книге рассказывают, что бывает в горах и на равнинах, и прикрепляют карточки на доску к надписям «равнина» и «горы»).
Полезные ископаемые
- Почему именно на равнине люди строят города и сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады? (Потому что равнины сложены из рыхлых пород)
- Давайте посмотрим из каких рыхлых пород сложены равнины? (с.114 учебник)
(Песок, глины, галька) (Учитель показывает эти породы)
- А из каких горных пород сложены горы? (с.114) (Известняк, гранит, базальт, мрамор).
(Учитель показывает эти горные породы).
- Как называются горные породы, которые использует человек? Прочитайте на стр.114.
(Горные породы, которые человек использует в своём хозяйстве, называют полезными ископаемыми).
- Прочитайте какие виды полезных ископаемых представлены в книге. (Магнитный железняк, каменный уголь, гранит, каменная соль)
- А чем полезны эти горные породы мы сейчас и узнаем.
(Сообщения детей о полезных ископаемых.)
Магнитный железняк - минерал тёмного цвета. На металлургических заводах, в доменных печах из железной руды выплавляют чугун и сталь. А затем на заводах изготавливают различные предметы из металла.
Железная дорога и гвоздь, станок и часы, океанский корабль и чайная ложка-всё это сделано из металлов.
Каменный уголь.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник он настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Важное свойство угля - горючесть. Каменный уголь - используется как топливо. При горении он даёт много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Отгадайте загадку
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (ответ: соль)
Это - каменная соль. Очищенная каменная соль - важный пищевой продукт.
В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, соды. Соль используют в медицине и сельском хозяйстве.
Гранит.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Гранит - очень прочный камень. Его используют в строительстве. Гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
Исследовательская работа
- Ребята, мы с вами выяснили, что горы состоят из плотных горных пород.
- У вас на столе лежит представитель плотных горных пород - гранит. Давайте попробуем эту горную породу разломать. Получилось? (нет) Попробуйте расковырять или расколоть гвоздём. Получилось? (нет)
-Как вы думаете, могут ли горы и твёрдые камни (горные породы) разрушаться из которых состоят эти горы? (Ответы детей)
-А вот сейчас мы это и узнаем.
(Ребёнок представляет исследовательскую работу)
-Так могут ли разрушаться горы? (Да, но очень медленно)
5.Применяем полученные знания.
1.Работа в парах.
- А сейчас мы поработаем в парах.
- Выбери отличительные особенности гор и равнин.
(Два ученика работают у доски, прикрепляя карточки)
(Выдаются карточки с надписями. Дети распределяют: 1 вариант - равнины, 2 вариант - горы.)
-удобно построить город
-встречаются болота
-легче строить дороги
- ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря
- текут бурные реки
-больше дикой нетронутой природы
-сходят лавины и встречаются землетрясения
-местность лежит высоко над уровнем моря
- участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность
2.Работа с презентацией и картой.
-Материк, на котором находятся горы Альпы и Гималаи? (Евразия)
-Горы состоят из … (плотных горных пород)
-Железная руда, каменный уголь, соль, гранит - это … (полезные ископаемые).
-Самые крупные равнины в Европе? (восточно - Европейская и Западно - Сибирская)
-Самые высокие горы? (Гималаи)
-Какие бывают равнины? (Ровные и холмистые)
-Какие бывают горы? (Низкие, средние и высокие)
6.Рефлексия деятельности.
1.- Что нового узнали?
- Выберите карточку и продолжите её (на презентации).
2. - Оцените себя
(Дети оценивают себя по схеме «Самооценка», 1 - 2 ученика)
3.На доску каждый ученик прикрепляет самооценку за урок
(на гору камешек)
- Спасибо за урок.