- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по безопасности и жизнедеятельности на тему Чрезвычайные ситуации
Урок по безопасности и жизнедеятельности на тему Чрезвычайные ситуации
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева Л.П. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект
урока по основам безопасности жизнедеятельности
по теме
" Чрезвычайные ситуации "
Тема. "Чрезвычайная ситуация - что это?" Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Оборудование. Географическая карта России; раздаточные листы для учащихся; кроссворд.ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель. Тема сегодняшнего урока - "Чрезвычайная ситуация".Знакомство с новым материалом
У. Что такое чрезвычайная ситуация? Дети. Опасность, угрожающая сразу многим людям. У. Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным? Д. Землетрясение, наводнение, шторм, авиакатастрофу, кораблекрушение. У. Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений. Д. Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя.- При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят спасатели.
- Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать.
- Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя. Учитель вешает на доску карту. В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.
У. Возьмите в руки раздаточные листы и прочитайте о том, что такое
наводнение. Д. Временный подъем воды в реке, озере или море. У. Из-за чего происходят наводнения? Д. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров. У. Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.
Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки, чтобы увеличить объем стока и повысить скорость течения.
Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.
У. Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, - землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло
несколько миллионов жизней.
Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.
Самые безопасные места в доме - углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.
В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях.
Физкультминутка
Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Перед нами прошли стихии земли, воды, остался - воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.- Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать?
Д. Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.
У. Что такое ураган?
Д. Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля.
У. Такой ветер сметает постройки, переносит с места на место автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли.
Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.
- Что такое смерч? Д. Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.
У. Смерч - это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой.
В Америке его называют торнадо, в Европе - тромб.
Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути.
Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.
В апреле 1974 г. над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо. Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 метров, скорость его движения достигает 40 км/ч.
Закрепление нового материала
- Что такое чрезвычайная ситуация? Д. Опасность, угрожающая сразу многим людям. У. Кто такие спасатели? Д. Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия. У. Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.
Вопросы
По горизонтали:
3. Сильный вихрь в Америке.
4. Ураган на Дальнем Востоке.
6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.
По вертикали:
1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.
7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.
Ответы
По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8. Землетрясение.
По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5. Буря. 7. Смерч.
У. Молодцы! Справились с заданием.