- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Л.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока
ОРКСЭ
модуль «Светская этика»
4 класс
Тема: «Совесть»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №542
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Васильева Лилия Викторовна
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «совесть». Задачи:
-
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Познавательные УУД
-извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Регулятивные УУДпонимать цель выполняемых действий; составлять план действий.
Личностные УУД
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей;
-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы
Ход урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя и содержание урока
Деятельность учеников
Организационный момент.
Психологический настрой.
« Искорка добра»
В одном селении люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечное солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало руки и сердца. Давайте передадим друг другу искорку добра, протянем ладони и улыбнемся.
Протягивают друг другу руки и улыбаются
Актуализация знаний
- Предлагаю начать урок с повторения.
Вставьте пропущенные слова, выделите необходимые словосочетания.
Слайд 1
- Следующее задание - пословицы.
Слайд 2
Обсуждения в группах, ответы учащихся.
Формулирование темы урока, постановка цели Проблема урока
- Сегодня мы будем говорить об очень важных понятиях для каждого человека. А о чем именно, я попрошу вас определить самих. Послушайте такую историю.
Слайд 3
У одного Мальчика был маленький друг- Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять - Стеклянный Человечек уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:
- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.
Стыдно станет мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.
Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.
- Что я сделал плохого или подумал? - с тревогой спросил Мальчик.
- Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своём товарище.
Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое яблоко, которое подарила ему мама.
Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить.
-
Что это за Стеклянный Человечек?
- Итак, тема урока СОВЕСТЬ. Запишем тему в тетради.
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
Слайд 4
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
4.Какая совесть бывает чиста?
Запишите в тетрадь вопрос, ответ на который вы хотели бы получить на уроке.
Формулируют тему, цели, задачи урока. Постановка проблемы.
- Совесть.
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести? 4.Какая совесть бывает чиста?)
Изучение нового материала
Значение слова «совесть»
Обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово «Совесть».
-Найдите определение этого понятия, подберите однокоренные слова.
Слайд 5
- Обратимся к учебнику, стр. 48. Найдите определение. Прочитайте. Запишите в тетрадь.
Слайд 6
Слайд 7
- Это древний философ Демокрит. Он первый пытался объяснить это понятие. Прочитаем вслух первый абзац на стр. 48. Обсудите в группах и заполните схему.
Слайд 8
Стыд Совесть
?
?
?
- Проверим ваши схемы. Молодцы.
Слайд 9
Сейчас предлагаю такое задание.
Слайд 10-11
- Предлагаю каждой группе поделиться своими выводами.
- Кто же должен быть слугой совести, какой человек?
(человек нравственный, моральный)
- Вы правы. Каждый должен быть слугой совести и прислушиваться к своему стеклянному человечку.
- А в каких литературных произведениях упоминается совесть?
Слайд 12
- Зачем на ваш взгляд мы наделены таким качеством, как совесть. Для чего она нам нужна? Поразмышляйте, можете воспользоваться учебником стр 49.
Хочу услышать ваши ответы. Заполним схему.
Слайд 13
- Совесть наш внутренний судья, наш помощник.
А что значит поступать по совести. Как поступать, чтобы совесть не мучила? Прочитаем историю.
Слайд 14
- Предлагаю вам в группах составить пирамиду СОВЕСТЬ. Распределите предложения в нужном, как вам кажется, порядке, чтобы на вершине оказалась чистая совесть, прозрачный стеклянный человечек.
-Проверим ваши пирамиды.
Слайд 15
- Совесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд - близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
Работают с определениями (по группам)
Чтение учебника.
Обсуждение, составление схемы.
Проверка, самооценивание.
Работа в группах, обсуждение, вывод.
1 группа. Человек сам управляет волей, разумом.
2 группа. Работа не всегда справедлива, совесть не дает ему спать.
3 группа. Голос совести может услышать только не очерствевшее сердце.
Отвечают на вопрос, при затруднениях используют подсказки из конвертов (зачитывают отрывки произведений)
Обсуждение, вывод.
Ответы учащихся.
Работают в группах.
Чтение «Случай на дороге»
Работа в группах.
Проверка.
Итог.
Рефлексия
Домашнее задание.
Вспомним какие вопросы мы поставили в начале урока.
Попробуем на них ответить.
- Отметьте те вопросы, на которые вы не получили сегодня ответ или вам что-то не понятно.
- Предлагаю каждому написать синквейн на тему «Совесть».
Предлагает оценить работу группы на уроке.
Домашнее задание предлагаю вам выбрать.
Слайд16
Закончить урок я хочу такими словами.
Слайд 17
Знайте, что она - бывает чистой;
А еще - способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Отвечают на вопросы, составляют синквейн, чтение, оценивание. Самооценивание.
Оценивают, высказывают трудности и успехи.
Записывают д/з.