Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 классМетодическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 классМетодическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 классМетодическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс










Методическая разработка урока

ОРКСЭ

модуль «Светская этика»

4 класс


Тема: «Совесть»







Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №542

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Васильева Лилия Викторовна


Цель: Познакомить учащихся с понятиями «совесть». Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты. Планируемые результаты: • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое. • Получат возможность осознать, для чего людям нужна совесть.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;


Регулятивные УУДпонимать цель выполняемых действий; составлять план действий.

Личностные УУД

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей;

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы



Ход урока


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

Организационный момент.

Психологический настрой.

« Искорка добра»

В одном селении люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечное солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало руки и сердца. Давайте передадим друг другу искорку добра, протянем ладони и улыбнемся.

Протягивают друг другу руки и улыбаются

Актуализация знаний

- Предлагаю начать урок с повторения.

Вставьте пропущенные слова, выделите необходимые словосочетания.

Слайд 1

- Следующее задание - пословицы.





Слайд 2

Обсуждения в группах, ответы учащихся.


Формулирование темы урока, постановка цели Проблема урока

- Сегодня мы будем говорить об очень важных понятиях для каждого человека. А о чем именно, я попрошу вас определить самих. Послушайте такую историю.

Слайд 3

У одного Мальчика был маленький друг- Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять - Стеклянный Человечек уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

- Что я сделал плохого или подумал? - с тревогой спросил Мальчик.

- Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить.

  • Что это за Стеклянный Человечек?

- Итак, тема урока СОВЕСТЬ. Запишем тему в тетради.

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Слайд 4

1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?

Запишите в тетрадь вопрос, ответ на который вы хотели бы получить на уроке.


Формулируют тему, цели, задачи урока. Постановка проблемы.































- Совесть.






1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

3.Что значит поступать по совести? 4.Какая совесть бывает чиста?)





Изучение нового материала

Значение слова «совесть»

Обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово «Совесть».

-Найдите определение этого понятия, подберите однокоренные слова.

Слайд 5

- Обратимся к учебнику, стр. 48. Найдите определение. Прочитайте. Запишите в тетрадь.

Слайд 6

Слайд 7

- Это древний философ Демокрит. Он первый пытался объяснить это понятие. Прочитаем вслух первый абзац на стр. 48. Обсудите в группах и заполните схему.

Слайд 8

Стыд Совесть

?

?

?

- Проверим ваши схемы. Молодцы.

Слайд 9

Сейчас предлагаю такое задание.

Слайд 10-11

- Предлагаю каждой группе поделиться своими выводами.


- Кто же должен быть слугой совести, какой человек?

(человек нравственный, моральный)

- Вы правы. Каждый должен быть слугой совести и прислушиваться к своему стеклянному человечку.

- А в каких литературных произведениях упоминается совесть?

Слайд 12

- Зачем на ваш взгляд мы наделены таким качеством, как совесть. Для чего она нам нужна? Поразмышляйте, можете воспользоваться учебником стр 49.

Хочу услышать ваши ответы. Заполним схему.

Слайд 13

- Совесть наш внутренний судья, наш помощник.

А что значит поступать по совести. Как поступать, чтобы совесть не мучила? Прочитаем историю.

Слайд 14

- Предлагаю вам в группах составить пирамиду СОВЕСТЬ. Распределите предложения в нужном, как вам кажется, порядке, чтобы на вершине оказалась чистая совесть, прозрачный стеклянный человечек.

-Проверим ваши пирамиды.

Слайд 15

- Совесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд - близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Работают с определениями (по группам)

Чтение учебника.

Обсуждение, составление схемы.

Проверка, самооценивание.


Работа в группах, обсуждение, вывод.

1 группа. Человек сам управляет волей, разумом.

2 группа. Работа не всегда справедлива, совесть не дает ему спать.

3 группа. Голос совести может услышать только не очерствевшее сердце.

Отвечают на вопрос, при затруднениях используют подсказки из конвертов (зачитывают отрывки произведений)

Обсуждение, вывод.

Ответы учащихся.

Работают в группах.

Чтение «Случай на дороге»

Работа в группах.

Проверка.


Итог.


Рефлексия

Домашнее задание.

Вспомним какие вопросы мы поставили в начале урока.

Попробуем на них ответить.

- Отметьте те вопросы, на которые вы не получили сегодня ответ или вам что-то не понятно.

- Предлагаю каждому написать синквейн на тему «Совесть».

Предлагает оценить работу группы на уроке.

Домашнее задание предлагаю вам выбрать.

Слайд16

Закончить урок я хочу такими словами.


Слайд 17


Знайте, что она - бывает чистой;
А еще - способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Отвечают на вопросы, составляют синквейн, чтение, оценивание. Самооценивание.

Оценивают, высказывают трудности и успехи.

Записывают д/з.


© 2010-2022