Сценарий внеклассного мероприятия Хлеб - всему голова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие во 2-Б классе

МБОУ СОШ №86

« Хлеб - всему голова»

Учитель: Китовская Ирина Владимировна

Цель:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе.

Задачи:


  • Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями.

  • Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей.

  • Способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

  • Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях

  • Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду


  • Помещение оформляется плакатами с пословицами и поговорками о хлебе; иллюстрациями; в уголке чтения оформляется выставка книг о хлебе. На столе блюда приготовленные из хлеба родителями и детьми; различная домашняя выпечка.







Сценарий внеклассного мероприятия Хлеб - всему голова (2 класс)



























День открытых дверей

19 апреля 2014

Ход занятия

СЛАЙД 1

Учитель: Вот какой был случай:

Мать утром спросила сына: "Что бы ты хотел съесть к завтраку?" Мальчик сказал, не задумываясь:

- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.

- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.

- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:

- Невкусно!

- Что так?

- Понял, не посолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба - то на столе нет. Мать смеётся:

- Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль - ты позабыл.

СЛАЙД 2,а

Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.

СЛАЙД 2,б

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

ЩЕЛЧОК Первый хлеб на Земле. Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.
СЛАЙД 3

Ученик: Как появился хлеб на земле? СЛАЙД 4 Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой.

СЛАЙД 5, а,б,в

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши на горячих от солнца камнях. В дальнейшем основой для хлеба стало тесто, а не каша из зерна.

СЛАЙД 6

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб».

СЛАЙД 7

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)

Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.


Конкурс «Знатоки каши» - проводит ученик (за правильный ответ выдаётся колосок)
-Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок? (из топора «Каша из топора») -Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшок каши»? (Это был подарок старушки, которую девочка угостила ягодами в лесу.)
Учитель:


На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Конкурс «Как вы думаете?» - проводит ученик (За правильный ответ-колосок.)

-Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…

  • -100зёрен

  • -1000 зёрен

  • -10000 зёрен

-В старину хлеб называли ситным, потому что….

  • -он даёт сытость

  • -муку просеивали через сито

  • -такое название имел сорт пшеницы

-Глиняную печь для выпечки хлеба - ТАНДЫР - первыми придумали жители…

  • -Средней Азии

  • -Китая

  • -Франции

Учитель: - Хлеб в старину называли "жито", от слова жить.

С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Откуда же хлеб берётся?

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.

СЛАЙД 8 Сотворение каравая

Посмотрите на слайды - вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так - когда приходит время сбора урожая.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем вести разговор? (высказывания детей)

-Верно, мы поговорим о том, как маленькие, беспомощные зернышки превращаются в красивые аппетитные караваи.

Ученики читают стихи:

1. Есть пословица в народе-

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

2.Вот об этом-то как раз СЛАЙД 9

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто- чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

3.За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

4.На широкие долины СЛАЙД 10

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно -

Сеют сеялки зерно.

Учитель: Продолжается рассказ, СЛАЙД 11

Урожай поспел у нас.

5.Выплывают на просторы, СЛАЙД 12

Ветер песню им поёт,

Капитаны-комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.

6.Как из колоса тугого СЛАЙД 13

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно.

7.Вот на мельнице пшеница, СЛАЙД 14

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

8.На большом хлебозаводе СЛАЙД 15

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

9.Вот он, хлебушко душистый, СЛАЙД 16

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

10.В нем - здоровье наше сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

11.Слава миру на земле! СЛАЙД 17

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель: - Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Давайте вспомним некоторые из них. СЛАЙД 18

Конкурс загадок - проводит ученик (за правильный ответ-колосок)

Ученик:

Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт (водитель)

Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)

Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)

СЛАЙД 19

Учитель: - С древних времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом - кругом с точкой в середине.

Учитель: - Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…

- А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен)

- Это много или мало? (очень много).

А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте! (за правильный ответ-колосок)

Ученик:

В воде родится,

А воды боится (соль)

Я и туча, и туман.

И ручей, и океан,

И летаю,и бегу.

И стеклянной стать могу (вода)

Я бел, как снег.

Я в чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

Новая посуда,

А вся в дырках (сито)

Жидкое, а не вода.

Сладкое, а не мёд.

От Бурёнушки берут,

Деточкам дают (молоко)

Учитель: Старинная народная пословица гласит: "Если хлеб на столе, то и стол - престол! А когда хлеба ни куска - то и стол - доска!"

СЛАЙД 20

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них, которые нашли наши ребята.

Ученик:

  • Хлеб-батюшка, вода-матушка.

  • Хлебушко - калачу дедушка.

  • Худ обед, когда хлеба нет.

  • Хлеба - ни куска, так и в горнице тоска.

  • Хлеб да вода - мужицкая еда.

СЛАЙД 21

А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.

Ученик:


  • Даром хлеб есть (Жить напрасно, не принося никакой пользы.)

  • Хлеб, да соль! (Приятного, хорошего аппетита.)

  • Хлеб насущный (Необходимое средство для жизни.)

  • Хлеб-соль! (Угощение).

Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.

СЛАЙД 22

Для следующего конкурса выберем двух участников.

Отборочные вопросы:

  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? ( «Колобок»)

  • В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

  • (Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь»

Задание конкурса: На тарелочке перед игроками - румяная булочка. Кто скажет ей больше хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок, проигравший - колосок.

СЛАЙД 23

Учитель:

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!

Ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба -
Сто двадцать пять грамм!

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб - всей жизни голова!

СЛАЙД 24

Учитель: - А сколько хлеба нужно вашей семье? (высказывания детей) - Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)

СЛАЙД 25

- Как сегодня мы должны относится к хлебу? ( высказывания детей) - Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом (см. на слайд)

СЛАЙД 26

Как можно освежить хлеб, если он зачерствел? Узнаем советы бережливых хозяек. Этими советами поделится с нами ….

Ученик:

  • Завернуть во влажную льняную салфетку на 5 минут, потом развернуть и на 20 - 25 минут поместить в теплую духовку.

  • Слегка окропить хлеб водой, затем подсушить в нагретой духовке 3 - 5 минут.

  • Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Такие сухарики - настоящее лакомство.

*На блюде выносят сухарики, угощают всех.

Учитель (итог):

Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось.

Это результат вашего труда!!!

СЛАЙД 27

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, используя начала предложений, поделились своими впечатлениями о сегодняшнем путешествии.

  • Сегодня я узнал…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
  • Я почувствовал, что…
  • Заставил задуматься…
  • Навел на размышления…

Наше занятие закончено. Спасибо за участие и внимание.

  • Звучит песня «Русское поле»( сл. И. Гофф, муз. Френкеля) слайд 30


  • Проводится дегустация блюд из хлеба, приготовленных родителями и детьми, чаепитие с домашней выпечкой.

Литература:

  1. Р. И. Зотова "Пекарь - это хорошо!" Москва, "Московский рабочий",1986 г.

  2. В. Д. Кармазин "Наш хлеб" Москва, "Правда", 1986 г.

  3. Б. А. Алмазов "Наш хлеб" Ленинград, "Детская литература", 1985 г.

  4. Сборник "Делу - время, потехе - час". Москва, "Детская литература", 1986 г.

  5. М. М. Люфти "Разные песни разных профессий" Москва, "Детская литература", 1987 г.

  6. Журнал "Начальная школа" №3, 1986 г. Москва, "Просвещение".

  7. Алексеев М. Н. Цена ему - жизнь. Слово о хлебе. - М.: Детская литература, 1980.

  8. М.Ивин Хлеб сегодня, хлеб завтра.- Детская литература, 1980г.

  9. В. Д. Кармазин. Наш хлеб. - Москва, "Правда", 1986 г.

  10. Сборник Делу - время, потехе - час .- Москва, "Детская литература", 1986 г.

  11. Леонтьева В. Б. Праздники для детей 4 - 10 лет/ В. Б. Леонтьева. Н. В. Фалей. - Минск: Юнипресс, 2001 г.

  12. Журнал Пачатковая шкова. 2009 г, № 7

  13. Лупач Д. П. Хлеб на нашем столе. - Минск: Беларусь, 1988

  14. Оганезов А. Н. О нашем хлебе: кн. для учащихся/ А. Н. Оганезов . - Минск: Народная асвета, 1986 г.

  15. Энциклопедия для детей. «Страны. Народы, Цивилизации.» Том 13. - М.: «Аванта+», 2002

  16. «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?» - М.: «ЭКСМО», 2004

  17. Энциклопедия. «Хочешь знать почему?» - М.: «Махаон», 2006

  18. «Моя первая энциклопедия». - М.: «РОСМЭН», 2003


  1. Интернет-ресурсы

mp3lemon.net/song/59686/Obodzinskii_Valerii_-_05_-_Russkoe_pole

mp3lemon.net/song/315652/Voronec_Olga_-_12_-_Hleb_vsemu_golova

ymp3.ru/download35646.html Людмила Зыкина - Баллада о спасенном хлебе

sovetskiymultik.at.ua/index/istorija_devochki_nastupivshej_na_khleb/0-681 мультфильм

texno-site.ru/content/istoriya-razvitiya-khlebopekarnogo-proizvodstva История развития хлебопекарного производства

wew.animalworld.com.ua/news/Kak_pojavilsja_pervyj_hleb как появился первый хлеб

Сценарий внеклассного мероприятия Хлеб - всему голова (2 класс)


© 2010-2022