- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий внеклассного мероприятия Хлеб - всему голова (2 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия Хлеб - всему голова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Китовская И.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие во 2-Б классе
МБОУ СОШ №86
« Хлеб - всему голова»
Учитель: Китовская Ирина Владимировна
Цель:
-
Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе.
Задачи:
-
Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями.
-
Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей.
-
Способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
-
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях
-
Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду
-
Помещение оформляется плакатами с пословицами и поговорками о хлебе; иллюстрациями; в уголке чтения оформляется выставка книг о хлебе. На столе блюда приготовленные из хлеба родителями и детьми; различная домашняя выпечка.
День открытых дверей
19 апреля 2014
Ход занятия
СЛАЙД 1
Учитель: Вот какой был случай:
Мать утром спросила сына: "Что бы ты хотел съесть к завтраку?" Мальчик сказал, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба - то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль - ты позабыл.
СЛАЙД 2,а
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
СЛАЙД 2,б
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
ЩЕЛЧОК Первый хлеб на Земле. Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.
СЛАЙД 3
Ученик: Как появился хлеб на земле? СЛАЙД 4 Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой.
СЛАЙД 5, а,б,в
Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши на горячих от солнца камнях. В дальнейшем основой для хлеба стало тесто, а не каша из зерна.
СЛАЙД 6
Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб».
СЛАЙД 7
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Конкурс «Знатоки каши» - проводит ученик (за правильный ответ выдаётся колосок)
-Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок? (из топора «Каша из топора») -Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшок каши»? (Это был подарок старушки, которую девочка угостила ягодами в лесу.)
Учитель:
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.
Конкурс «Как вы думаете?» - проводит ученик (За правильный ответ-колосок.)
-Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…
-
-100зёрен
-
-1000 зёрен
-
-10000 зёрен
-В старину хлеб называли ситным, потому что….
-
-он даёт сытость
-
-муку просеивали через сито
-
-такое название имел сорт пшеницы
-Глиняную печь для выпечки хлеба - ТАНДЫР - первыми придумали жители…
-
-Средней Азии
-
-Китая
-
-Франции
Учитель: - Хлеб в старину называли "жито", от слова жить.
С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
Откуда же хлеб берётся?
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
СЛАЙД 8 Сотворение каравая
Посмотрите на слайды - вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так - когда приходит время сбора урожая.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем вести разговор? (высказывания детей)
-Верно, мы поговорим о том, как маленькие, беспомощные зернышки превращаются в красивые аппетитные караваи.
Ученики читают стихи:
1. Есть пословица в народе-
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
2.Вот об этом-то как раз СЛАЙД 9
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто- чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
3.За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
4.На широкие долины СЛАЙД 10
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно -
Сеют сеялки зерно.
Учитель: Продолжается рассказ, СЛАЙД 11
Урожай поспел у нас.
5.Выплывают на просторы, СЛАЙД 12
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
6.Как из колоса тугого СЛАЙД 13
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
7.Вот на мельнице пшеница, СЛАЙД 14
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
8.На большом хлебозаводе СЛАЙД 15
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
9.Вот он, хлебушко душистый, СЛАЙД 16
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
10.В нем - здоровье наше сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
11.Слава миру на земле! СЛАЙД 17
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Учитель: - Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Давайте вспомним некоторые из них. СЛАЙД 18
Конкурс загадок - проводит ученик (за правильный ответ-колосок)
Ученик:
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт (водитель)
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
СЛАЙД 19
Учитель: - С древних времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом - кругом с точкой в середине.
Учитель: - Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…
- А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен)
- Это много или мало? (очень много).
А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте! (за правильный ответ-колосок)
Ученик:
В воде родится,
А воды боится (соль)
Я и туча, и туман.
И ручей, и океан,
И летаю,и бегу.
И стеклянной стать могу (вода)
Я бел, как снег.
Я в чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам (сахар)
Новая посуда,
А вся в дырках (сито)
Жидкое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От Бурёнушки берут,
Деточкам дают (молоко)
Учитель: Старинная народная пословица гласит: "Если хлеб на столе, то и стол - престол! А когда хлеба ни куска - то и стол - доска!"
СЛАЙД 20
Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них, которые нашли наши ребята.
Ученик:
-
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
-
Хлебушко - калачу дедушка.
-
Худ обед, когда хлеба нет.
-
Хлеба - ни куска, так и в горнице тоска.
-
Хлеб да вода - мужицкая еда.
СЛАЙД 21
А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.
Ученик:
-
Даром хлеб есть (Жить напрасно, не принося никакой пользы.)
-
Хлеб, да соль! (Приятного, хорошего аппетита.)
-
Хлеб насущный (Необходимое средство для жизни.)
-
Хлеб-соль! (Угощение).
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
СЛАЙД 22
Для следующего конкурса выберем двух участников.
Отборочные вопросы:
-
Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? ( «Колобок»)
-
В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)
-
(Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь»
Задание конкурса: На тарелочке перед игроками - румяная булочка. Кто скажет ей больше хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок, проигравший - колосок.
СЛАЙД 23
Учитель:
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!
Ученик:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба -
Сто двадцать пять грамм!
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб - всей жизни голова!
СЛАЙД 24
Учитель: - А сколько хлеба нужно вашей семье? (высказывания детей) - Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)
СЛАЙД 25
- Как сегодня мы должны относится к хлебу? ( высказывания детей) - Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом (см. на слайд)
СЛАЙД 26
Как можно освежить хлеб, если он зачерствел? Узнаем советы бережливых хозяек. Этими советами поделится с нами ….
Ученик:
-
Завернуть во влажную льняную салфетку на 5 минут, потом развернуть и на 20 - 25 минут поместить в теплую духовку.
-
Слегка окропить хлеб водой, затем подсушить в нагретой духовке 3 - 5 минут.
-
Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Такие сухарики - настоящее лакомство.
*На блюде выносят сухарики, угощают всех.
Учитель (итог):
Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось.
Это результат вашего труда!!!
СЛАЙД 27
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, используя начала предложений, поделились своими впечатлениями о сегодняшнем путешествии.
- Сегодня я узнал…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Я почувствовал, что…
- Заставил задуматься…
- Навел на размышления…
Наше занятие закончено. Спасибо за участие и внимание.
-
Звучит песня «Русское поле»( сл. И. Гофф, муз. Френкеля) слайд 30
-
Проводится дегустация блюд из хлеба, приготовленных родителями и детьми, чаепитие с домашней выпечкой.
Литература:
-
Р. И. Зотова "Пекарь - это хорошо!" Москва, "Московский рабочий",1986 г.
-
В. Д. Кармазин "Наш хлеб" Москва, "Правда", 1986 г.
-
Б. А. Алмазов "Наш хлеб" Ленинград, "Детская литература", 1985 г.
-
Сборник "Делу - время, потехе - час". Москва, "Детская литература", 1986 г.
-
М. М. Люфти "Разные песни разных профессий" Москва, "Детская литература", 1987 г.
-
Журнал "Начальная школа" №3, 1986 г. Москва, "Просвещение".
-
Алексеев М. Н. Цена ему - жизнь. Слово о хлебе. - М.: Детская литература, 1980.
-
М.Ивин Хлеб сегодня, хлеб завтра.- Детская литература, 1980г.
-
В. Д. Кармазин. Наш хлеб. - Москва, "Правда", 1986 г.
-
Сборник Делу - время, потехе - час .- Москва, "Детская литература", 1986 г.
-
Леонтьева В. Б. Праздники для детей 4 - 10 лет/ В. Б. Леонтьева. Н. В. Фалей. - Минск: Юнипресс, 2001 г.
-
Журнал Пачатковая шкова. 2009 г, № 7
-
Лупач Д. П. Хлеб на нашем столе. - Минск: Беларусь, 1988
-
Оганезов А. Н. О нашем хлебе: кн. для учащихся/ А. Н. Оганезов . - Минск: Народная асвета, 1986 г.
-
Энциклопедия для детей. «Страны. Народы, Цивилизации.» Том 13. - М.: «Аванта+», 2002
-
«Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?» - М.: «ЭКСМО», 2004
-
Энциклопедия. «Хочешь знать почему?» - М.: «Махаон», 2006
-
«Моя первая энциклопедия». - М.: «РОСМЭН», 2003
-
Интернет-ресурсы
mp3lemon.net/song/59686/Obodzinskii_Valerii_-_05_-_Russkoe_pole
mp3lemon.net/song/315652/Voronec_Olga_-_12_-_Hleb_vsemu_golova
ymp3.ru/download35646.html Людмила Зыкина - Баллада о спасенном хлебе
sovetskiymultik.at.ua/index/istorija_devochki_nastupivshej_na_khleb/0-681 мультфильм
texno-site.ru/content/istoriya-razvitiya-khlebopekarnogo-proizvodstva История развития хлебопекарного производства
wew.animalworld.com.ua/news/Kak_pojavilsja_pervyj_hleb как появился первый хлеб