- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа учебного курса информатика и ИКТ 3 класс
Рабочая программа учебного курса информатика и ИКТ 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорожкина Н.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Информатика» для начальной школы / Бененсон Е.П., Паутова А.Г. - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/ Учебник, 2012 г. - Проект «Перспективная начальная школа». Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен как курс по выбору, изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. По 34 часа в год. Объём учебного времени на изучение предмета во 2-4 классах составляет 102 часа.
Цели и задачи курса Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- Учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач.
- Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
- Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере.
- Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Общая характеристика предмета Весь материал курса сгруппирован в пять разделов- информационная картина мира: - компьютер - универсальная машина по обработке информации. - алгоритмы и исполнители. - объекты и их свойства. - Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. Понятие информации и работа с информацией В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса. Обучение начинается с введения во 2-ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нём процессах. При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода - клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают её (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер). В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект: Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса. В 3-м и 4-м классах обсуждаются различные способы организации информации:
- список, таблица (3 класс);
- дерево, гипертекст (4 класс).
- со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
- планирование деятельности человека;
- управление формальными исполнителями.
- рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
- перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
- фундаментальные знания о компьютере,
- практическая работа на компьютере.
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
- правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
- правила использования коллективных носителей информации (3 и 4 классы);
- правила цитирования литературных источников (4 класс).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Вклад курса в решение основных педагогических задач Педагогические функции курса информатики, как и любой образовательной области, а также отражающего ее школьного учебного предмета, определяются вкладом образовательной области в решение основных задач общего образования: • формирование основ современного научного мировоззрения; • развитие мышления; • подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования. В соответствии с этим содержание базового курса информатики, предусмотренное государственными стандартами образования, сочетает в себе три основных направления, отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательный значимости: мировоззренческий, алгоритмический и пользовательский. Очевидно, что педагогические функции курса информатики реализуются не сами по себе, а в специально организованных условиях обучения информатике.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников. Организация учебного процесса: классно-урочная; в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на каждом уроках предполагается работа учащихся за компьютером со специальными программами (15 мин.). Организация текущего и промежуточного контроля знаний: Две контрольных работы по итогам полугодия.
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Личностные результаты Нравственно-этическое оценивание. выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников. Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «какой смысл имеет для меня учение? какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость. Метапредметные результаты образовательной деятельности В процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» у выпускника начальной школы будут сформированы умения: - ставить учебные цели; - использовать внешний план для решения поставленной задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное; - сличать результат действий с эталоном (целью); - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью. Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
Учебно-тематический план
Наименование раздела
Колличество часов
всего
Контрольные работы
Самостоятельные и практические работы
Экскурсии
Работа по развитию речи
Информационная картина мира
9
Компьютер - универсальная машина для обработки информации
3
Алгоритмы и исполнители
11
1
Объекты и их свойства
10
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
1
1
34
2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 класс (34 ч) Информационная картина мира (9 ч) Способы организации информации организация информации в виде списка. Упорядочение списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. запись решения логических задач в виде таблиц. создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т.д.) вручную и с помощью компьютера. Компьютер - универсальная машина для обработки информации (3 ч) Фундаментальные знания о компьютере Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа - алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы на компьютере. Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр). Алгоритмы и исполнители (11 ч) Линейные алгоритмы с переменными имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя. Создание алгоритмов методом последовательной детализации создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма. Условный алгоритм (ветвление) выбор действия в условном алгоритме в зависимости от вы- полнения условия. запись условного алгоритма с помощью блоксхем. использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов. Объекты и их свойства (10 ч) Объекты.Объект и его свойства. имя и значение свойства (например, имя свойства - цвет, значение свойства - красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. сравнение объектов. Понятие класса объектов. Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч) Носители информации коллективного пользования библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Календарно-тематическое планирование 3 «А» класс.
№
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
план.
факт.
1
Информация
(что мы о ней знаем)
1
ЛИЧНОСТ Н ЫЕ УУД Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Общеучебные универсальные действия
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД Анализ объектов, сравнение, классификация, синтез.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и информации
2. Знаково-символическое моделирование
3. Смысловое чтение
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
5. Постановка и формулирование проблемы
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Работа в группах, парах
2
Компьютер
(что мы о нём знаем)
1
3
Объекты и их свойства. Список.
1
4
Объекты и их свойства. Список.
1
5
Порядок элементов в списке.
1
6
Упорядоченные списки.
1
7
Многоуровневые списки.
1
8
Простые и многоуровневые списки.
1
9
Твои успехи
1
10
Класс объектов.
1
11
Таблицы.
1
12
Таблицы.
1
13
Порядок записей в таблице.
1
14
Поиск информации в таблице.
1
15
Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»
1
16
Проверь себя! Выполнение заданий из раздела «Твои успехи» и дополнительных заданий
1
17
2 полугодие.
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
1
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации
2. Знаково-символическое моделирование
3. Смысловое чтение
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Планирование и целеполагание.
Контроль и коррекция.
Оценивание.
ЛИЧНОСТН ЫЕ УУД
Нравственно-этическое оценивание.
Самоопределение и смыслообразование.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
18
Исполнитель алгоритмов Считайка.
1
19
Имя и значение переменной.
1
20
Блок-схема алгоритма. Ветвление.
1
21
Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.
1
22
Простые и сложные высказывания.
1
23
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
1
24
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
1
25
Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.
1
26
Команды с параметрами. Исполнитель алгоритмов Чертёжник.
1
27
Повторение
1
28
Исполнитель алгоритмов Пожарный.
1
29
Свойства объектов ПОЖАРНЫЙ и ПОЖАР.
1
30
Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.
1
31
Метод последовательной детализации.
1
32
Простые и сложные условия в алгоритмах.
1
33
Повторение
Контрольная работа №2
1
34
Итоговое повторение и обобщение.
1
Календарно-тематическое планирование 3 «Б» класс.
№
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
план.
факт.
1
Информация
(что мы о ней знаем)
1
ЛИЧНОСТ Н ЫЕ УУД Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Общеучебные универсальные действия
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД Анализ объектов, сравнение, классификация, синтез.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и информации
2. Знаково-символическое моделирование
3. Смысловое чтение
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
5. Постановка и формулирование проблемы
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Работа в группах, парах
2
Компьютер
(что мы о нём знаем)
1
3
Объекты и их свойства. Список.
1
4
Объекты и их свойства. Список.
1
5
Порядок элементов в списке.
1
6
Упорядоченные списки.
1
7
Многоуровневые списки.
1
8
Простые и многоуровневые списки.
1
9
Твои успехи
1
10
Класс объектов.
1
11
Таблицы.
1
12
Таблицы.
1
13
Порядок записей в таблице.
1
14
Поиск информации в таблице.
1
15
Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»
1
16
Проверь себя! Выполнение заданий из раздела «Твои успехи» и дополнительных заданий
1
17
2 полугодие.
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
1
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации
2. Знаково-символическое моделирование
3. Смысловое чтение
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Планирование и целеполагание.
Контроль и коррекция.
Оценивание.
ЛИЧНОСТН ЫЕ УУД
Нравственно-этическое оценивание.
Самоопределение и смыслообразование.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
18
Исполнитель алгоритмов Считайка.
1
19
Имя и значение переменной.
1
20
Блок-схема алгоритма. Ветвление.
1
21
Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.
1
22
Простые и сложные высказывания.
1
23
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
1
24
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
1
25
Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.
1
26
Команды с параметрами. Исполнитель алгоритмов Чертёжник.
1
27
Повторение
1
28
Исполнитель алгоритмов Пожарный.
1
29
Свойства объектов ПОЖАРНЫЙ и ПОЖАР.
1
30
Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.
1
31
Метод последовательной детализации.
1
32
Простые и сложные условия в алгоритмах.
1
33
Повторение
Контрольная работа №2
1
34
Итоговое повторение и обобщение.
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
К
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Д
Кабинет информатики
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства (электронные пособия)
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. - М.: Академкнига/Учебник, 2004.
Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.
К
К
Кабинет информатики
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Персональный компьютер Мультимедийный проектор.
Д
Д
Д
Д
Используемая литература
-
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
-
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
-
Рабочие программы по учебнику Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».