- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева Н.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
УМК: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2012
Содержание рабочей программы по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
I. Пояснительная записка к рабочей программе изучаемого модуля.
II. Цели и задачи изучаемого модуля.
III. Основное содержание изучаемого модуля.
IV. Реализация регионального компонента.
V. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
VI.Учебное и учебно-методическое обеспечение.
VII. Календарно-тематическое планирование.
VIII.Список литературы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
- иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
- ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
- полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
- ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
- восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
- предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
- многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
- общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения и учебном плане Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
-
Пояснительная записка к рабочей программе модуля «Светская этика»
Рабочая программа составлена на основе:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2012.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
- Цели и задачи модуля «Светская этика»
- Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
-
Основное содержание модуля «Светская этика»
№ п/п
Наименование раздела, блока
Количество часов
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1
2. Основы светской этики.
28
3. Духовные традиции многонационального народа России
5
Итого
34
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
- высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
-
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
-
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
-
М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2012
-
Основы светской этики. 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
Для учителя:
-
Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
-
Учебные видеоматериалы к урокам.
-
Ресурсы школьной библиотеки.
-
Основы светской этики. 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
Для родителей:
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.
VII. Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики» для 4 класса
Общая тема
Кол-во часов
№ № п\п
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Дата
По плану
Факт
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1 ч
1
Россия - наша Родина.
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.
Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.
Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.
Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме).
Основы религиозных культур и светской этики
28 ч
2
Что такое светская этика?
3
Мораль и культура.
4
Особенности морали.
5
Добро и зло.
6
Добро и зло.
7
Добродетель и порок.
8
Добродетель и порок.
9
Что значит «быть нравственным» в наше время.
10
Свобода и моральный выбор человека.
11
Свобода и ответственность.
12
Моральный долг.
13
Справедливость.
14
Альтруизм и эгоизм.
15
Дружба.
16
Что значит быть моральным?
17
Трудовая мораль.
18
Смысл жизни и счастье.
19
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества.
20
Нравственный поступок.
21
Золотое правило нравственности.
22
Стыд, вина и извинение.
23
Честь и достоинство.
24
Совесть.
25
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
26
Джентльмен и леди.
27
Образцы нравственности в культуре Отечества.
28
Что такое этикет.
29
Этикетная сторона костюма.
Духовные традиции многонационального народа России
5 ч
30
Семейные праздники.
31
Государственные праздники.
32
Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
33
Любовь и уважение к Отечеству.
34
35
Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Библия. Иллюстрированные фрагменты священного писания - М.: EWO-S&D RENAISSANCE, 1994.
-
К.А. Зурабов, В.В. Сухачевский. Мифы предания. Античный и библейский мир. Популярный энциклопедический словарь - М.: ТЕРРА, 1993
-
Боги и герои Древнего Рима - М.: «Стрекоза», 2008.
-
Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях - М.: РОСМЭН, 2006.
-
Библейская энциклопедия - М.: ТЕРРА, 1991.
-
Серия «Великие художники» в 30 томах - М.: «Директ Медиа», 2009.
-
Серия «Музеи мира» в 30 томах - М.:ЗАО «Ария АиФ», 2009.
-
Энциклопедия для детей. Религии мира - М.: «АВАНТА+», 2007.
-
Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации - М.: «АВАНТА+», 2007.
-
В.Н.Александров. История русского искусства - Минск: «ХАРВЕСТ», 2007.
-
Школьная энциклопедия. История России - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
.