ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ

У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Низкий уровень познавательной деятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта требуют от педагога нестандартного подхода в объяснении и закреплении учебного материала. Многократность повторения информации при воздействии на различные анализаторы и каналы восприятия дают положительные результаты.

1. С использованием пескографа

Оборудование: пескограф
аПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) На мокром песке учитель пальчиком рисует изучаемую букву. Ребенку предлагается пальчиком или маленькой игрушкой пройти путь по форме нарисованной буквы. Далее ребенок самостоятельно пишет букву. (Данное упражнение особенно эффективно для детей с нарушением мелкой моторики, ДЦП с частичной парализацией рук, порезами, неконтролируемыми стереотипными движениями)

б) На сухом песке на стеклянной панели с подсветкой учитель пишет букву и предлагает ребенку «пройти» пальчиком по светящейся дорожке. Далее ребенок копирует изученную букву, позже пишет самостоятельно или с помощью учителя.

2. С использованием светодиодного стеклографа

ОПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТАборудование: светодиодный стеклограф, флуорисцентные маркеры, подложка с образцом изучаемой буквы


На светодиодный стеклограф крепится образец буквы. Подбирается свет, соответствующий психоэмоциональному и соматическому состоянию ребенка. Маркером по стеклу пишется учителем изучаемая буква, далее ребенку предлагается самостоятельно написать данную букву.

3. С использованием математического планшета

ОПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТАборудование: математический планшет, банковские резинки

На математическом планшете учителем с помощью банковских резиночек конструируется буква. Далее ребенок по образцу, а после самостоятельно конструирует букву.

4. С помощью планшета «Мобильная аппликация»

Оборудование: планшет «Мобильная аппликация», липкая лента красного и синего цвета

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
На планшете учитель выкладывает букву из полосок красного цвета (для гласных), или из полосок синего цвета (для согласных) и просит ребенка повторить.

5. С помощью шнуровального планшета

Оборудование: персональный шнуровальный планшет (ротанговое покрытие форматом А-4), яркие шнуры, набор изученных букв


а) Учитель шнурами «вышивает» образ буквы и просит ребенка повторить.
б) Учитель просит ребенка выполнить «вышивание» по инструкции (5 шагов вверх, 3 шага вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный на планшете, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.
6. С помощью конструктора ЛЕГО
Оборудование: конструктор ЛЕГО, набор изученных букв


а) Учитель из конструктора собирает образ буквы и просит ребенка повторить.
б) Учитель просит ребенка выполнить конструирование по инструкции (5 больших блоков соединить с, 3 малыми с поворотом вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный при конструировании, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

7. С помощью бумажного конструктора

Оборудование: бумажный конструктор, изучаемая буква


Ребенку предлагается рассмотреть букву, «сфотографировать» глазками, закрыть глаза, представить образ буквы, рассмотреть детали конструктора: а) самостоятельно собрать букву; б) собрать с помощью учителя; в) собрать, накладывая части конструктора на образец

8. С помощью пластилина

Оборудование: стеклянная «тетрадь» (формат А-4, толщина стекла №3, желательно с разлиновкой), пластилин, подложка с изображением буквы, доска для лепки А-4

Ребенку предлагается скатать из пластилина «нити» и выложить по образцу на подложке букву (особенно эффективно для формирования графического образа прописной буквы)

9. С помощью различных предметов

Оборудование: стеклянные камушки для аквариума, модели фруктов

Ребенку предлагается выложить из предложенных предметов изучаемую букву.

10. С помощью канцелярских кнопок

Оборудование: разноцветные канцелярские кнопки, гладкая плитка из пенополистирола (формат А-4)

На плитку наносится образ буквы и предлагается ребенку «нарисовать» его кнопками,

11. С помощью ниткописи

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Оборудование: экран из бархатной бумаги (формат А-4), шерстяные нитки разных цветов


Учитель демонстрирует образец буквы, «написанной» ниткой или нитками на экране. (Дети с удивлением наблюдают за тем, что обычная нитка без клея не падает) Далее ребенку предлагается «написать» букву.

12. С помощью моделей букв

Оборудование: тканевый мешочек, модели букв

Ребенку предлагается

а) двумя руками нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква

б) одной рукой нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква.

13. С помощью спичек или счетных палочек


Оборудование: спички, счетные палочки
Ребенку предлагается по образцу или самостоятельно выложить букву из спичек или счетных палочек.
14. С помощью тела
Учитель показывает, как с помощью тела можно изобразить букву. Далее ребенку предлагается самому изобразить букву.
Предложенные приемы позволяют не только сформировать графомоторные навыки детей данной категории, но и скорректировать тонкую моторику рук, нарушения артикуляционной и графо-моторной координации (нарушение каллиграфии), зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, предупредить зеркальность и перестановку их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа, нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов, трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса, нарушения зрительной, слуховой функций, трудности концентрации и распределение внимания.


© 2010-2022